СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Даже те, кто постоянно имеет дело с людьми с нарушением зрения, не всегда имеют точные представления, как они на самом деле видят, как воспринимают окружающее, с какими трудностями сталкиваются при этом. Расскажу о наиболее часто встречающихся зрительных диагнозах и наглядно продемонстрирую примеры того, как может в реальности видеть человек с тем или иным заболеванием, какие офтальмо- гигиенические требования необходимо соблюдать. Что означают самые распространённые медицинские сокращения, с которыми могут столкнуться родители ребёнка с нарушением зрения. Упражнения для проведения зрительных физкультминуток для детей с нарушением зрения.
Нарушение зрения. Общие сведения для родителей.
Даже те, кто постоянно имеет дело с людьми с нарушением зрения, не всегда имеют точные представления, как они на самом деле видят, как воспринимают окружающее, с какими трудностями сталкиваются при этом. Расскажу о наиболее часто встречающихся зрительных диагнозах и наглядно продемонстрирую примеры того, как может в реальности видеть человек с тем или иным заболеванием, какие офтальмо- гигиенические требования необходимо соблюдать. Что означают самые распространённые медицинские сокращения, с которыми могут столкнуться родители ребёнка с нарушением зрения. Упражнения для проведения зрительных физкультминуток для детей с нарушением зрения.
Нарушение зрения.
Давайте разберемся в классификации детей с нарушением зрения. В соответствии с этой классификацией по остроте зрения дети с нарушением зрения делятся на:
Слепые дети. Эту подкатегорию составляют дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 15 градусов от точки фиксации во всех направлениях. Такие дети являются практически слепыми, так как они весьма ограниченно могут использовать зрение. Большинство детей подкатегории «слепые» имеют те или иные формы остаточного зрения: светоощущение, светоощущение с цветоощущением, ощущение движения руки перед лицом, остаточное предметное (или форменное) зрение.
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Дети с пониженным зрением (частично зрячие дети, дети с остаточным зрением) – это дети с остротой зрения у от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Для лучшего понимания зрительных возможностей приведем сравнение, данные В.З. Денискиной, заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»:
«Если нормальную остроту зрения, принятую за единицу, представить в виде целого яблока, то острота зрения 0,01 составит одну часть яблока, разделенного на 100 равных частей; острота зрения 0,04 — четыре части яблока, разделенного на 100 равных частей; острота зрения 0,5 — пять частей яблока, разделенного на 10 равных частей, и т. п.»
Некоторые медицинские обозначения
Что означают самые распространённые медицинские сокращения, с которыми могут столкнуться родители ребёнка с нарушением зрения?
№ п\п | сокращения | расшифровка |
1 | Ast | астигматизм |
2 | Dist. pup. | межзрачковое расстояние |
3 | OD | правый глаз |
4 | OS | левый глаз |
5 | OU | оба глаза |
6 | PI | простое стекло |
7 | T (tensio) | давление |
8 | T+2 | внутриглазное давление повышено |
9 | T+3 | внутриглазное давление резко повышено |
10 | T-1, T-2 | внутриглазное давление понижено |
11 | T-3 | выраженная гипотония глаза |
12 | Tn | внутриглазное давление нормальное |
13 | vis | острота зрения |
14 | vis=0 | тотальная слепота (без светоощущения) |
15 | vis=1/∞ | слепота с сохранением светоощущения |
16 | vis=1/∞ pr certa | светоощущение с правильной светопроекцией |
17 | vis=1/∞ pr incerta | светоощущение с неправильной светопроекцией |
18 | АСС | астенический синдром |
19 | б/о | без очков |
20 | в/о | в очках |
21 | ВГД | внутриглазное давление |
22 | ВЧД | внутричерепное давление |
23 | ДЗН | диск зрительного нерва |
24 | ДПТР | диоптрия |
25 | ДЦП | детский церебральный паралич |
26 | ЗПР | задержка психического развития |
27 | ЗРР | задержка речевого развития |
28 | ММД | минимальная мозговая дисфункция |
29 | МЦД | мозговая церебральная дисфункция |
30 | ОНР | общее недоразвитие речи |
31 | ПЭП | пренатальная энцефалопатия |
32 | РПН | ренопатия недоношенных |
33 | СДВ | синдром дефицита внимания |
34 | СДВГ | синдром дефицита внимания с гиперактивностью |
35 | СДР | синдром двигательной расторможенности |
36 | ЧАЗН | частичная атрофия зрительного нерва |
Диагнозы
Увеит
Увеит – это собирательное название группы заболеваний, которые связаны с воспалением сосудистой оболочки глаза (по-гречески «uvea»).
Что происходит?
При увеите может возникнуть:
покраснение глаза;
боль в глазу;
слезотечение;
повышенная чувствительность к свету;
снижение зрения.
Иногда симптомы заболевания проявляются поздно и они слабо выражены. Боли, как правило, нет. Глаз не краснеет. Постепенно снижается зрение или появляется «пятно» перед глазом (скотома), «туман» или «пелена». Могут быть искажения предметов.
По мере прогрессирования воспаления появляется выраженное покраснение глаза, зрение продолжает падать, тяжесть и боли в глазу усиливаются, к указанным симптомам присоединяется светобоязнь, слезотечение, повышение внутриглазного давления. В тяжелых запущенных случаях увеита возможным исходом заболевания может быть слепота.
Для того чтобы не развивался увеит, важно соблюдать гигиену глаз, следить, чтобы не происходило сильного переутомления и переохлаждения.
