СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Насекомые с полным циклом развития"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Насекомые с полным циклом развития"»


ПРОЕКТ


НАСЕКОМЫЕ С ПОЛНЫМ ЦИКЛОМ ПРЕВРАЩЕНИЯ


ПРОБЛЕМА: Выяснить,какой процесс в жизни насекомых более продолжителен: размножение или развитие?


ЦЕЛЬ:

  1. Раскрыть особенности развития насекомых с полным циклом развития.

  2. Выяснить в чем значение метаморфоза

  3. Формировать умение самостоятельно работать с рисунками и живыми объектами.


ЗАДАЧИ:

1.Развивать познавательную активность,расширять кругозор и экологическое мышление.

2.Создать условия для развития умений и евыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера.



Работу выполнил ученик 7 класса :





ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Насекомые


МЕТОДЫ РАБОТЫ: Общенаучный

Наблюдение

Измерение


ТИП ПРОЕКТА: Информационный


ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1.Подбор информации про насекомых

2.Систематизация материала

3.Оформление проекта.


ПЛАН ПРОЕКТА: 1. Многообразие насекомых.

                  1. Типы развития насекомых

                  2. Постановка проблемы

                  3. Примеры насекомых с полным циклом развития.

                    а) бабочки,или Чешуекрылые

                    б) жуки, или Жесткокрылые

в) мухи,комары,слепни, или Двукрылы

                    1. Понятие о метаморфозе. Значение.

                    2. Мои личные наблюдения.

                    3. Вывод.




1. МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ.

Насекомые- самый многочисленный класс по количеству своих видов. Название произошло от слова «насекать» На самом деле тело насекомых покрыто полосками,как насечками. Наукой сейчас доказано,что насекомых около миллиона видов,но по некоторым подсчетам считается,что их в десятки раз больше. Каждый год описывают все новые и новые виды. Считается,что эти живые существа появились на свет около 400 миллионов лет назад.Насекомые удивительны и привлекательны. Из-за своих маленьких размеров они практически незаметны,но на нашу жизнь они оказывают большое влияние.

За исключением морей насекомые встречаются практически везде: на болотах,лугах,в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое,но распространены по свету они неравномерно.


2. ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на две группы:

  1. когда из яйца появляется личинка,похожая на взрослое насекомое

  2. когда личинка превращается в куколку,а потом превращается во взрослую особь.



Развитие, при котором насекомое проходит три стадии (яйцо, личинка, взрослая особь), называют неполным превращением. Так развиваются клопы, цикадки, поденки, стрекозы, веснянки и другие насекомые.


Развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), называют полным превращением. Так развиваются жуки, бабочки, мухи, пчелы, осы и другие насекомые.

Процесс трансформации строения живого организма,при котором полностью изменяется его форма и функции,называется в биологии метаморфозом.


У насекомых размножение осуществляется в основном обоеполым путем. Тли способны к развитию яиц без оплодотворения (партеногенезу). Размножение происходит в три этапа. I. Осеменение, то есть перенос спермы от самца к самке (у крылатых насекомых это сопровождается спариванием). II. Оплодотворение, то есть проникновение сперматозоида в яйцеклетку. III. Откладка яиц или отрождение личинок. Большинство насекомых откладывают яйца, но некоторые из них способны отрождать личинок.

Встретившись, самец и самка узнают друг друга при помощи усиков и выясняют, готовы ли они к спариванию

Самцы долгоносика-трубковерта борются за самку

Самец мухи-толкунчика несет самке подарок – еду в шелковом шарике

У организмов после размножения наступает процесс развития. Этот период от оплодотворения до конца жизни называется индивидуальным развитием.


 После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца.

Яйцо насекомого — это клетка размером от 0,02 до 10 мм и более. Оно кроме цитоплазмы и ядра содержит желток, необходимый для питания и развития зародыша.

Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень. Если личинка похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие без превращения.

Тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинным.Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом). Именно на этом основании всех насекомых делят на 2 группы: насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением







                3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Какой же процесс в жизни насекомых более продолжителен: размножение или развитие? И какое значение вжизни насекомого имееи стадия личинки и куколки?

Конечно, развитие, т.к. состоит из нескольких последовательных стадий.

4.МЕТАМОРФОЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Из яйца выходит личинка, по строению совершенно не похожая на взрослую особь. Обычно такие личинки имеют большее количество сегментов, чем взрослая особь (или имаго), другое количество конечностей (например, у гусениц имеются брюшные ноги, а у бабочек их нет, у личинки мух конечности отсутствуют вообще). Также для личинок характерен другой тип питания и, соответственно, иное строение ротового аппарата (например, у гусениц – грызущий, у бабочек – сосущий с хоботком). Органы чувств у личинки развиты хуже, она в основном использует осязание, а зрение и обоняние, которые являются основными органами чувств у имаго, почти нет. Может различаться даже образ жизни.

Личинка насекомых активно питается, при этом значительно увеличивает свои размеры и массу (например, после выхода из яйца вес гусеницы тутового шелкопряда возрастает в 8–10 тысяч раз за месяц). Рост личинки сопровождается линьками.





После личиночной стадии у насекомых с полным метаморфозом следует стадия куколки. Эта стадия сопровождается полным или почти полным покоем, при этом животное не питается и все жизненные процессы осуществляются за счёт накопленных веществ.

