Окружающий мир. 1 класс
Тема урока: «Насекомые, птицы, рыбы, звери»
Цель: дать понятие о насекомых, птицах, рыбах и зверях, о среде их обитания, приспособлении их к среде обитания, их значении в природе.
Задачи:
· Познакомить учащихся с насекомыми, птицами, рыбами, зверями.
· Развивать речь, память, внимание.
· Воспитывать познавательную активность, любовь к животным
Оборудование: презентация
Ход урока
I. Организация класса
Объявление темы и целей урока.
- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодня на уроке мы познакомимся с насекомыми, птицами, рыбами, зверями.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Изучение нового материала
1. Отгадывание загадок о насекомых.
– Сегодня мы познакомимся с группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.
- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки. Как можно назвать всех этих животных?
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
2. Рассказы учащихся о насекомых
Одного из представителей насекомых вы узнаете, отгадав загадку.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее ... (пчела).
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель)
Он умелец и хитрец —
Сетку прочную плетет.
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук)
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Очень ядовитый он,
И зовется ... (скорпион).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка)
Учитель:
С приходом весны и лета в природе появляется очень много разных насекомых. Среди огромного разнообразия больших и маленьких жуков, которые деловито снуют по садам, полям и огородам, у людей пользуется симпатией божьи коровки. У этих маленьких жучков очень привлекательная яркая внешность. У нас их называют «божья коровка». В некоторых странах Восточной Европы этих жучков называют ласково «солнышко», а в Западной Европе — «жучок Девы Марии». Почему жуков называют божьими? Божий, значит, кроткий, безопасный. А почему коровка, если она жук? Когда она сидит на ладони человека спокойно, она безопасна. А стоит ее немного прижать, насекомое выделяет желтое «молочко», жидкость. Поэтому ее и назвали божьей коровкой. Вообще жуки — хищники. Во время полета насекомое делает до 85 взмахов в секунду. Зачем же насекомому такой яркий наряд? Чтобы защищаться от врагов! Это предупреждающая окраска: «Я не съедобная!»- гласит она. Если взять в руки жучка и ненароком прижать его, то он выпустит оранжевую каплю. С древних времен божьим коровкам даже поклонялись. Славяне считали её посланницей богини Солнца. С её помощью предсказывали погоду. Если жучок улетает с ладони, на которой сидел, то погода будет хорошей. А если не хочет лететь, будет непогода. Издавна в западных странах люди считали божью коровку символом удачи. Изображения жучка на одежде было как оберег.
Анализ иллюстрации на странице учебника
- Откройте учебник. Назовите насекомых, изображенных на рисунке? Где вы их видели?
- Как можно назвать этих животных одним словом?
- А каких насекомых вы знаете?
- Что общего у насекомых? (6 ножек, усики)
- Усики необходимы, чтобы находить пищу.
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (наличием 6 ног, усиками)
- Какую пользу приносят пчелы? Божьи коровки?
4. Прослушивание и анализ сказки «Три бабочки».
Жили-были три бабочки — белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
— Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
— Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
— Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора.
5. Анализ рисунка на странице учебника
- Как можно назвать этих животных одним словом?
- Назовите рыб, изображенных на рисунке? Где вы их видели?
- А каких рыб вы знаете еще?
- Что общего у всех рыб? (обтекаемая форма тела, плавники)
- Где обитают рыбы?
- Какую пользу приносят рыбы? (это ценный продукт питания, пища морских животных)
- Давайте проверим, знаете ли вы рыб, обитающих в Дону.
6. Просмотр слайдов с изображением рыб.
- Так какие рыбы обитают в Дону?
7. Рассказы о рыбах
Учитель:
Рыбы дышат при помощи жабр. Для дыхания рыбы используют кислород, растворённый в воде.
Рыбы – существа хладнокровные, относящиеся к группе позвоночных. Температура их тела напрямую зависит от температуры окружающей среды.
Изучению рыб посвящён раздел зоологии – ихтиология.
Интересным представителем является рыба-капля. Строение носа и рта делает её лицо похожее на человеческое. Скат тоже относится к рыбам. Это создание наделено вкусовыми рецепторами, количество которых почти в четыре раза превышают количество человеческих.
Возраст рыбы (как и возраст дерева) можно определить по кольцам роста на чешуйках. Чешуя у рыб заново не отрастает, она увеличивается в размерах вместе с рыбой в течение всей её жизни.