Тотальная слепота
Тотальная слепота - резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, при которой зрительное восприятие невозможно или очень ограниченно.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением.
Различают разные степени потери зрения:
абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение);
практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.
Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.
Люди со слепотой не могут воспринимать цвет, форму, размер предметов и их расположение в пространстве. Поэтому им трудно ориентироваться в пространстве, происходит задержка формирования движений. При этом у слепых людей усилена ориентировочная реакция на звук.
Кроме степени нарушения зрения большое значение имеет время наступления слепоты. Исходя из этого можно выделить две группы слепых: слепорожденные и ослепшие.
К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений.
Ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти.
При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности.
У ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте имеется прошлый опыт зрительных впечатлений, который облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
Скотома
Скотома - небольшой участок в пределах поля зрения, в котором зрение ослаблено или полностью отсутствует.
Причины могут быть самыми разнообразными. В основном это хронические заболевания глаз, такие как катаракта, глаукома, деформация и дефекты сетчатки, травмы глаза и зрительного нерва и др.
В основном, скотома не ощущается, и ее наличие можно выявить только при специальном обследовании. Люди, у которых отмечается наличие заболевания характеризуют ее как незначительную тень или пятно в поле зрения. По форме скотомы бывают самые разнообразные: овальные, круглые, в форме дуги или вовсе иметь не правильные контуры.
Основными симптомами являются:
возникновение пятен, которые мешают полноценно воспринимать объект;
отмечаются помутнения в глазах;
периодически наблюдаются потемнение в глазах.
Cо всех сторон этот участок окружен областями нормального видения. У всех людей в поле зрения каждого глаза имеется так называемое слепое пятно - небольшая область, которая не воспринимает свет.
Ретинопатия
Ретинопатия недоношенных (ретролентальная фиброплазия) – тяжелое заболевание, характеризующееся повреждением глаз недоношенных детей.
Различные нарушения физиологического процесса внутриутробного развития, несвоевременное рождение или внешние воздействия на организм младенца, неизбежно отражаются на этой глазной ткани.
Эти изменения были впервые описаны, когда стало возможным выхаживание недоношенных детей. Изначально существовало мнение, что развитие ретинопатии недоношенных связано с использованием кувезов, которые содержат высокий процент кислорода для поддержания жизни младенцев. Однако, позднее выяснилось, что небольшая масса тела (менее 1500г) при рождении, внутриутробный период короче 28 недель и ряд иных патологий внутриутробного развития также способны оказывать влияние на естественное развитие сетчатки новорожденных.
При этом основное значение приобретают наблюдения родителей малыша, которые первыми могут обнаружить следующие симптомы ретинопатии недоношенных:
Младенец не замечает либо не различает предметы, расположенные на расстоянии.
Подносит к лицу игрушки во время игры либо очень близко разглядывает картинки.
Не реагирует, когда ему рукой закрывают глаз с пониженным зрением либо, наоборот, сопротивляется при попытке закрыть хорошо видящий глаз.
Появляется внезапно возникшее косоглазие
игментная дистрофия сетчатки
Пигментная дистрофия сетчатки – это заболевание (абиотрофия, пигментный ретинит) внутренней оболочки глаза, при котором происходит повреждение преимущественно палочек сетчатки.
Оно относится к той категории заболеваний, которые характеризуются наличием генетической наследственности.
На начальных этапах заболевание себя может никак не проявлять, но позже появляются жалобы на снижение остроты сумеречного зрения («куриная слепота») и связанные с этим трудности в ориентации. Учитывая, что основная часть больных — дети младшего возраста, изменения со зрением могут остаться незаметными для родителей, а процесс продолжать прогрессировать.
В результате начинается сужение полей зрения. Может полностью отсутствовать периферическое зрение, и данное состояние носит название «тоннельное зрение», как будто больной постоянно смотрит через тонкую и довольно длинную трубочку.
Признаки (симптомы):
Плохое зрение в сумерках на оба глаза;
Частые спотыкания и столкновения с окружающими объектами в условиях пониженной освещенности;
Постепенное сужение периферического поля зрения;
Засветы;
Быстрая утомляемость глаз.
Отслойка сетчатки
Отслойка сетчатки — это процесс отделения сетчатой оболочки глаза от сосудистой оболочки. В здоровом глазу они тесно соприкасаются. Отслойка сетчатки нередко приводит к значительному снижению зрения и слепоте.
Чаще всего она возникает при травмах и близорукости, а также при диабетической ретинопатии, внутриглазных опухолях, дистрофиях сетчатой оболочки и т.д.
Основной причиной отслойки сетчатки является изменение стекловидного тела, приводящее к разрыву. Если разрыв образовался, то через него жидкость из стекловидного тела проникает под сетчатку и отслаивает ее от сосудистой оболочки.
Что может указывать на начавшуюся отслойку сетчатки?
появление «пелены» перед глазом. Пациенты безуспешно пытаются самостоятельно устранить ее, промывая глаза чаем или закапывая капли. В этом случае важно запомнить и сказать врачу, с какой стороны первоначально появилась «пелена», так как со временем она может увеличиться и занять все поле зрения;
вспышки в виде искр и молний — также являются характерной чертой происходящего отслоения сетчатки;
искажение рассматриваемых букв, предметов, выпадение из поля зрения их отдельных участков указывает на то, что отслоение захватило центр сетчатки.
У человека с отслоенной сетчаткой появляется черная завеса, которая заслоняет часть поля зрения в больном глазу, распространяясь на всю сетчатку. Глаз полностью перестает видеть.
