СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нартский эпос в музыке и изобразительном искусстве»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                    «Истинно велик тот человек,

                                                     который сумел овладеть своим временем!»

 

                                                  «То слово не исчезнет совершенно,

                                                   которое  повторяется многими в народе».

                                                                  Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)

                                                                        древнегреческий поэт.

                        

                                                  «Мы восхищаемся древностью,

                                                  но живем  современностью».

                                                                                  Овидий (43 г. до н.э.)- поэт.

 

 

«Марш в стране нартов» В. Долидзе (вход в класс).

«Танец на носках» осетинский народный танец (слушание).

 «Нартонта» - Ю. Моргоев (исполнение).

«Гимн городу Владикавказ» Д. Чибировой (исполнение).

 

 

Вход в класс под «Марш в стране нартов» В. Долидзе.

-Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?

-Кто его автор?

-А кто такие нарты?

На прошлом уроке мы говорили об этом. (Нарты -поэтический псевдоним алан, а Нартский эпос - фантастическая биография народа в древнейший период жизни. Написан эпос в стихах. Это летопись народа).

Нарты были земными героями, они имели земные заботы, радости и печали, высоко ценили честность и благородство, верность слову и долгу.

Да, они были земными героями, но для них не было никаких запретных зон - они водили дружбу с небожителями,  спускались в Царство морское, Царство подземное, переходили границы страны бесов.

Ярко, красочно и богато изображен в сказаниях досуг «детей Солнца». (Досуг сплошь заполнен пиршествами, плясками и играми). По выражению одного сказания «Бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презрение к смерти у них сочеталось с любовью к жизни и ее радостям. После тягот и опасностей войны, далеких набегов и охоты,  они всей душой отдавались разгульному веселью. О размахе предстоящего пиршества можно было судить уже по пригласительной формуле крикуна: «Способные ходить - приходите сами, кто ходить не может — того несите». Ни одна душа не могла уклониться от участия на пиру. Столы тянулись на расстояние полета стрелы.

Под тяжестью мяса ломились столы в громадных котлах,  ронг и     пиво лились через край. Кульминации своей достигало пиршество, когда начинался знаменитый нартский пляс - симд. На прошлом уроке вы слушали этот танец.

-Что вы можете о нем рассказать? (ответы детей).

Кроме хороводного симда, в сказаниях описываются сольные танцы требовавшие от исполнителя виртуозного искусства и ловкости. Например: надо было проплясать по краям фынга, не задев ничего из стоявших на нем сосудов и не уронив ни одной крошки.

Так в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы эпоса описывают сольный танец:  

 

                                        И вскочил тут Сослан,

                                        Да и начал пля