Изучение нового материала. Актуализация знаний, переход к совместному определению темы и цели урока. Материк Евразия – это олимпийский чемпион среди всех материков мира. Давайте вспомним, какими рекордами может гордиться материк: Самый большой материк это по площади территории. Единственный материк, который омывает все четыре океана. Находятся самые высокие горы – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. (1620 м) Самое большое море - озеро – Каспийское Самое низкое место земного шара – Мертвое море и самое соленое. Самый большой полуостров – Аравийский. На этом материке встречаются все климатические пояса и природные зоны северного полушария. Я хочу показать вам один видеосюжет, по которому прошу вас вспомнить о еще одном рекорде материка. Просмотр видеофрагмента о Китае. (Атлас Дискавери. Китай 1,16 мин) На материке расположена страна, занимающая первое место по численности населения мира. И сегодня мы познакомимся с Населением Евразии. Что бы вы хотели узнать о населении материка? (размещение населения Евразии, расовый состав населения Евразии, народы Евразии, религиозный состав населения Евразии, страны) Нам предстоит узнать: 1.Численность и размещение населения; 2. Расовый состав населения Евразии 3. Национальный состав 4. Регионы и страны. Это и есть цель нашего урока. Численность и размещение населения. Анализ таблицы (слайд презентации 2) Сравните численность населения Евразии с численностью населения на других материках. Какой вывод можно сделать из такого сравнения? В Евразии живёт около 3/4 населения земного шара. Численность населения составляет около 4,5 млрд. человек. Как же появился человек на материке Евразия? Работа с текстом. Парная работа. (приложение 1) Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: Что вы узнали о заселении Евразии? Какие вы знаете древние цивилизации, покажите их на карте. Вывод: Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития. А как размещается население на материке, мы определим анализируя карту «Плотность населения. Народы» стр.18-19. Анализ карты «Плотность населения. Народы». Определите по карте: Слабозаселенные территории Евразии. Северо- восток Евразии, Центральная Азия, горы Тибет, пустыни Гоби, Такла-Макан. Районы с высокой плотностью населения. Восточная Азия, п-ов Индостан, Европа. Какие факторы использует человек при выборе места жительства? Рельеф, климат, близость рек, озер, морей. Работа со статистическим материалом. (приложение 2) Определите по таблице страны с наибольшей и наименьшей площадью территории. Из таблицы «Численность населения мира» выберете страны Евразии, входящие в десятку наиболее крупных по численности населения. Динамическая пауза. -Анализ карты «Расовый состав населения» К каким расам относятся народы Евразии? Назовите расовые признаки. Раса - это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.) Вывод: На территории Евразии проживает население европеоидной и монголоидной расы, на островах Малайского архипелага население негроидной расы. Население Евразии многообразно по национальному составу. Как можно отличить представителя одной национальности от другой ( по национальному костюму, обычаям, традициям). Но главный отличительный признак - это язык. В России на территории республики Дагестан живут представители 40 национальностей, их села находятся в 10 километрах друг от друга, но они не понимают друг друга, т.к. говорят на разных языках. Многие национальности редкие или очень редкие. По карте назовите народы, численность которых меньше 10 млн. человек. А теперь народы, численность которых наибольшая. Все народы достойны уважения. Знаменитый французский писатель Виктор Гюго сказал: «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». «Каждый и самый малый народ есть неповторимая грань божьего замысла» Александр Солженицин. А теперь маленький «эксперимент». В ходе эксперимента хочу выяснить, как вы знаете иностранный язык? Я прошу переводить, то, что я скажу. По-белорусски: «Дзень добры», по-болгарски: «Здравей», по-сербски: «Добр дан», по-украински: «Здоровеньки булы». Поднимите руки, есть ли в классе украинцы, болгары, сербы? Почему мы поняли эти языки? Национальности со сходным языком объединяются в языковые группы, а группы в языковые семьи. К какой языковой семье относятся народы, которые я сейчас назвала (к славянской языковой семье). Работа с учебником. Проверка по слайдам презентации. 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые почитаются и в других странах, как создатели азбуки. Это не просто дань памяти основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, но и символ единства славянских народов, их неразрывной исторической связи и общего культурного наследия. Корни нас объединили, Кровь нам в жилах замесили, Украинцы, белорусы, И болгары, чехи, русы, Россияне и хорваты, Сербы все одним богаты. Общий генный фонд у нас, Он с веками не угас, Только крепче стал, сильнее. И теперь всего вернее Все границы позабыть И народами дружить. Вернемся к карте. Какие языковые семьи распространены на материке Евразия (Индоевропейская, сино-тибетская, урало-юкагирская и т.д.) Наиболее распространенные народы: китайцы, индийцы, пакистанцы, японцы. Построение макета-картосхемы «Регионы Евразии» Показать на карте регионы Евразии. Знание политической карты очень важно для людей. |