Знаменитая рыба Фугу, когда ей угрожает опасность, начинает отчаянно глотать воду, чтобы увеличиться в размерах. Она буквально превращается в огромный шар. Рыба-стрелок или, как её ещё называют, рыба-снайпер способна, заметив на ветке дерева насекомое, языком выстрелить по нему струёй воды, чтобы сбить и полакомиться.
Единственной в мире рыбой, у которой оба глаза расположены на одной стороне тела, является камбала. В период личиночного развития глаз буквально может мигрировать по телу.
Для того чтобы общаться друг с другом, рыбы используют звуки низких тонов. Они могут стонать, хрипеть, рычать, бубнить, визжать и свистеть. Некоторые даже скрипят зубами или трещать хрящами. Но при всём этом разнообразии звуков голосовые связки у рыб отсутствуют. Производят они звуки совершенно другими частями тела, например, вибрирующими мускулами, которые располагаются напротив плавательного пузыря.
Сом – одна из самых крупных пресноводных рыб.
Физминутка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
8. Анализ рисунка на странице учебника.
- Как можно назвать этих животных одним словом?
- Назовите птиц, изображенных на рисунке? Где вы их видели?
- Что общего у всех птиц? (тело покрыто перьями, есть крылья)
- Где обитают птицы?
- Какую пользу приносят птицы? (поедают насекомых-вредителей, украшают леса и луга пением и др.)
9. Загадки о птицах
- Сейчас мы с вами разгадаем загадки.
1. На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец. (Скворец)
2. В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, — а все же птица! (Воробей)
3. На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
4. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)
5. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
- Каких птиц можно увидеть в нашей местности зимой? Как их называют?
- Как мы можем помочь птицам зимой?
- Какие птицы улетают в теплые края? Почему?
- Чем же птицы отличаются от других животных?
10. Анализ рисунка на странице учебника
- Посмотрите на страницу учебника. А знаете ли вы животных, изображенных на рисунке внизу страницы?
- Как можно назвать этих животных одним словом?
- Что общего у всех зверей? (тело покрыто шерстью, передвигаются на 4 лапах, вскармливают детенышей молоком)
- Где обитает жираф? (саванна Африки)
- Где обитает верблюд? (в пустыне)
- Где обитает панда? (в лесах Китая)
Жирафы – единственные животные, которые не умеют зевать. Жираф является жвачным животным подобно коровам. Новорожденные детеныши жирафа начинают свою жизнь падением с высоты 2 метра. Детеныши жирафа при рождении уже имеют рога. Через час после рождения детеныш жирафа начинает ходить. Жирафы умеют мычать, шипеть, рычать и свистеть. Весь этот набор звуков они используют для общения с сородичами.
Верблюды — это травоядные жвачные млекопитающие, живущие в пустыне.
Верблюды обитают преимущественно в Азии и Африке.
Верблюды — выносливые создания, превосходно приспособленные к жизни в засушливых регионах. Эволюция наградили их способностью выживать там, где большинство других млекопитающих вряд ли выживут дольше нескольких дней. Верблюды великолепно приспособлены для жизни в пустыне и засушливых горячих землях. Они — источник пищи, одежды, и средство передвижения для большинства жителей пустынь. Они способны пересечь огромную пустыню, перенося на своих горбах тяжелый груз и пассажиров, принося гораздо больше пользы, чем грузовые машины. Эти животные удивительны тем, что изменили ход цивилизации, помогая людям выживать в крайне тяжелых условиях.
III. Закрепление изученного на уроке материала
1. Анализ рисунков на странице учебника
- Откройте учебник
- Какие животные изображены на верхнем рисунке? Это земноводные.
- Как ты думаешь, почему их так называют? Какая у них кожа?
- С какими изученными животными они имеют общую среду обитания?
- Как их можно назвать одним словом? (земноводные)
- Какие животные изображены на нижнем рисунке? Это пресмыкающиеся.
- Как ты думаешь, почему их так называют? Какая у них кожа?
- Чем пресмыкающиеся похожи на зверей? (на 4 лапах, среда обитания)
- Чем отличаются пресмыкающиеся и звери? (не имеют шерстяного покрова, откладывают яйца)
- Узнайте животных, изображенных на слайдах.
- Как их можно назвать одним словом? (пресмыкающиеся)
2. Работа по учебнику
Я смотрю – глазам не верю:
Что за птицы? Что за звери? Д. Хармс
- Определите, кто с кем поменялся частями тела?
- Придумайте названия для всех этих животных.
IV. Итог урока
На сегодняшнем уроке мы познакомились с различными группами животных. На сегодняшнем уроке были активны…………. Спасибо за урок. До свидания.