СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по учебной дисциплине "Основы дефектологии"  Раздел 6. Нарушение слуха у детей дошкольного возраста. Тема 6.1. Причины нарушения слуха. Степени проявления. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха  

Просмотр содержимого документа
«Нарушение слуха у детей дошкольного возраста»

Раздел 6. Нарушение слуха у детей дошкольного возраста

Тема 6.1. Причины нарушения слуха. Степени проявления.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха


Практическое занятие


Тема работы: «Нарушение развития в связи с недостаточностью слуха. Этиология. Степени и структура нарушения развития. Анализ развития высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста на материале просмотра и анализа учебных занятий»


1. Цели занятия

Сформировать знания об этиологии, степенях и структуре нарушения развития.

Сформировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать высшие психические функции при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста.

2. Задание

1. Изучить причины, степени и структуру нарушения развития.

2. Изучить особенности высших психических функций при нарушениях слуха.

3. Проанализировать состояние высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста на материале просмотра и анализа учебного занятия


3. Оснащение работы

1. Ноутбук, телевизор, видеоролик к теме: «Учебное занятие с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста».

2. Методические материалы «Нарушения слуха» (приложение 1).


4. Основные теоретические сведения

4.1. Методические материалы «Нарушения слуха» (приложение 1).

4.2. Структура дефетка при нарушениях слуха:

- первичный дефект - отсутствие или значительная недостаточность сформированности образов слухового восприятия;

- вторичный дефект – нарушение речи;

- третичный дефект - специфика мышления, специфика развития личности, дезадаптация.


5. Порядок выполнения работы

5.1. Поделиться на группы по 4 человека, получить задание и приложения

5.2. Проанализировать задание практического занятия.

5.3. Выполнять задания, делать пометки в конспекте, отвечать по ходу выполнения заданий.

5.4. Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка (просмотр видеоролика).

5.5. Проанализировать состояние высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста на материале просмотра и анализа учебного занятия, оформить отчет.


6. Форма отчета о работе

Практическое занятие

Учебная группа __ , номер группы на учебном занятии _________ Дата выполнения работы __

Фамилии, инициалы обучающихся ____________________________________

Тема работы: «Причины нарушения слуха. Степени проявления. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха»

Задание: Проанализировать состояние высших психических функций при нарушениях слуха у детей дошкольного возраста на материале просмотра и анализа учебного занятия


№ п/п

Высшие психические функции


1.

Внимание


2

Речь (коммуникация)


3

Общая и мелкая моторика


4

Мышление


5

Нормы поведения (реакции на взрослого)


6

Эмоциональная сфера



Приложение 1

Нарушения слуха

Сурдопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучаетет особенности развития и обучения человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.

Основные задачи науки: выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух; изучить особенности развития познавательной деятельности людей с нарушенным слухом; изучить закономерности развития их личности; разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха; дать обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, проблемы интегрированного обучения.

1. Причины нарушения слуха, их диагностика и медицинская реабилитация

Причины самые разные, возникающие в период внутриутробного развития и после рождения. Диагностика: в первые дни после рождения (ранний скрининг) и ежегодно при прохождении обследования ребенка. Медицинская реабилитация: кохлеарная имплантация, слухопротезирование; педагогическая реабилитация: коррекционные занятия начиная с раннего возраста: развитие слухового восприятия, чтоние с губ, жестовая речь, дактилология, развитие устной и письменной речи.

2. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха решает задачи научного обоснования подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В практической работе с детьми с нарушением слуха испрользуется педагогическая классификация Р.М. Боскис, в основу которой положены такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. В этой классификации выделяются три основные группы детей с нарушением слуха: глухие (ранооглохшие), слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. К этой группе относят детей с тугоухостью 3-й степени (ощущают звуки 70–85 дБ) и тугоухостью 4-й степени (ощущают только очень громкие звуки 85–100 дБ). Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до трех лет). Если детей этой группы специально не обучать речи, то она у них не формируется. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы.

Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Различают тугоухость 1-й степени (ребенок слышит звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (ребенок слышит звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Развитие ребенка зависит от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. При неблагоприятных условиях в этом же возрасте ребенок может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей.

Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь)к этой группе относят детей, потерявших слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть после трех лет. Важнейшим критерием отнесения детей к позднооглохшим является не возраст утраты слуха, а именно наличие развитой речи. Степень утраты слуха у них может быть разной: либо близкой к глухоте, либо близкой к слабослышанию. У детей может появиться острая реакция на то, что они перестали слышать звуки, воспринимают речь искаженно, перестали понимать, что им говорят. Развитие ребенка зависит от того, можно ли научить его воспринимать устную речь или использовать специальную речь глухих. В благоприятных условиях развитие речи и психических процессов приближается к нормальному развитию, но не всегда удается устранить своеобразие формирования личности и общения с окружающими.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Степень речевого разви-тия - основной принцип психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Эти недостатки могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют группы детей с недостатками слуха:

1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. 2 подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей развитие речи.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, контролирующей, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.