СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация нарушений звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Нарушения звукопроизношения клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций

Просмотр содержимого документа
«Классификация нарушений звукопроизношения»

Нарушения звукопроизношения клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций

Фонематические дефекты (пара-дефекты):

Фонетические дефекты

(истинные дефекты):

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

(ФФНР)


Фонетико-фонематическое недоразвитие

(ФФНР)

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие

речи

(ФНР)


1.Акустико - фонематическая дислалия


2.Артикуляторно-фонематическая дислалия


3.Артикуляторно-фонетическая дислалия

Представим, как сами дети сформулировали бы свои трудности, итак:

«УСТАМИ МЛАДЕНЦА»

Принцип 1

Принцип 1

Принцип 1

«Не различаю на слух акустически cходные фонемы. Поэтому смешиваю их, взаимозаменяю или вовсе

не произношу»

«Не различаю на слух звуки, сходные по артикуляторным параметрам

(способ и место образования),

поэтому и смешиваю их»

«Я научился говорить звуки так, как считал нужным, как позволяли мне мои органы речи. Эти звуки вполне устраивают меня. А ещё они так похожи на звуки иностранных языков!»

Принцип 2

Принцип 2

-

«Избирательно опускаю звуки - я их не слышу»

«Не умею говорить звуки, нашёл способ заменить их более лёгкими по своему артикуляторному укладу»


-

Принцип 3



«Не умею говорить звуки и пропускаю их»


В основе указанных видов дислалий лежат:

Недостаточная сформированность фонематического слуха.

Одна фонема уподобляется другой на основе общности большинства признаков. Главный же признак при восприятии речи не опознаётся

Несформированность отбора фонем по их артикуляторным признакам: способу и месту образования.

Фонематический слух чаще всего сформирован полностью.

При данном нарушении возможны:

Реализация фонем в непривычных вариантах (аллофонах), близких по акустическому эффекту к нужному звуку. Искажённый звук приобретает смыслоразличительные функции



субституция (замена) сложного по артикуляции звука более простым, т.к. артикуляционная позиция не сформирована

смешение звуков.

Артикуляционные уклады сформированы, но при отборе принимается неправильное решение. Как результат недостаточная дифференциация


  1. Дефекты озвончения и оглушения

  2. Параротацизм (замены звука Р)

  3. Параламбдацизм (замены звука Л)

  4. Парасигматизм (замены свистящих)

  5. Замены шипящих звуков

  6. Парайотацизм (замены звука Й)

  7. Паракаппацизм (замены звука К)

  8. Парагаммацизм (замены звука Г)

  9. Парахитизм (замены звука Х)

  10. Некоторые другие редко встречающиеся замены

  11. Элизии (пропуски) звуков

  1. Смешения и замены между свистящими - шипящими

  2. Смешения и замены между переднеязычными и заднеязычными

  3. Смешения и замены между твёрдыми и мягкими

  4. Смешения и замены между аффрикатами

  5. Смешения и замены между сонорами


и некоторые другие пара - дефекты

  1. Ротацизм (нарушения произношения Р)

  2. Ламбдацизм (нарушения произношения Л)

  3. Сигматизм (нарушения произношения свистящих звуков)

  4. Недостатки произношения шипящих

  5. Йотацизм (нарушения произношения Й)

  6. Каппацизм, гаммацизм, хитизм

(нарушения произношения К, Г, Х)

Необходима систематическая коррекция, первичной в которой является работа по развитию фонематического слуха

Во многих случаях под управлением слухового контроля происходит самокоррекция нарушений.

Коррекционная работа обязательно включает развитие

фонематического восприятия и операций звукового анализа

Самокоррекции данные дефекты не поддаются. Коррекционная работа обязательно включает формирование функций слухового контроля, как осознанного действия