СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РАС ПИСАТЬ 

 

Просмотр содержимого документа
«Нарушение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра»


Как научить ребенка РАС писать ?


Важным для обучения было добиться осмысленности усвоения ребенком с РАС навыков чтения и письма с тем, чтобы он мог осознанно и произвольно использовать их в жизни, в познавательной деятельности. Логика и последовательность педагогической работы выстраивались именно в связи с решением этой важнейшей задачи. Изучая буквы, мы моментально вводили их в значимые для ребенка слова, доводя до его сознания смысл и суть чтения. Настолько же важно было, за время освоения алфавита не просто научить ребенка писать печатные буквы, а дописывать или самостоятельно писать слова.

В дальнейшем мы продолжаем параллельно развивать навыки чтения и письма. Если обучить ребенка с РАС чтению, отложив освоение письма на более поздний срок, ребенок может категорически отказаться учиться писать. С одной стороны, чтение увлекает его, и переключиться на другой вид деятельности ему сложно. С другой - у ребенка с РАС существуют объективные моторные сложности, которые необходимо преодолеть при обучении письму, а достаточной мотивации к этому ребенок не имеет. Поэтому принципиально важным было одновременное обучение ребенка с РАС чтению и письму, для того, чтобы он не только понимал письменную речь, но и самостоятельно мог ею пользоваться.

Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника - некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый.

К обучению письму аутичного ребенка, как и любого другого, нужно подготовить. Мы использовали традиционные в педагогике средства для развития мелкой моторики, в первую очередь –

изобразительную деятельность:

  1. Рисование красками,

  2. Мелками,

  3. Лепка из глины и пластилина,

  4. Занятие аппликацией,

  5. Работа с конструктором, мозаикой

Использовались также и занятия физкультурой, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.


Понятно, что во время рисования ребёнок может держать авторучку удобным для себя способом, который не обязательно удобен для письма. Для овладения письмом необходимо не только правильно держать авторучку, но и уметь произвольно сосредоточиваться, планировать свои действия, осваивать технику написания элементов прописных букв и др.

Итак, в ситуации произвольной организации внимания у аутичного ребенка проявлялась характерная недостаточность мелкой моторики, связанная с нарушением регуляции мышечного тонуса. Из-за сверх напряжения или недостатка мышечного тонуса ребёнку трудно было освоить правильный способ обхвата авторучки, карандаша во время письма. Часто ребёнок держал авторучку неудобным для себя способом, например, он определённым образом складывал большой и указательный палец, обхватывал авторучку всеми пальцами, выгибал кисть и держал её во время письма на весу и т.п.

Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.

СНИМОК №1

Основные правила, как правильно держать ручку

Ручка (или другой инструмент письма) должна располагаться на левом боку среднего пальца правой или левой руки. Сверху она придерживается указательным пальцем, а слева – большим. Немного согнутые пальцы сжимают ручку, но не очень сильно. Она должна быть так зафиксирована средним и большим пальцами, чтобы указательный легко поднимался, и ручка при этом не падала. Безымянный и мизинец согнуты в ладошку. В процессе письма упор идет на верхний сустав мизинца.

Чтобы лучше объяснить это ребенку, можно предложить ему представить, что на среднем пальце есть невидимая подушка.

На нее и нужно положить ручку. Сверху и сбоку следует обхватить орудие письма указательным и средним пальцами.

От кончика ручки до начала указательного пальца должно быть расстояние около1,5 см.

В противном случае рука малыша будет находиться в постоянном напряжении. Это приведет к тому, что ребенок быстро устанет от письма или рисования.

Основные правила при письме снимок№

Базовые рекомендации, которые необходимо соблюдать в процессе письма:

  • Сидеть прямо.

  • Ноги держать вместе.

  • Расстояние между столом и грудью должно быть приблизительно 1,5-2 см.

  • Альбом/тетрадь располагается под углом в 30 градусов.

  • Левый нижний угол листочка, на котором пишет малыш, должен «упираться» в середину груди.

  • Локти не свисают, а лежат на столе.

Это идеальное положение при письме, которое позволит ребенку

чувствовать себя максимально удобно

. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.

Метод №1. При помощи салфетки

Для этого вам понадобиться ручка и обычная бумажная салфетка. Сложите салфетку в несколько раз и попросите малыша зажать полученный сверток двумя пальцами (мизинцем, безымянным).

 Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает удерживать позу руки при письме.

Остальные пальчики – выпрямлены. Теперь дайте ребенку ручку, и вы увидите, что он сразу возьмет ее правильно. Этот прием является наиболее действенным и срабатывает, как правило, с первого раза.

Метод №3 Техника резинки

 Удерживающая резинка. С помощью этого нехитрого приспособления так же можно помочь удерживать позу руки при письме

Метод №2 «Ручка – самоучка»

Практически в любом современном канцелярском магазине (или интернет-магазине) можно купить специальное устройство для того, чтобы ребенок самостоятельно научился правильно держать ручку.

Они надеваются на ручку и предлагаются в разных цветах и формах. Такие насадки можно приобрести для правшей и для левшей





Метод №3 Ручка с «подсказкой» для пальцев

В разработке продукции данной серии принимали участие специалисты из эргономики, медицины и отдела образования.В чем особенности такой ручки? Она имеет трехгранную форму и уменьшенную длину (в сравнении со стандартными аналогами). Корпус произведен из мягкого материала, имеет углубления определенной формы и размера.