Иногда отмечается, что после сна зрение несколько улучшается. Это объясняется тем, что при горизонтальном положении тела сетчатка возвращается на свое место, а когда человек принимает вертикальное положение, она вновь отходит от сосудистой оболочки и дефекты зрения возобновляются.
Оптиконевромиелит, или болезнь Девика
Оптиконевромиелит, или болезнь Девика - это заболевание центральной нервной системы, которое затрагивает в основном глазные нервы и спинной мозг.
Оно возникает тогда, когда иммунная система организма атакует клетки собственной нервной системы: глаза, спинной и иногда головной мозг.
Причины оптиконевромиелита неизвестны, хотя иногда он является результатом инфекции или может быть связан с каким-то другим аутоиммунным заболеванием.
Оптиконевромиелит может приводить к слепоте (на один или оба глаза), слабости или параличу конечностей, болезненным спазмам, потере чувствительности, неконтролируемой рвоте или икоте, а также недержанию - всё это происходит из-за повреждения спинного мозга.
Нистагм
Нистагм – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.
Симптомы:
непроизвольных движений глазами;
светочувствительность;
ощущением того, что картинка смещается, расплывается и дрожит.
может развиться чувство неустойчивости, головокружения.
При этом сам больной может заметить патологию не сразу, а только после концентрации на этом дефекте.
Некоторые разновидности заболевания не приводят к сильному ухудшению зрения.
Нистагм можно условно разделить на врожденный и приобретенный.
Врожденный – патология достаточно редкая. Он может развиваться вследствие родовых травм, внутриутробных инфекций, частичной атрофии зрительного нерва, дальнозоркости, астигматизма, миопии и др.
Приобретенный нистагм развивается вследствие:
опухоли головного мозга;
ушиба головного мозга;
энцефалита;
офтальмологических заболеваний и др.
При нистагме глазные яблоки могут совершать разные движения: горизонтальные, вертикальные, маятникообразные, смешанные и другие. Нистагм затрудняет фиксацию предметов и вызывает зрительную утомляемость не только в учебной работе, связанной с чтением и письмом плоским шрифтом, но и в повседневной жизни.
Макулодистрофия сетчатки глаза
Макулодистрофия сетчатки глаза – это заболевание сетчатки глаза, приводящее к частичной или полной потере зрения из-за возрастных склеротических изменений желтого пятна.
При макулодистрофии страдает при этом ее центральная часть – желтое пятно – место, на котором фокусируется световой поток. Макула в переводе с латыни и означает «пятно», а дистрофия – это нарушение питания. Желтое пятно у человека отвечает за остроту центрального зрения. Поэтому периферическое зрение при этом не страдает.
Главные факторы риска макулодистрофии – это возраст и наследственность.
Макулодистрофия – это болезнь пожилых, обычно ее диагностируют у людей старше 50 лет. Однако есть сведения, что в последнее время эта болезнь «помолодела». Ученые считают, что виноват в этом ультрафиолетовый свет, источником которого могут быть солнечный свет, лампы дневного света, ксеноновые лампы и даже экран компьютера.
Выделяют два вида макулодистрофии – сухую и влажную. Обе они проявляются не сразу.
Когда проявляется сухая макулодистрофия, ее замечают не сразу, так как очень часто макулодистрофия развивается сначала на одном глазу, а это на общую остроту зрения на начальных этапах не сильно влияет. Сначала становится трудно читать и выполнять мелкую работу. Человек чувствует потребность в более ярком свете, чем раньше для выполнения одной и той же работы.
Страдающие влажной дистрофией внезапно замечают, что прямые линии кажутся волнистыми, а зрение резко упало. Часто страдающие влажной макулодистрофией жалуются на темное пятно посреди поля зрения.
Для обеих форм характерно пелена перед глазами и нарушение цветовосприятия. Боли страдающие этим заболеванием не испытывают. Полная слепота при макулодистрофии наступает редко.
Обычно макулодистрофия поражает оба глаза, но происходит это неодновременно. У большинства людей сначала ухудшается состояние одного глаза, потом другого.
Страдающие макулодистрофией даже на последних стадиях заболевания в пространстве ориентируются нормально, так как периферическое зрение у них не страдает. Однако выполнять мелкую работу или читать они могут с трудом. Чтобы облегчить жизнь, им нужно
направлять свет непосредственно на книгу или на работу - это увеличит контрастность текста или изображения;
использовать галогеновые лампы - они дают более ровный свет;
если человеку трудно читать, можно использовать аудиокниги.
Полное излечение макулодистрофии невозможно, можно лишь предупредить это заболевание:
Пользуйтесь темными очками, когда находитесь на солнце. Не забывайте и про шляпу.
Питайтесь правильно, ешьте больше овощей и фруктов. Особенно врачи рекомендуют шпинат и капусту.
При необходимости принимайте витамины. Однако помните, что избыток витаминов – это тоже плохо. Может развиться гипервитаминоз.
Занимайтесь спортом. Это укрепляет весь организм, в том числе и сосуды.
Курение пагубно влияет на сосуды, в том числе и на сосуды глаз;
Регулярно проверяйте свое зрение.
Кровоизлияние в стекловидное тело
Кровоизлияние в стекловидное тело - вытекание крови в полость стекловидного тела при нарушении по разным причинам целостности стенок кровеносных сосудов глаза. Массированные кровоизлияния называют гемофтальмом.
Кровоизлияние в полость глаза может случиться по разным причинам. Наиболее частыми является:
травмирование глаза;
наличие некоторых заболеваний глаз (отслойка сетчатки); осложнение;
при таких заболеваниях, как сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и др.
