СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения поведения современного подростка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается характеристика подростков девиантного и пубертатнтного периода.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения поведения современного подростка»

Дёмина Е.Л., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №3» г. Губкина Белгородской области


НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Ключевые слова: пубертатный период, девиантное поведение, расстройства поведения.

С наступлением пубертатного периода поведение некоторых детей обращает на себя внимание, прежде всего нарушением норм, несоответствием его получаемым советам и рекомендациям. Оно так же не соответствует нормативным требованиям семьи, школы и общества.

Поведение подростка характеризуется отклонением от нравственных, а иногда и правовых норм. Такой вид поведения называется девиантным, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Чаще всего это реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Отклонения в поведении могут быть связаны с особенностями физического развития, условиями воспитания, социального окружения.

В пубертатный период подросток критически относится к своему внешнему виду. Изучая свое тело, подросток констатирует свою неполноценность, свои недостатки. Подростки по-разному могут реагировать на изменения в своей внешности: может возникнуть пассивность к своей физической внешности, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытка их исправить. В данный период проявляется неуклюжесть, нарушение координации, это объясняется тем, что формирование нервно-мышечного аппарата запаздывает в своем развитии.

Гормональные изменения и быстрый рост приводят к изменению не только скелета и нервно-мышечного аппарата ребенка, но его эмоционального благополучия. Для раннего полового развития характерно возникновение эмоциональных расстройств либо нарушений поведения (агрессивность, амбициозность, заносчивость) и расстройство влечений. Задержка полового развития может проявляться в медлительности, несобранности, неуверенности, низком уровне приспособления, несдержанности. Чаще всего нарушения в поведении свойственны подросткам с акцентуацией характера и психопатиями.

Следует отметить, что есть подростки, поведение которых остается инфантильным, сохраняются детские интересы, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков.

Помимо проблем, связанных с деформацией физического и психического развития современного подростка, существует и непонимание между подростками одного возраста. Физическое и сексуальное созревание происходит у сверстников неравномерно. Чтобы не отстать от других и не стать посмешищем, подросток старается «переплюнуть» самых «крутых» и доказать, что он не хуже других.

Нарушения поведения, как правило, предшествуют употреблению алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. Несовершеннолетние обычно начинают выпивать и принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием старших. Групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа.

В том что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье. Злоупотребление алкоголем или наркотическими средствами еще больше нарушает поведение подростка. При этом одни член группы употребляют алкоголь из любопытства, другие – что бы приобщиться к «взрослой жизни», третьи – что бы не отставать от других.

Во время взросления подросток примеряет на себя разные социальные роли: ученика, спортсмена, друга, одноклассника и т.д. Не всегда принятие новой роли проходит гладко, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Выделяют следующие поведенческие нарушения:

Поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков.

Для работы с такими подростками стоит использовать упражнения, направленные на саморазвитие личности, на осознание им собственных сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Подростки с отклонениями в поведении причиняют педагогам много неприятностей. Они требуют повышенного внимания, терпения, такта. Прежде чем предпринимать что-либо, необходимо разобраться в истинных причинах нарушения поведения подростка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения// Под ред. В.А. Никитина. – М.: Союз, 2006.

  2. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие// М. Кле. – М.: Педагогика, 2004.

  3. Ковалева, А.И. Социология личности: норма и отклонение // А.И. Ковалева. –М.: Ин-т молодежи, 2006.