СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения осанки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушения осанки»

Осанка, нарушения осанки,профилактика

Осанка, нарушения осанки,профилактика

Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
  • Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Существуют следующие виды нарушения осанки в саггитальной плоскости:   1. Нарушения осанки, связанные с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба: а) Сутуловатость характеризуется увеличение грудного кифоза при одновременном или сглаживании поясничного лордоза. б) Круглая спина (кифотическая осанка), характеризуется увеличение грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. в) Кругло-вогнутая спина (кифолордическая осанка), характеризуется увеличением всех изгибов позвоночного столба.

Существуют следующие виды нарушения осанки в саггитальной плоскости:

  • 1. Нарушения осанки, связанные с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:
  • а) Сутуловатость характеризуется увеличение грудного кифоза при одновременном или сглаживании поясничного лордоза.
  • б) Круглая спина (кифотическая осанка), характеризуется увеличение грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза.
  • в) Кругло-вогнутая спина (кифолордическая осанка), характеризуется увеличением всех изгибов позвоночного столба.
2. Нарушения осанки, связанные с уменьшением физиологических кривизн позвоночного столба:   а) Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). б) Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

2. Нарушения осанки, связанные с уменьшением физиологических кривизн позвоночного столба:

  • а) Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза).
  • б) Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Сколиоз – это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков . По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные .
  • Сколиоз – это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков . По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные .
Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления. При этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальным (поражающим весь позвоночник). Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы. По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.
  • Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления. При этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальным (поражающим весь позвоночник).
  • Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы. По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.
Физминутка для профилактики нарушения осанки Наклоны головы вперед, назад, в стороны. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими пока­чивающими движениями, преодолевая сопротивление рук. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти). Круговые движения плечами. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в сторо­ны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

Физминутка для профилактики нарушения осанки

  • Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
  • Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
  • Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
  • Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими пока­чивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.
  • Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).
  • Круговые движения плечами.
  • Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в сторо­ны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.
К приобретенным сколиозам относится Ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита; Рахитические – рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, – благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза; Паралитические – возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях; Привычные – на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражения).

К приобретенным сколиозам относится

  • Ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
  • Рахитические – рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, – благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
  • Паралитические – возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
  • Привычные – на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражения).
Различают три степени нарушения осанки:   Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой. Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников. Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не требует специального ортопедического лечения.

Различают три степени нарушения осанки:

  • Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.
  • Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.
  • Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не требует специального ортопедического лечения.

Профилактика

  • После уроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.
  • При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника.
  • Нельзя носить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке.
  • Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой, специальной ортопедической подушкой – нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).
  • Необходимо больше двигаться, 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.
  • В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.