СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения речи у детей.Причины речевых нарушений.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушения речи в той или иной степени ( в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют  на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности , поведении.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения речи у детей.Причины речевых нарушений.»

Нарушения речи у детей. Причины речевых нарушений

Нарушения речи– обобщающий термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека(Г.В. Чиркина, 2002). Содержание этого понятия в логопедии характеризуется в связи с понятием «норма речи». Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи.

То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм.

Логопеды определяют следующие этапы речевого развития ребенка от рождения до шести лет:

2 месяца жизни начинает появляться гуление, агуканье (б, п, м, к, г, х) рефлекторного происхождения, независящее от воли ребенка.

3 – 4 месяц характер гуления меняется. Оно приобретает различные интонации, постепенно начинает переходить в лепет.

5 месяц - неосознанное повторение звуков за окружающими.

6 месяц - начинается повторение отдельных слогов, постепенно они закрепляются в памяти ребенка.

До 1 – 1,5 осуществляется период подготовки ребенка к речи. Общение происходит в основном за счет мимики, жестов, «собственных слов».

С 2 лет начинается различение всех звуков речевого общения.

К 3 –4 годам ребенок начинает осознавать свои ошибки и недочеты в сравнении с речью окружающих. Недочеты возможны (громкость, отдельные звуки, замена звуков на более простые и др.).

К 5 – 6 годам ребенок овладевает нормальным произношением.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности позволяет:

 во – первых, представлять сложный механизм речи в норме;

 во – вторых, дифференцированно подходить к речевой патологии;

 в – третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Причины речевых нарушений

 внешние (экзогенные) факторы;

 внутренние (эндогенные) факторы;

 внешние условия окружающей среды.

 Различная внутриутробная патология (наиболее грубые дефекты речи возникают в период от четырех недель до четырех месяцев) – токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус – фактору и т. д.

 Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания)

 Заболевания в первые годы жизни (особенно пагубны: инфекционно – вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно - кишечные расстройства).

4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

 Наследственные факторы (лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью).

 Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефекту в развитии речи.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • они не соответствуют возрастной норме развития речи;

  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

  • связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

  • оказывают негативное влияние на общее психическое развитие ребёнка; носят устойчивый характер; самостоятельно не преодолеваются.

Таким образом, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.