Нарушения речи у детей. Причины речевых нарушений
Нарушения речи– обобщающий термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека(Г.В. Чиркина, 2002). Содержание этого понятия в логопедии характеризуется в связи с понятием «норма речи». Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи.
То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм.
Логопеды определяют следующие этапы речевого развития ребенка от рождения до шести лет:
2 месяца жизни начинает появляться гуление, агуканье (б, п, м, к, г, х) рефлекторного происхождения, независящее от воли ребенка.
3 – 4 месяц характер гуления меняется. Оно приобретает различные интонации, постепенно начинает переходить в лепет.
5 месяц - неосознанное повторение звуков за окружающими.
6 месяц - начинается повторение отдельных слогов, постепенно они закрепляются в памяти ребенка.
До 1 – 1,5 осуществляется период подготовки ребенка к речи. Общение происходит в основном за счет мимики, жестов, «собственных слов».
С 2 лет начинается различение всех звуков речевого общения.
К 3 –4 годам ребенок начинает осознавать свои ошибки и недочеты в сравнении с речью окружающих. Недочеты возможны (громкость, отдельные звуки, замена звуков на более простые и др.).
К 5 – 6 годам ребенок овладевает нормальным произношением.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности позволяет:
во – первых, представлять сложный механизм речи в норме;
во – вторых, дифференцированно подходить к речевой патологии;
в – третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Причины речевых нарушений
внешние (экзогенные) факторы;
внутренние (эндогенные) факторы;
внешние условия окружающей среды.
Различная внутриутробная патология (наиболее грубые дефекты речи возникают в период от четырех недель до четырех месяцев) – токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус – фактору и т. д.
Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания)
Заболевания в первые годы жизни (особенно пагубны: инфекционно – вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно - кишечные расстройства).
4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы (лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью).
Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефекту в развитии речи.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
они не соответствуют возрастной норме развития речи;
не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
оказывают негативное влияние на общее психическое развитие ребёнка; носят устойчивый характер; самостоятельно не преодолеваются.
Таким образом, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.