Можно назвать основные симптомы, характерные для гемофтальма:
снижение либо полное отсутствие предметного зрения;
сохранение светоощущения;
появление вспышек света или черных пятен перед глазами.
В зависимости от количества излившейся крови, симптомы различаются, начиная с плавающих точек, ниток и так далее, до внезапной потери зрения с сохранившимся светоощущением, то есть способностью различать свет и тьму.
Как правило, качество зрения при гемофтальме утром бывает лучше. Это связано с тем, что кровь в спокойном состоянии оседает в нижних отделах глаза.
Катаракта
Катаракта – помутнение хрусталика, «серость» в области зрачка.
В переводе с греческого катаракта означает «водопад». При катаракте зрение затуманивается, и человек видит, как бы сквозь падающую воду или через запотевшее стекло.
Симптомы катаракты:
возникновение двоения в глазу, в том случае, когда второй в это время закрыт. Это ранний симптом, по мере того, как болезнь прогрессирует, он исчезает;
нечеткость картинки, расплывчатость образов, которая не корректируется с помощью контактных линз и очков. При этом плохо видны как близко, так и далеко расположенные предметы;
повышение светочувствительности глаза в ночное время. В целом ночное зрение ухудшается. Все источники света кажутся чрезмерно яркими, раздражающими глаза;
при обзоре источников света человек с катарактой видит вокруг него ореолы;
восприятие цвета нарушается - все цвета становятся более бледными. Особенно трудно воспринимать человеку оттенки фиолетового и голубого цвета;
с развитием заболевания все острее ощущается мелькание перед глазами полосок, штрихов и пятен, светобоязнь, двоение изображения.
часто возникают затруднения при чтении из-за уменьшения контрастности текста, но острота зрения, как правило, остается неизменной.
Катаракта сопровождается утратой предметного зрения, при этом светоощущение в пораженном глазу сохранено.
По мере «созревания» катаракты цвет зрачка вместо черного становится белым.
Причины возникновения катаракты:
генетическая предрасположенность;
травмы глаза;
различные глазные заболевания (например, глаукома, близорукость);
нарушение обмена веществ, сахарный диабет;
неблагоприятная экологическая обстановка и др.
В результате заболевания человек постепенно, но необратимо теряет зрение и может совсем ослепнуть. У людей с катарактой нарушено, в том числе, периферическое зрение, поэтому они совершают поисковые движения головой и глазами при рассматривании предметов.
Дистрофия сетчатки
Дистрофия сетчатки - это изменения сетчатки, приводящие к ухудшению зрения.
Такое заболевание сетчатки является одним из основных причин слепоты и слабовидения. Симптомы заболеваний сетчатки: появление искр перед глазами, возникновение завесы (тени), понижение зрения, внезапная утрата бокового зрения (при отслойке сетчатки).
Самое страшное состоит в том, что вначале заболевание протекает бессимптомно. Именно сетчатка отвечает за восприятие изображения, а при ее дистрофии нарушается ее питание.
В итоге происходит выпадение центральной зоны сетчатки, остается только периферическое зрение. Это означает, что человек в состоянии отличить день от ночи и видеть нечеткие контуры предметов боковым зрением, а вот в центре изображения попросту отсутствует.
Диабетическая ретинопатия
Диабетическая ретинопатия - поражение сосудов сетчатой оболочки глазного яблока. Это тяжелое и очень частое осложнение диабета, которое может привести к слепоте.
Сахарный диабет в последнее время все более распространенным заболеванием. Диабетом болеют, как взрослые, так и дети. Увеличение количество больных диабетом связывают с тем, что в современном обществе, особенно в крупных городах, очень распространены факторы риска этого заболевания: неблагоприятная окружающая среда, избыточный вес, нерациональное питание, ограниченная физическая активность, «сидячий» образ жизни, стрессы, хроническая усталость.
Вероятность развития проблем с глазами при диабете стремительно возрастает, если у вас:
хронически повышенный уровень глюкозы в крови;
артериальное давление выше нормы (гипертония);
заболевание почек;
генетическая предрасположенность;
Итак, мелкие сосуды, по которым кровь течет к глазам, разрушаются из-за повышенного сахара в крови, гипертонии или курения. Ухудшается доставка кислорода и питательных веществ. В ответ на кислородное голодание тканей организм выращивает новые капилляры, чтобы восстановить приток крови к глазам. В этот период лишь разрушаются стенки мелких кровеносных сосудов. Такие разрушения называются микроаневризмы. Из них иногда вытекает кровь и жидкость на сетчатку. Нервные волокна в сетчатке могут начинают набухать и центральная часть сетчатки (макула) тоже может начать отекать (это известно как отек желтого пятна). Сетчатка может растягиваться и отделяться от задней части глаза - это называется отторжение сетчатки. Если новые кровеносные сосуды мешают нормальному потоку жидкости из глаза, то давление в глазном яблоке может повышаться. Это в свою очередь приводит к повреждению зрительного нерва, который несет изображения с ваших глаз к мозгу. И тогда появляются жалобы на нечеткость зрения, плохое ночное зрение, искажение предметов и т. д.
Поражение сетчатки протекает безболезненно. На ранних стадиях диабетической ретинопатии человек может не замечать снижения зрения. Возникновение внутриглазных кровоизлияний сопровождается появлением перед глазом пелены и плавающих темных пятен, которые обычно через некоторое время бесследно исчезают (рис. 2). Развитие отека центральных отделов сетчатки, ответственных за чтение и способность видеть мелкие предметы, также может вызывать ощущение пелены перед глазом (рис. 3). Характерно появление затруднений при выполнении работы на близком расстоянии или чтении.
