СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение слуха. ОВЗ. Рекомендации учителю

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается  недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. В данной презентации представлены рекомендации для учителей, которые работают с учащимся, имеющих некоторые сложности со слухом

Просмотр содержимого документа
«Нарушение слуха. ОВЗ. Рекомендации учителю»

Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями слуха

Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями слуха

Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности.

Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха

Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности.

Устная и письменная речь неслышащих детей аграмматична, много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств.

Устная и письменная речь неслышащих детей аграмматична, много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств.

Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом – формирование у них устной речи. Это одно из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка.

Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом – формирование у них устной речи. Это одно из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка.

Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.

Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха

Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.

Учитель, работающий с неслышащими детьми, должен руководствоваться следующими принципами и правилами коррекционной работы: 1. осуществлять индивидуальный подход к ученику; 2. использовать методы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки

Учитель, работающий с неслышащими детьми, должен руководствоваться следующими принципами и правилами коррекционной работы: 1. осуществлять индивидуальный подход к ученику;

2. использовать методы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки

Для предотвращения возникающего утомления следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов

Для предотвращения возникающего утомления следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов

Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен иметь индивидуальные слуховые аппараты. Учителю нужно следить, чтобы аппараты были в рабочем состоянии и оснащены элементами питания

Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен иметь индивидуальные слуховые аппараты.

Учителю нужно следить, чтобы аппараты были в рабочем состоянии и оснащены элементами питания

На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога , учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, дефектолог, психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе

На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога , учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, дефектолог, психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка.

Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям: · лексическо-семантический уровень (слово); · синтаксический уровень (словосочетания и предложения); · уровень текста.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:

· лексическо-семантический уровень (слово);

· синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

· уровень текста.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Лексическо-семантический уровень (слово); Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи: · использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); · демонстрация слайдов, учебных фильмов; · демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Лексическо-семантический уровень (слово);

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

· использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов,

игрушек, картинок, изображений);

· демонстрация слайдов, учебных фильмов;

· демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Лексическо-семантический уровень (слово); Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи: · подбор синонимов, антонимов; · перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился); · подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция); · морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает); · подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды); · негативные определения (беспорядок – нет порядка); · тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи); · опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Лексическо-семантический уровень (слово);

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

· подбор синонимов, антонимов;

· перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

· подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);

· морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);

· подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);

· негативные определения (беспорядок – нет порядка);

· тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);

· опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который

позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик

не удержался на ногах и упал на землю).

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Синтаксический уровень а) употребление диалогических форм речи: Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Синтаксический уровень

а) употребление диалогических форм речи:

Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми.

Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Синтаксический уровень б) описательно-повествовательная речь: Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. (подбор картинок, иллюстраций к предложению, составление рассказов по серии картинок ; )

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Синтаксический уровень

б) описательно-повествовательная речь:

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами.

В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные

языковые средства. (подбор картинок, иллюстраций к предложению, составление рассказов по серии картинок ; )

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми Уровень текста Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста. а) вступительная беседа б) самостоятельное чтение текста. в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. г) подробный анализ текста всего рассказа. д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми

Уровень текста

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста,

является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого

произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми

читаемого текста.

а) вступительная беседа

б) самостоятельное чтение текста.

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом.

г) подробный анализ текста всего рассказа.

д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом  Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.   Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).  Не размахивайте руками   Не кивайте головой при разговоре.

Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом

  • Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.

  • Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).

  • Не размахивайте руками

  • Не кивайте головой при разговоре.
Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом Повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;  Сделайте перестановку слов в предложении;  Запишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.   Замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;

Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом

  • Повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;

  • Сделайте перестановку слов в предложении;

  • Запишите свою фразу с
  • последующим одновременным проговариванием.

  • Замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.   Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:   Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.

Правила поведения при общении с учащимися   с нарушенным слухом

  • Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.

  • Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:

  • Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.
Цените то, что Вы имеете, многие не имеют и этого Эта фотография висит во многих кабинетах врачей-отоларингологов. Фотограф Джек Бредли сделал этот снимок в момент, когда глухой мальчик (Harold Whittles) впервые услышал звук через только что установленный ему звуковой аппарат.  Достойное, сильное фото…

Цените то, что Вы имеете, многие не имеют и этого

Эта фотография висит во многих кабинетах врачей-отоларингологов.

Фотограф Джек Бредли сделал этот снимок в момент, когда глухой мальчик (Harold Whittles) впервые услышал звук через только что установленный ему звуковой аппарат. Достойное, сильное фото…