«Истинно велик тот человек,
который сумел овладеть своим временем!»
«То слово не исчезнет совершенно,
которое повторяется многими в народе».
Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)
древнегреческий поэт.
«Мы восхищаемся древностью,
но живем современностью».
Овидий (43 г. до н.э.)- поэт.
«Марш в стране нартов» В. Долидзе (вход в класс).
«Танец на носках» осетинский народный танец (слушание).
«Нартонта» - Ю. Моргоев (исполнение).
«Гимн городу Владикавказ» Д. Чибировой (исполнение).
Вход в класс под «Марш в стране нартов» В. Долидзе.
-Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?
-Кто его автор?
-А кто такие нарты?
На прошлом уроке мы говорили об этом. (Нарты -поэтический псевдоним алан, а Нартский эпос - фантастическая биография народа в древнейший период жизни. Написан эпос в стихах. Это летопись народа).
Нарты были земными героями, они имели земные заботы, радости и печали, высоко ценили честность и благородство, верность слову и долгу.
Да, они были земными героями, но для них не было никаких запретных зон - они водили дружбу с небожителями, спускались в Царство морское, Царство подземное, переходили границы страны бесов.
Ярко, красочно и богато изображен в сказаниях досуг «детей Солнца». (Досуг сплошь заполнен пиршествами, плясками и играми). По выражению одного сказания «Бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни».
Презрение к смерти у них сочеталось с любовью к жизни и ее радостям. После тягот и опасностей войны, далеких набегов и охоты, они всей душой отдавались разгульному веселью. О размахе предстоящего пиршества можно было судить уже по пригласительной формуле крикуна: «Способные ходить - приходите сами, кто ходить не может — того несите». Ни одна душа не могла уклониться от участия на пиру. Столы тянулись на расстояние полета стрелы.
Под тяжестью мяса ломились столы в громадных котлах, ронг и пиво лились через край. Кульминации своей достигало пиршество, когда начинался знаменитый нартский пляс - симд. На прошлом уроке вы слушали этот танец.
-Что вы можете о нем рассказать? (ответы детей).
Кроме хороводного симда, в сказаниях описываются сольные танцы требовавшие от исполнителя виртуозного искусства и ловкости. Например: надо было проплясать по краям фынга, не задев ничего из стоявших на нем сосудов и не уронив ни одной крошки.
Так в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы эпоса описывают сольный танец:
И вскочил тут Сослан,
Да и начал пля