Рис. 1 – нормальное зрение
Рис. 2 – кровоизлияние в стекловидное тело
Рис. 3 – макулярный отек
Деструкция стекловидного тела (ДСТ)
Деструкция стекловидного тела (ДСТ) - это помутнение стекловидного тела за счёт того, что отдельные волокна утолщаются и теряют прозрачность. Эти помутнения принято называть «мушками», хотя каждый видит их по-разному, благодаря богатой фантазии.
Однако следует отличать «мушки», связанные с деструкцией стекловидного тела, от тех, которые вызваны поднятием тяжестей, перепадами давления, взглядом на солнце или другой яркий источник света и т.п. «Мушки», вызванные ДСТ, видны практически всегда и имеют стабильную форму; «мушки», вызванные другими причинами, через какое-то время могут исчезнуть.
Причины деструкции стекловидного тела:
возрастные изменения стекловидного тела (в возрасте 40-60 лет)
близорукость (миопия)
сосудистые нарушения (вегетососудистая дистония, артериальная гипертензия, дистрофические изменения сосудов)
шейный остеохондроз
некоторые заболевания (сахарный диабет, диабетическая ретинопатия)
травмы головы
травмы глаз и носа
операции на глазах
длительные нагрузки глаз
физическое перенапряжение
стрессы
радиационное и токсическое воздействие на организм
глазные заболевания
Внешний вид мушек зависит от типа деструкции стекловидного тела:
1. Мушки в виде паутинок, ниточек или полосок. При разжижении стекловидного тела его волокна могут склеиваться, образуя ветвистые переплетения, которые нам кажутся пауками, медузами, осьминогами и т.п.
2. Мушки в виде черных точек, кружочков, колечек и т.п.
Лечение «мушек» требуется далеко не всегда. Если Вы видите небольшое количество «мушек», которые не препятствуют вашей обычной жизнедеятельности, скорее всего, беспокоиться не о чем, но придется регулярно ходить на прием к офтальмологу для тщательного осмотра на предмет прогрессирования заболевания.
Если же Вы вдруг стали видеть вспышки или молнии, это может быть признаком разрыва или отслоения сетчатки и требует срочного медицинского вмешательства.
Еще один способ борьбы с мушками – изменение своего образа жизни. Больше занимайтесь спортом, следите за правильным питанием, не напрягайте глаза длительное время, делайте зарядку для глаз и давайте им отдыхать.
Дальнозоркость
Дальнозоркость (гиперметропия) – представляет собой нарушение зрения, когда глазное яблоко пребывает в состоянии, похожем на сплюснутость. При этом изображения и предметы сливаются на близком расстоянии.
Почему-то принято считать, что дальнозоркие люди прекрасно видят предметы, находящиеся далеко, а вот то, что у них перед глазами, видят плохо. Это мнение ошибочно. Ведь точки ясновидения, как таковой, у дальнозорких людей вообще не существует, а это значит, что у них нет четкости зрения в принципе, и оно (зрение) нуждается в коррекции.
Что же должно насторожить родителей? Обычно при слабой степени дальнозоркости ребенок долго не замечает проблем со зрением. Однако он чувствует определенный дискомфорт в глазах. При этом
ребенок постоянно потирает глаза руками, часто моргает, время от времени крепко зажмуривается и затем широко открывает глаза;
при складывании паззлов или конструктора с мелкими деталями ребенок низко наклоняется над столом. При просмотре телевизора малыш подсаживается к нему ближе, чем раньше;
рассматривая картинки или игрушки, ребенок подносит предмет своего внимания близко к лицу;
ребенок может отказываться от рисования, чтения – любых занятий, требующих напряжения глаз.
Детская дальнозоркость и продолжительность ношения очков – взаимосвязанные понятия. Как уговорить ребенка носить очки? Эта нелегкая задача, но вполне выполнимая. Убедите ребенка, приводя в пример его окружение или персонажей любимых мультфильмов и книг. Например, герой мультсериала также носит очки. Обыграйте ситуацию на игрушках малыша: наденьте очки на игрушечного зайца или мишку и полюбуйтесь с малышом вместе, как игрушки стали умно и «взросло» выглядеть. В беседе с подростками упоминайте про очки, как о модном и стильном аксессуаре. И обязательно доверяйте выбору детей: пусть они сами выберут понравившуюся оправу.
Глаукома
Глаукома - (в переводе с греческого, — зелёный цвет моря) тяжелое заболевание органа зрения, получившее название от зеленоватой окраски, которую приобретает расширенный и неподвижный зрачок в стадии острого приступа глаукомы. Отсюда же происходит и второе название этого заболевания – «зеленая вода» или «зеленая катаракта».
Сегодня глаукомой принято называть хроническую болезнь глаз, которая характеризуется постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления из-за нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Для здорового глаза характерно определенное, постоянно поддерживаемое давление (18–22 мм рт. ст.). Глаукома нарушает циркуляцию этой жидкости, которая, не имея возможности оттока, скапливается внутри и глазное давление начинает неуклонно расти.
Как правило, при глаукоме человек может чувствовать:
затуманивание зрения,
ощущение тяжести в глазах,
боли, резь, жжение,
сужение поля обзора.
Кроме того, острота зрения значительно падает в сумерках и темное время суток. Глядя на яркий свет, больной ощущает, как перед глазами возникают «радужные круги» (более характерно для острого состояния).
