СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение речи у детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о нарушении речи детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи у детей дошкольного возраста»

Нарушения речи у детей.


Симптомы нарушений речи у детей:

- проблемы с артикуляцией (нарушено образование звуков);

- проблемы с просодикой (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника);

- проблемы с синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений);

- проблемы с семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов);

- проблемы с прагматикой (нарушена способность понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).


Виды нарушений речи у детей:

1. Фонологически - синтаксическая проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммунитировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем.
Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией). 

2.Семантически-прагматические проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.
Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аккутистического спектра. 

3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия: такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы. 
После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.


Сопутствующие учебные трудности: при тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.


 Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы: многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства. 
Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи. При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении. 


Диагностика нарушения речи у детей: следует отличать речевые расстройства (нарушения) от нарушений слуха. Необходима адекватная оценка слуха. Задержка речи может проявляться в рамках генерализованной недостаточной обучаемости, потому важны тексты общей умственной способности. При тяжелых проблемах с речью применяют тесты невербальных способностей. С помощью тестов общей умственной способности также отличают избирательную потерю речевых навыков при синдроме Ландау-Клеффнера от общей потери когнитивных навыков при прогрессивных деменциях детского возраста. Должна быть проведена общая психиатрическая оценка, потому что при расстройствах аутистического спектра может быть задержка и отклонения речи, аутистические расстройства даже могут начинаться с «регресса» развития, при котором теряются установившиеся речевые навыки.


Лечение нарушений речи у детей: вмешательства оказывают значительный эффект при экспрессивных и фонологических расстройствах речи. При трудностях в рецептивной речи эффективность вмешательств не доказана. При трудностях у детей в экспрессивной речи лечение, проводимое родителями под руководством специалиста, настолько же эффективное, как и лечение, которое проводят клиницисты. Некоторые исследования показали, что у детей с фонологическими или рецептивными трудностями речи, лечение, проводимое клиницистами, более эффективно.


Прогноз развития речи: прогноз развития речи зависит и от типа расстройства речи и от наличия сопутствующих когнитивных нарушений. Хуже прогноз, когда у ребенка низкий интеллектуальный уровень и расстройства речи. Самый высокий шанс выздороветь – у детей с чистыми артикуляционными проблемами. Минимальный шанс выздороветь у детей с расстройством рецептивной речи. Ребенок с расстройством рецептивной речи и нормальным IQ может достичь достаточного прогресса к взрослой жизни для того, чтобы довольно хорошо общаться, но у него сохраняются в большей или меньшей мере дефициты речи. Дефициты в использовании и содержании речи могут быть очень устойчивы, как показали некоторые исследования. При синдроме Ландау-Клеффнера единого прогноза нет, а если симптомы проявляются у детей до пяти лет, тяжелые проблемы будут устойчивыми. 

К каким докторам следует обращаться. если у вашего ребенка подозрение на нарушение речи: логопед, дефектолог, педиатр, психолог, психиатр.