Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме:
«Наш добрый Ханс Кристиан Андерсен»
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках Х.К.Андерсена, формировать у детей представление о своеобразном художественном мире писателя.
Воспитывать у детей любовь к книге, чтению, расширять читательский кругозор.
Развивать интерес к предмету через игровую форму.
Ход мероприятия.
Нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь.
Х.К.Андерсен.
На доске - портрет Г.- Х. Андерсена.
Ведущий 1.
Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
Вряд ли найдется читатель, который не знал бы Х.К. Андерсена. Он прославился во всем мире как гениальный сказочник.
Ведущий 2.
Поэтому наш сегодняшний разговор - о жизни и творчестве этого великого человека. Урок пройдет в форме викторины, дойдя до финала которой мы будем знать о X. К. Андерсене и его сказках больше, чем сейчас.
Ведущий 1.
Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старинном датском городе Оденсе. Отец Ханса был большой книголюб, но получить образование ему не удалось, он мечтал, чтобы хоть сын его получил, хотя это было нелегко для бедной семьи.
Ведущий 2.
Как-то раз один школьный учитель сказал своему ученику:
Ведущий 1.
- Вы - глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши дурацкие сочинения!
Ведущий 2.
17-летний ученик слушал, опустив голову. Он был худой, долговязый, нескладный, с огромным носом, плохо одетый. К тому же он был сыном сапожника и прачки.
В общем, среди второклашек он и вправду выглядел нелепо.
Но учитель ошибся! Впрочем, тогда никто не подозревал, кем станет этот мальчишка. А он стал писателем, которого знают и любят дети всего мира.
Ведущий 1.
У Ханса Кристиана были самодельные игрушки, картонный кукольный театр, он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Конечно, над ним смеялись и дразнили фантазером.
- Ну и пусть! - упрямо думал Ханс Кристиан, а когда вырос, сочинил сказку о себе.
Ведущий 2.
Герой этой сказки с детства был уверен, что он ужасно некрасив: ведь все вокруг говорили ему об этом. Но оказалось - они все ошиблись: он был просто другой, особенный, не похожий на других, и когда вырос, превратился в прекрасную белую птицу.
• Как называется эта сказка? – («Гадкий утенок»)
Ведущий 1.
А сейчас, дорогие ребята, мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут яркие и неповторимые герои Г.- Х. Андерсена.
Но для начала давайте разделимся на две команды.
Класс делится на две команды, выбираются капитаны, название команд.
Конкурс 1. «Узнай сказку по началу»
Ведущий зачитывает каждой команде по очереди начало сказки. Задача участников — дать правильный ответ. Победителем считается та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
1. «Давно-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги». («Новый наряд короля».)
2. «Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую». («Принцесса на горошине».)
3. «Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она старой колдунье». («Дюймовочка».)
4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь...» («Дикие лебеди».)
5. «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери». («Гадкий утенок».)
6. «Ну начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол». («Снежная королева».)
Конкурс 2. «Конкурс художников»
Ведущий.
Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена. А как у вас с фантазией?
На сцену приглашается по одному представителю от команды. Он должен был нарисовать рисунок к сказке (домашнее задание)
Конкурс 3. «Ромашка-викторина»
На лепестках импровизированной ромашки написаны задания- загадки. Каждая команда выбирает два-три лепестка.
1. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его». («Гадкий утенок».)
2. «Каждый день обманщики требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота». («Новый наряд короля».)
3. «Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была». («Принцесса на горошине».)
4. «Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». («Дюймовочка».)
5. «Спасибо тебе, милая птичка! - сказал император. - Я изгнал тебя когда-то из моего государства, а теперь ты своей песней отогнала от моей постели ужасные призраки, прогнала даже смерть». («Соловей».)
6. «Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы...» («Дикие лебеди».)
Конкурс 4. «Продолжи сказку»
На столе разложены карточки, на обороте которых напечатаны отрывки из разных сказок Г.-Х. Андерсена. От каждой команды приглашается по два участника. Их задача разложить карточки по порядку, опередив своих соперников.
1. «Утенок опустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. - Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде...» (Продолжение на следующей карточке: «...он увидел собственное отражение. Но теперь он уже был не гадким темно-серым утенком, а белым лебедем».)
2. «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке, он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить, ободрить его своей песней». (Продолжение: «Он пел, и призраки все бледнели, а кровь все быстрее, все жарче приливала к сердцу императора. Сама Смерть заслушалась соловья и тихо повторяла: «Пой, пой, еще, соловушка!»)