Острый приступ глаукомы возникает при нервном напряжении, переутомлении, длительная работе в положении с наклоном головы, приеме большого количества жидкости. Иногда приступ появляется без причины. Ребенок жалуется на боли в глазу и в голове, затуманивание зрения, появление радужных кругов при взгляде на источник света. Острый приступ глаукомы является неотложной ситуацией и требует оказания экстренной медицинской помощи!!!
Гемианопсия (гемианопия)
Гемианопсия (гемианопия) - слепота в половине поля зрения обоих глаз.
Это определенные дефекты поля зрения, которые обычно развиваются на каждом глазу, исключительно в одной половине поля зрения.
Нормальное зрение
Гемианопсия
Гемианопсия делится на несколько отдельных видов, отличающихся между собой спецификой течения и причинами появления.
Правосторонняя гемианопсия
Наиболее частой причиной гемианопсии являются опухоли, расположенные в области турецкого седла, аневризмы сосудов артериального круга большого мозга, черепно-мозговая травма.
В большинстве случаев больные жалуются, что черное пятно закрывает большую или меньшую часть поля зрения и мешает им видеть.
Повреждения, вызывающие гемианопсию, локализуются в головном мозге, а не в глазах. Поэтому такая патология – это не столько офтальмологическая проблема, сколько неврологическая.
Близорукость (миопия)
Близорукость (миопия) - заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.
Близорукость может быть врожденной, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При близорукости человек хорошо различает даже мелкие детали вблизи, но чем дальше расположен предмет, тем хуже он его видит.
Основной симптомы близорукости:
ухудшение зрения вдаль;
размытость контуров предметов;
окружающий мир, буквально, сливается, при этом сохранятся хорошее зрение вблизи;
двоение;
искажение предметов;
прямые линии могут казаться изогнутыми
В зависимости от степени близорукости, зрение может варьировать от легкой нечеткости вдали до полной размытости изображения даже в нескольких метрах от себя. Люди с высокой степенью миопии хорошо видят практически у самого носа: для них дальняя точка ясного видения находится не далеко, а в нескольких сантиметрах от глаза. Вы наверняка видели таких людей, которые, сняв очки, буквально «носом упираются» в разглядываемый объект.
Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:
Наследственность - оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей;
перенапряжение глаз - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером;
отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости или неверно подобранные очки (или контактные линзы) - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовует увеличению близорукости.
Лицам с близорукостью не рекомендуется работа, связанная с подъемом тяжестей, при согнутом положении тела с наклоном головы вниз, а также занятия спортом, требующие резкого сотрясения тела (прыжки, бокс, борьба и др.), так как это может привести к отслоению сетчатки и даже слепоте.
Профилактика близорукости:
режим освещения – зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света;
чередование режима зрительных и физических; запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.
Гимнастика для глаз – через каждые 20-30 минут занятий;
Правильная коррекция зрения – с помощью очков или контактных линз, подобранных офтальмологом;
Тренировка мышц - лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, но под наблюдением офтальмолога.
Общеукрепляющие мероприятия - плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.
Полноценное питание – сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам, таких, как Zn, Mn, Cu и др.
Атрофия зрительного нерва
Атрофия зрительного нерва – это отмирание волокон нерва в результате различных причин и замещение его соединительной тканью. Часто оно развивается не самостоятельно, а является следствием других заболеваний.
В зависимости от степени поражения зрительного нерва, снижение зрения может быть выражено в разной степени:
равномерное снижение: человек отмечает, что он стал хуже видеть предметы и различать цвета
выпадение боковых полей зрения: то, что находится прямо перед ним, ребенок видит хорошо, а предметы, находящиеся сбоку – значительно хуже или не видит совсем
выпадение пятен: перед глазом есть пятно (может быть разных размеров), в пределах которого человек ничего не видит, а всё остальное видит нормально
При атрофии зрительного нерва может развиваться «туннельное» зрение, бывает нарушено цветоощущение (чаще на зелено-красный, реже – сине-желтый цвета), появляются темные пятна (скотомы) на участках поля зрения, иногда ощущается боль при движении глаз.
Комплексы упражнений направлены на работу с детьми для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы, на улучшение циркуляции крови в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, на укрепление глазодвигательных мышц.
Упражнения для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы.
Упражнение 1.
Упражнение выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.
Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.
Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.
Сделайте 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.
То же самое, но справа – налево.
Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.
Упражнение 2.
Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
Задание способствует улучшению кровообращения век.
И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Задание снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Задание облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.
Задание расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.
Упражнение 3.
Выполнять сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз.
Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
Выполнять стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. отпустить руку. Повторять 10-12 раз. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.
Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 4.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек, затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, необходимо выполнять упражнение, не снимая их.
Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
Упражнение 5.
Задания проводятся в течение 2 - 3 мин.
Исходное положение (и. п.) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5 - 6 раз.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
И. п. – сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., затем опустить руку. Повторить 5 - 6 раз.
И. п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4 - 5 раз.
И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 сек., затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.
И. п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1 - 2 мин.
И. п. – стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2 - 3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10 - 12 раз.
И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6 - 8 раз.
И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.
И. п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3 - 5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 - 5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 - 5 сек.
Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5 - 6 раз.
Упражнение 6.
Подойдите к окну и некоторое время смотрите попеременно то вдаль, то на предметы, расположенные вблизи.
Несколько раз резко поводите взглядом вправо – влево, вверх-вниз.