На нее и нужно положить ручку. Сверху и сбоку следует обхватить орудие письма указательным и средним пальцами.

 Ограничители строки. Такие приспособления можно сделать самим,

использовав плотную пленку или оргалит.  Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.

 Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на парту табличку-образец.  Специальные прописи для левшей. На данный момент в продаже имеются прописи для детей с левосторонним латеральным предпочтением

 Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов, слов и предложений. Наглядный материал помогает уточнить представления детей в связи с отрабатываемым речевым материалом.



Невозможность освоить нажим авторучки во время письма приводила, например, к тому, что ребёнок соглашался писать только фломастером.


Таким образом, подготовка ребёнка с РАС к письму была, в первую очередь, связана с отработкой произвольных ручных движений. Эти движения мы отрабатывали, манипулируя рукой ребёнка. Для того чтобы сформировать «моторный образ» написания определенной буквы или ее элементов, педагог вкладывал авторучку в руку ребёнка и водил его рукой по графическим элементам. Важно было постепенно сокращать физическую помощь: если на первых занятиях педагог водил рукой ребенка, то потом он только придерживал ее за кисть, позже - за локоть, и, наконец, не придерживая руку ребенка, помогал ему в нужный момент поправить наклон авторучки. Если постоянно оказывать аутичному ребенку максимальную помощь, манипулируя его рукой, он, при своей стереотипности, так и не научится писать без взрослого, постоянно требуя

его помощи.

Чтобы ребенок овладел графическими навыками, необходимыми для освоения письма, мы использовали традиционный материал, адаптированный для дошкольного возраста. Готовые тетради, альбомы для подготовки к письму, прописи с графическими элементами (но не с буквами) дети приносили на занятия и тренировались в них дома.

Работа в прописях достаточно монотонна, и, чтобы ребенок не воспринимал ее как скучную рутину, мы стремились, по возможности, придать тренировочным упражнениям эмоциональный смысл, выбирать те из них, которые можно было обыграть, связать с забавным сюжетом. Например, в начале линии педагог рисовала мышку, а в конце сыр, и ребенок, проводя линию, «помогал мышке найти дорогу к сыру». Кроме того, нам было важно, чтобы ребенок не воспринимал графические элементы только как абстрактные линии и штрихи, поэтому стремились привязать все задания к его житейскому опыту. Так, отрабатывая с ребенком волнистые линии, мы говорили ему о том, что у него получаются «волны, как на море»; осваивая зигзаги, комментировали, что «строим аккуратный заборчик, такой же, как у бабушки на даче».

Несмотря на стремление педагога обыграть и придать эмоциональный смысл каждому тренировочному заданию, аутичный ребенок, истощаемости в произвольной деятельности, объективных моторных сложностей, мог вначале часто отвлекаться, иногда - протестовать, отказываться доделывать задание. Но для закрепления моторных стереотипов письма необходимо большое количество прописанных элементов. Кроме того, важно было сформировать у аутичного ребенка привычку доделывать до конца каждое задание, не приступать к новому, пока не завершено предыдущее. Иначе в дальнейшем, на более сложных этапах обучения, такой ребенок постоянно не дописывал буквы, не доводил до конца строчки и не видел своих ошибок.

Чем больше ребенок тренировался, чем лучше справлялся с заданиями, тем увлекательнее для него становился процесс подготовки к письму. Задания в прописях построены в порядке нарастающей сложности, и мы осваивали их по порядку, а не с «интересного места». Отработав моторное

умение на более простом задании, ребёнок легче осваивал более сложные по написанию элементы.

Подводя итог, отметим, что в ходе работы важно было сформировать у ребенка следующие умения:

  1. Умение ребёнка в учебной ситуации произвольно выполнять графические задания, правильно пользуясь авторучкой.

Данное умение не считается сформированным, если на занятии ребёнок может правильно соединять точки, обвести и заштриховать фигуру, но при этом отказывается писать авторучкой, заменив её карандашом, фломастером. В противоположном случае, когда ребёнок достаточно уверенно пользуется авторучкой, но на занятии выполняет задание частично или не выполняет совсем, умение также не считается сформированным.

  1. Умение ребёнка называть свои действия: чем занимается в тетради, что пишет в прописях.

Педагогу важно не только освоить с аутичным ребенком необходимые для письма графические элементы, но и добиться осмысленного отношения к этой деятельности. Поэтому умение не считается сформированным, если ребёнок безупречно пишет палочки, крючки, но на вопрос взрослого: «Что ты делаешь?», - отвечает: «Не знаю». Когда ребёнок на вопрос педагога: «Зачем ты пишешь овальчики?», отвечает, что «овальчики похожи на огурчики», и что он





ТОРЕЗСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ-КОНСУЛЬТАЦИЯ






Выступление на семинаре

«Нарушение письменной речи детей с

расстройством аутистического спектра»


по теме :« КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РАС ПИСАТЬ? »



Подготовила : учитель-дефектолог

Константинова Л.В.








2017 г

5