СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида»

Окружающий мир

Урок 21

Класс 1

Дата 20.11.24

Учитель Изетова Е.А.

Тема: Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока: создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; воспитывать интерес к окружающему миру; способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения; воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся: сравнивать части тела различных насекомых; узнавать насекомых по звукам, по рисункам; приводить примеры насекомых; пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; выдвигать гипотезы и их обосновывать

Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оборудование: презентация, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

- Встали. Успокоились.

Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Молодцы, а теперь тихонечко сядем.

II. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, ребята, что нового мы узнали на прошлом уроке.

- Какие лиственные деревья нашего края вы знаете?

- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

    1. Работа на карточках. Различение хвойных и лиственных деревьев

(Отметить желтым кружочком лиственные деревья, зеленым – хвойные)

    1. Д/И «Какое дерево?»

Определить на слайде, какому дереву принадлежит веточка

III. Самоопределение деятельности

- Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новыми обитателями окружающего нас мира. Поэтому давайте ненадолго вернемся в лето и представим, что мы на лугу. Закройте глазки и послушайте. (Включается запись звуков пчёл на лугу) 

– Кто издает эти звуки?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)

-А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете,что это насекомое?

– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)

Краткая информация о насекомых: среда обитания, способы передвижения

-Сегодня на уроке нам поможет с этим разобраться, угадайте кто?

Кто не знает силача?

Груз он носит не ворча.

Для него везде тропинка:

И дорожка, и былинка,

Может вниз нести и вверх;

Он работник лучше всех.

-Встречайте муравья вопросика.Он не просто так к нам пришел,но принес письмо.

Письмо.

Сегодня мне Мудрая Черепаха сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

-Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе.

IV. Физминутка динамическая

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

V. Постановка учебной задачи.

– А каких животных мы называем насекомыми, ведь они очень разные?

(Рассматривание изображений насекомых)

– Давайте разберемся в этом вопросе. 

Посмотрите на картинки.Какие одинаковые части есть у всех этих животных? ( Крылья, усики, три части тела, 6 ног)

– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

«Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным.

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным.

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

«6 ног»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) 

V. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький…(Комар) 

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) 

Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? (Пчела)

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта...(Божия коровка) 

Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это – ... (Муха) 

Наблюдаю я полёт –
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья, будто в паутинке,
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? (Стрекоза) 

  1. VI. Самостоятельная работа

  2. Д/И «Четвертый –лишний» (определить, какое животное не является насекомым). Слайды 7-9

В ходе игры выясняется что раки относятся к отдельной группе животных – ракообразным, пауки – к паукообразным.

  1. Работа в тетрадях с 24

Зачеркнуть на карточках животных, которые не являются насекомыми.

VII. Творческая работа. « Роль насекомых в природе и жизни человека.

- А сейчас мы попробуем сочинить сказку.Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чем она

Сказка « Спор животных»

Собрались все животные и начали спорить, кто важней всего,а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит:- « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются, да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте только оставим бабочек и пчел.»

А лягушки и птицы говорят : « Это тебе комары и мухи , осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми»

Решили тогда животные ….

- Продолжите сказку. Что решили животные?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – если исчезнут пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. То начнут исчезать и растения.

Если исчезнут насекомые – санитары, лес будет загрязняться.

Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.

Люди должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а ещё и из своих собственных наблюдений.

 Как человек должен относиться к насекомым?
– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») 

VIII. Рефлексия.

- С каким видом животных мы сегодня познакомились?

- Какие части тела есть у насекомых?

- Какой главный отличительный признак насекомых?

-На следующем уроке мы узнаем много нового о насекомых.

 - У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите красную бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите зелёную бабочку.  Теперь этих бабочек мы посадим к муравьишке.