Мысленно нарисуйте глазами «восьмерку», сначала расположенную вертикально, затем – горизонтально (повторите несколько раз).
Закройте глаза и несколько минут сосредоточенно «рассматривайте» черноту, пытаясь проникнуть в нее поглубже.
Упражнение 7
И.п. – стоя. Положение рук вдоль туловища. Медленно поднимать руки в стороны, сводя их над головой. Затем вернуться в и.п., опуская руки перед собой. Повторить 10 раз.
И.п. – сидя в удобной позе: позвоночник прямой; выполнять упражнение без напряжения. Смещать взгляд влево – вправо, вверх-вниз. Повторить 10 раз.
Смещать взгляд по диагонали влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз. Повторить 10 раз.
Круговые движения глаз: 10 кругов по часовой стрелке, 10 кругов против часовой стрелки. Повторить 10 раз.
Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску и обратно. Продолжительность 0,5 мин.
Ладонями прикрыть глаза (закрытые). Представить черный цвет. Продолжительность 1 мин.
Упражнение 8.
Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.
Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной. Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем выполнять 2 3 поворота по часовой стрелке и столько же против часовой стрелки.
Расслабить глаза.
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.
Повторять от 2 до 5 минут, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.
Расслабить глаза.
Упражнение 9.
Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем полная потеря ощущения глаз.
Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять 20-40 секунд, выполняемое само по себе – 3-5 минут. Расслабление может практиковаться в любое время.
Упражнение 10.
Принять любую удобную позу, спину держать прямо.
Направить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза, облаке, дереве и т. д. Требуется не сосредотачиваться на каком-нибудь предмете, а напротив, смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения.
Выполнять несколько минут, после чего расслабить глаза. Можно проделывать в любое время, при утомительной для зрения работе - желательно не реже, чем раз в 2 часа.
Упражнение 11.
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза.
Эффект: упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение.
Может выполняться в любое время.
Упражнение 12.
Зафиксировать взгляд на кончике собственного носа. При хорошей подвижности глазных яблок будут видны и крылья носа, и полоска кожи над верхней губой.
Смотреть не отрываясь, не напрягая глаза и мышцы век и, по возможности, не моргая. Ни о чем не думать, просто внимательно смотреть. Голову вниз не опускать.
Вначале упражнение выполнять 10-20 секунд, до легкой слезливости и рези в глазах. В дальнейшем развивается способность смотреть на кончик собственного носа 3-5 минут без всякого напряжения.
Расслабить глаза.
Упражнение 13.
Сфокусировать взгляд в пространство между собственными бровями. Если сразу не получается, можно закрыть один глаз, а другим рассматривать линию перехода переносицы в верхний край глазной впадины. Затем поменять глаза и, наконец, смотреть двумя глазами в найденную среднюю точку.
Смотреть в межбровный промежуток спокойно и без напряжения. Голову вверх не поднимать, держать прямо.
Первое время будет трудно задерживать взгляд между бровями более чем на несколько секунд. В этом случае надо повторять упражнение несколько раз. Постепенно довести время выполнения до нескольких минут.
Расслабить глаза.
Упражнение 14.
Сидя или стоя прямо и держа голову неподвижно, направить взгляд в сторону правого плеча.
Сосредоточиться на правом плече и внимательно, по возможности не моргая, смотреть только него. Голову вправо не поворачивать, спину держать прямо.
При появлении неприятных болезненных ощущений в глазах расслабить их, немного отдохнуть и повторить упражнения. Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.
Упражнение 15.
Выполнять аналогично предыдущему упражнению, но в другую сторону, фиксируя взгляд на левом плече.
Упражнение 16.
Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.
Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной.
Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем выполнять 2-3 поворота по часовой стрелке и столько же против часовой стрелки.
Расслабить глаза. Если они н устали, сразу переходить к следующему упражнению.
Упражнение 17.
Посмотреть: вверх, вниз, вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.
Эти восемь движений составляют единый цикл. В каждой позиции задерживать взгляд от 1 до 5 секунд.
Повторять от 2 до 5 минут, удерживая голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.
Расслабить глаза.
Упражнение 18.
Принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз.
Поочередно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удаленную точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с выбранной точкой, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на горизонт нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения.
Выполнять от 1 до 3 минут, после чего перейти к следующему упражнению.
Упражнение 19.
Выполняется аналогично предыдущему, только взгляд переводится с кончика носа на горизонт, и наоборот.
После упражнения расслабить глаза.
Упражнения для детей с расходящимся косоглазием.
Упражнение 1.
Цель: развитие внутренних глазодвигательных мышц.
Оборудование: маска из плотного картона, на которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30-35 мм. Щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора – левее и правее переносицы.
Ход упражнения: ребенок садится левым боком к педагогу и смотрит на действия педагога (другого ученика) правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице.
Примечание:
Левый глаз при выполнении упражнения закрыт повязкой (кружком из лейкопластыря).
Процесс «смотрения» происходит попеременно каждым глазом (смотрит левый глаз, а ребенок садится к педагогу правым боком).
Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 минут. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличить в 2-3 раза.
Упражнения для детей со сходящимся косоглазием.
Цель: развитие наружных глазодвигательных мышц.
Оборудование: маска из плотного картона, на которой делаются отверстия диаметром 10 мм. Отверстия смещены на 15-20 мм к виску (по отношению к зрачку).
Ход упражнения: ребенок должен выполнять зрительную работу: чтение книги одним глазом, сильно скашивая его к виску. Ребенка необходимо посадить так, чтобы при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено по направлению к книге.