В действительности же это только внешнее впечатление: в фазе куколки происходят интенсивные процессы внутренней перестройки личиночной организации. Внешне куколка, хотя и не похожа на взрослое насекомое (имаго), но уже имеет ряд признаков взрослой фазы - наружные зачатки крыльев, ноги, усики, фасеточные глаза и пр.

Нередко перед окуклением личинка окружает себя коконом. Обычно он делается из шелка. Коконы делают некоторые гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, наездников и др. Но многие личинки жуков и гусеницы бабочек не делают кокона. Итак, в куколке происходит полная перестройка внутренней организации.







Далее оболочка куколки лопается, и из неё выходит взрослое насекомое.

















Жизненный цикл бабочек

Жизненный цикл бабочек состоит из четырех стадий: яйцо, личинка, куколка и взрослая особь. Бабочки— это насекомые с так называемым полным циклом превращений, так как личинка полностью отличается от взрослой особи. Переход от одной стадии к другой или превращение, называется метаморфозом.

Яички— это первая фаза развития насекомых. Яички должны сохраниться в целости и сохранности, поэтому бабочки заботятся об этом, одни откладывают их в почву, другие заливают яички выделениями желёз, которые твердеют на воздухе— получается капсула, капсулы обычно маскируют под цвет поверхности.

Самка откладывает яйца порциями, которые могут содержать несколько штук, а могут достигать сотен яиц. В зависимости от вида они располагаются слоями, в линию или кольцом вокруг побега растения, которым будут питаться гусеницы.

Из яичек появляются личинки— гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращенияУ гусеницы три пары членистых ножек, вооруженных коготками, и несколько (до 5 пар) ложных ножек, снабженных пучками коготков, что позволяет ей хорошо удерживаться на опоре. Гусеницы дневных бабочек очень разнообразны по окраске и внешнему строению. Они имеют грызущий ротовой аппарат и, в большинстве, питаются листьями различных растений.

Гусеницы быстро растут. Постепенно наружные покровы личинки становятся для нее слишком тесны, и их необходимо сменить. Происходит линька. У большинства личинок их бывает 5 или даже больше, если личинка зимует. При последней линьке гусеница превращается в куколку.

Окраска и форма тела куколок бабочек не менее разнообразна, чем у гусениц. Куколки бабочек не питаются и не передвигаются, обычно они прикреплены к веткам, листьям, различным предметам .Продолжительность стадии развития куколки может варьировать от нескольких недель до девяти месяцев. Из куколки выводится бабочка. Взрослая бабочка (имаго) быстро достигает половой зрелости и через несколько дней готова к размножению. В зависимости от того, как быстро бабочка выполнит это основное предназначение, она живет от нескольких дней до нескольких недель.

Цикл развития майского жука



Самки майского жука откладывают яйца в почву на глубину 10 – 25 см. В конце мая появляются личинки первого возраста. Они питаются гумусом и мелкими корешками. (Личинка майского жука всегда проходит три возраста, которые определяются по ширине головной капсулы. В 1 возрасте она составляет 2,5 мм, во 2 возрасте – 4 мм и в 3 возрасте – 6,5 мм.)

В августе – сентябре личинки спускаются на глубину 1,0 – 1,5 м, где зимуют. Весной снова поднимаются и приступают к питанию. И так четыре раза, потому что личинка третьего возраста живет, как правило, не один, а два года. С каждым годом личинки питаются все более толстыми корнями растений. Личинка третьего возраста второго года наиболее прожорлива. Она зимует, а весной поднимается, питается и в конце июля – начале августа окукливается на глубине 20 – 40 см, устраивая специальные колыбельки. Молодые жуки появляются осенью, но не выходят из почвы, а остаются зимовать и появляются только весной следующего года.



Жизненный цикл мухи

Муха откладывает яйца почти сразу после спаривания. Движимая материнским инстинктом, она тщательно отыскивает подходящее место для кладки — в нем должно быть достаточное количество пищи для потомства. Для этого насекомое использует специальный орган обоняния, а также, найдя нужный участок, ощупывает его хоботком, чтобы убедиться, что он действительно подходит. Внешние особенности яиц зависят от разновидности насекомого, но чаще всего они выглядят как рисовые зерна — удлиненно продолговатой формы, длиной 1-2 мм, грязно-белого оттенка.

Для человека личинка омерзительна — это небольшой склизкий червяк белого цвета с черной головой. Выбравшись из яйца, опарыш сразу начинает поглощать пищу, благодаря чему его развитие стремительно. Как правило, питается насекомое зарывшись в подходящую субстанцию. Ее ротовой аппарат не способен поглощать твердую пищу, поэтому питательный субстрат должен быть жидким. Стадия развития длится до 3 дней. За это время опарыш значительно увеличивается в размерах и меняет цвет на более темный.

Мушиные личинки не разборчивы в еде. Их рацион чаще всего состоит из следующих продуктов:

тухлое мясо и рыба;

    продукты жизнедеятельности человека и животных;

    гниющие овощи и фрукты;

    человеческая пища.

Затем личинка превращается в куколку: защитная оболочка затвердевает и образует пупарий — специальный защитный футляр. Внутри него происходит полная трансформация насекомого: органы и ткани распадаются и формируются органы взрослого насекомого.













ВЫВОД

Биологическое значение метаморфоза заключается в том,что личиночная стадия в развитии насекомых позволяет исключить конкуренцию между взрослыми насекомыми и их личинками, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида

1. личинка самостоятельно растет, накапливая клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить численность потомства;

2. личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы за существование между молодыми и зрелыми формами.