Ведущий 1.
Молодцы! Но прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте обратимся к нашему уважаемому жюри, и подведем промежуточные итоги.
Представление жюри: подведение итогов первых четырех конкурсов.
Конкурс 5. «Загадки»
Ведущий 2.
Идем дальше! Конкурс, который ждет вас впереди, вам особенно понравится.
Отгадайте загадки:
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень. «Снежная королева».)
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона. «Снежная королева».)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива. «Дикие лебеди».)
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок. «Гадкий утенок».)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, звончей...
Кто же это? (Соловей. «Соловей».)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видевши солнца. (Крот. «Ласточка».)
Конкурс 6. «Портрет героя»
Ведущий 1. Умницы! Но на этом наши загадки не заканчиваются. Я, надеюсь, вы отлично помните, как выглядели герои удивительных сказок Г.- Х. Андерсена.
По отрывку из произведения вы должны угадать героя сказки. Побеждает та команда, которая быстрее даст наибольшее количество правильных ответов.
1. «Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать, - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и поэтому не совсем удался». (Лебеденок. «Гадкий утенок».)
2. «Он переодевался каждый час, и один наряд был у него лучше другого. Про других говорили: "Он совещается с министрами", а про этого только и было слышно: "Он переодевается"». (Король. «Новый наряд короля».)
3. «Глаза ее сияли как звезды, но и в них не было ни тепла, ни покоя». (Снежная королева. «Снежная королева».)
4. «Он был похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами». (Соловей. «Соловей».)
Конкурс 7. «Конкурс капитанов»
Ведущий 2.
Наступило время, на мой взгляд, самого сложного задания нашей сегодняшней встречи. И, конечно же, мы поручаем его нашим отважным и мужественным капитанам.
Капитаны, прошу на сцену! Итак, вам предстоит сейчас правильно разложить карточки с именами героев сказок по конвертам. На каждом конверте указаны названия сказок. Тот из вас, кто быстрее своего соперника справится с заданием, выведет свою команду еще на одно очко вперед.
1. «Гадкий утенок» (утенок, индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот).
2. «Снежная королева» (Кай, Герда, бабушка, Снежная королева, принц, принцесса, ворон, ворона, старушка).
3. «Дюймовочка» (женщина, Дюймовочка, колдунья, жаба, жук, мышь, крот, мотылек, эльфы).
4. «Новый наряд короля» (король, обманщики, министр, ребенок).
5. «Дикие лебеди» (принцесса, Элиза, лебеди-принцы, король, мачеха, старушка).
6. «Соловей» (император, соловей, придворные, девочка).
Конкурс 8
Самые-самые - сказки и герои.
• Самая короткая сказка. - «Принцесса на горошине».
• Самая грустная сказка. - «Русалочка».
• Самая зимняя сказка. - «Снежная королева».
• Самая смешная сказка. - «Новый наряд короля».
• Самая крошечная девочка. –Дюймовочка..
• Самый богатый жених. - Крот.
• Самый красивый наряд короля. - Воображаемый.
• Самая настоящая принцесса. - Принцесса на горошине.
• Самая злая королева. - В сказке «Дикие лебеди».
• Самая знатная утка. - В сказке «Гадкий утенок».
• На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? - Гадкий утенок.
Допускается: Стойкий оловянный солдатик.
• Самый бедный принц. - В сказке «Свинопас».
• Самая старая и уродливая ведьма. - В сказке «Огниво».
• Самый бравый, добрый и находчивый солдат. - В сказке «Огниво».
• Самая, на ваш взгляд, правдивая история. - «Принцесса на горошине».
Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик».
• Самый гадкий и страшный жених. - Жаба из сказки «Дюймовочка».
• Самый молчаливый герой. - Стойкий оловянный солдатик.
• Самая молчаливая героиня. - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик».
• Ваша самая любимая сказка X. К. Андерсена. (Дети называют.)
Конкурс 9. «Домашнее задание»
Ведущий 1. А теперь пришло время конкурса «Домашнее задание». Ребята подготовили небольшие сценки по отрывкам из сказок Г.-Х. Андерсена. Выступление ребят.
Ведущий 2.
К сожалению, наш праздник подошел к концу, сейчас мы подведем итоги всех конкурсов и узнаем, кто же стал победителем.
Подведение итогов, награждение команд и самых активных участников грамотами и поощрительными призами.