Примечание:
Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 минут. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличивать в 2-3 раза.
Глаза тренируются попеременно. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.
В период окклюзии при выполнении упражнения окклюзор снимается.
Книгу вместе с подставкой необходимо разместить выше поверхности стола на 10-15 см.
Упражнения для близоруких детей, детей группы риска по близорукости.
Упражнение 1.
Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
Ноги – на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
В течение 3 сек смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.
Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать в течение 10 сек. перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.
Упражнения для развития остроты зрения амблиопичного глаза.
Упражнение 1.
Выполнение заданий, направленных на называние (забрасывание в корзину) цветных предметов (шариков) по указанию (называнию) тифлопедагога.
Примечание: по мере продвижения лечения размер предметов и их цветовая насыщенность и яркость уменьшается.
Упражнение 2.
Выполнение заданий на сортировку по форме и цвету. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.
Упражнение 3.
Ощупывание в мешочке предметов. Нахождение идентичного заданному по форме, извлечение его, сортировка по цвету.
Упражнение 4.
Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
Задание способствует улучшению кровообращения век.
И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Задание снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Задание облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.
Физминутки для глаз в стихах
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.(Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.(Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!(Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)
«Радуга»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
«Бабочка»
Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох).Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох).
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.(Глазами смотрят вверх-вниз)
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.(Смотрят вниз.)
«Кошка»
Вот окошко распахнулось,(Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх.(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз.(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась.(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.(Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.(Смотрят прямо.)
Упражнение – игра для глаз с движениями.
1. Ой, там, на горе белые барашки (взор вверх)
Ой, там, под горой, расцвели ромашки (взор вниз)
Ой, там, на горе, дудочка играет (взор вверх)
Ой, там, под горой, речка протекает (взор вниз)
2. Дождик песенку поет: кап, кап (моргают)
Только кто его поймет? Кап, кап (моргают)
Не поймем не я, не ты, но зато поймут цветы
И весенняя листва, и зеленая трава
Лучше всех поймет зерно: прорастать начнет оно
3. Если б все на свете было одинакового цвета
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым (ищут белый круг на столе или на стене)
Желтым (ищут желтый), синим (ищут синий), красным (ищут красный…).
Пусть все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
4. Мяч (упражнение с мячом: со сходящимся косоглазием - вдаль, с расходящимся – об пол).
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
5. Цветик – семицветик (с манипулятором)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток (взор влево, взор вправо),
Через север, через юг (взор вверх, взор вниз),
Возвращайся, сделав круг (круговые движения глазами),
Чуть коснешься ты земли (присесть)
Быть по-моему вели.
Упражнения для восстановления зрения и снятия зрительной усталости.
(Советы Уильяма Бейтса и Эмилии Николаевой)
Пальминг (от английского palm-ладонь)
Выпрямить пальцы одной руки и положить центр ладони на центр глазного яблока, мизинец другой руки (ее пальцы тоже выпрямлены) - поперек основания четырех раскрытых пальцев первой. Место пересечения оснований мизинцев должно располагаться на переносице, где обычно располагается дужка очков. Впадины ладоней – над орбитами глаз. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было дырочек.
Локти поставили на стол, сели поудобнее. Спина прямая, голову не наклоняем.
Делать пальминг надо понемногу (10 - 30сек.), но не чаще.
Пальминг дает глазам отдых, расслабляет мышцы глаз, активизирует нервные клетки глаза. Идеальный пальминг - когда видно идеальное черное поле.
Моргание
Нормальный глаз моргает часто, чтобы равномерно распределить слезную жидкость по поверхности глазного яблока. Слеза увлажняет роговицу, дезинфицирует глаз. Моргание дает периоды отдыха нервам сетчатки, способствует расслаблению напряженных мышц.
Упражнения для глаз (укрепление мышц)
Глаза пошли вверх-вниз, влево-вправо, повторили 3-4 раза, зажмурились -распахнули глаза дважды и помигали 10 раз.
«Диагональки»
Чертим глазами диагональки из левого верхнего угла квадрата в правый нижний, и еще и еще. Достаточно 3 - 4 раза, столько же раз зажмурили глаза - открыли и помигали на счет от 1 до 10.
Покрутили глазами (круги) влево, потом вправо.
Промывание цветом (цветотерапия)
Вспомни цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, серый, коричневый, черный, белый.
Из этих перечисленных цветов выбери тот, который вам наиболее приятен. Теперь представьте, что перед вами ванночка, вся до краев наполненная именно этой «краской». А раз представили, то смело опускайте свои глаза туда и мысленно прополощите их в этом особенно приятном для вас цвете.
Правила при чтении (советы Э. Николаевой)
Читайте, не задерживая дыхания. Люди с глазами, подверженные напряжению, часто задерживают дыхание во время зрительной работы.
Держите шрифт перед лицом и передвигайте свой нос от поля к полю легким, мягким поворотом головы.
Не надо координировать эти повороты головы со своим чтением. Они являются лишь средством расслабления глаз.
Старайтесь закрывать глаза и давать им отдых.
Отдыхайте раньше, чем устанете.
Не используйте ухищрений, чтобы лучше увидеть, не щурьтесь, не смотрите искоса и т.д.
Необходимо широкое, легкое и открытое смотрение. Если почувствовали, что используете ухищрения, то закройте глаза, расслабьтесь, затем с глубоким вздохом откройте глаза.
Моргайте во время чтения и закрывайте периодически глаза. Для действенного снятия напряжения поворачивайте свою голову от одного плеча к другому.