Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями слуха
Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха
Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности.
Устная и письменная речь неслышащих детей аграмматична, много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств.
Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом – формирование у них устной речи. Это одно из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка.
Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха
Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.
Учитель, работающий с неслышащими детьми, должен руководствоваться следующими принципами и правилами коррекционной работы: 1. осуществлять индивидуальный подход к ученику;
2. использовать методы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки
Для предотвращения возникающего утомления следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов
Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен иметь индивидуальные слуховые аппараты.
Учителю нужно следить, чтобы аппараты были в рабочем состоянии и оснащены элементами питания
На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога , учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, дефектолог, психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка.
Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:
· лексическо-семантический уровень (слово);
· синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
· уровень текста.
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Лексическо-семантический уровень (слово);
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
· использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов,
игрушек, картинок, изображений);
· демонстрация слайдов, учебных фильмов;
· демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Лексическо-семантический уровень (слово);
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
· подбор синонимов, антонимов;
· перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);
· подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);
· морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
· подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);
· негативные определения (беспорядок – нет порядка);
· тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);
· опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который
позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик
не удержался на ногах и упал на землю).
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Синтаксический уровень
а) употребление диалогических форм речи:
Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми.
Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него.
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Синтаксический уровень
б) описательно-повествовательная речь:
Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами.
В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные
языковые средства. (подбор картинок, иллюстраций к предложению, составление рассказов по серии картинок ; )
Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми
Уровень текста
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста,
является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого
произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми
читаемого текста.
а) вступительная беседа
б) самостоятельное чтение текста.
в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом.
г) подробный анализ текста всего рассказа.
д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
- Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.
- Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).
- Не кивайте головой при разговоре.
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
- Повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
- Сделайте перестановку слов в предложении;
- Запишите свою фразу с
- последующим одновременным проговариванием.
- Замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
- Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.
- Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:
- Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.
Цените то, что Вы имеете, многие не имеют и этого
Эта фотография висит во многих кабинетах врачей-отоларингологов.
Фотограф Джек Бредли сделал этот снимок в момент, когда глухой мальчик (Harold Whittles) впервые услышал звук через только что установленный ему звуковой аппарат. Достойное, сильное фото…