Личностные: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
- определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Этапы занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Анна: Здравствуйте, ребята! И Мы рады снова видеть Вас. | Здороваются | К: -активное использование речевых средств |
2. Эмоциональный настрой | Алина: Ребята, а Вы знали что, 2017 год является годом экологии? Анна: 5 января Владимир Владимирович Путин подписал Указ « О проведении в РФ Года особо охраняемых природный территорий.» Алина: Ровно сто лет назад 11 января 1917 года, в России, вблизи озера Байкал, был создан первый государственный природный заповедник под названием «Багрузинский» Анна: Год экологии является привлечением внимания взрослых и детей по вопросам о проблемах экологии в России, сохранение животного и растительного мира, экологической безопасности. Алина: Ребята, мы часто употребляли слово экология? Что же такое экология? Экология-это наука, изучающая условия существования живых организмов взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Анна: Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Алина: Мы сейчас быстро раскрутим глобус, а вы посмотрите и скажите, какого цвета больше всего? (голубого). Это потому, что синей краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. Голубой краской на глобусе обозначены все океаны и моря. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё –водные запасы земли. Алина: А сейчас Мы Вам предлагаем провести опыт? Вы нам поможете? Для опыта нам понадобиться трехлитровая банка, пипетка и стакан. Анна: Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. Алина : Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод — солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 — во льдах Антарктиды. Т.О. Остается 1 % чистой питьевой воды. | Отгадывают загадку, настраиваются на занятие. | К: -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
3. Актуализация знаний, сообщение темы | Анна: Действительно, мы сегодня будем говорить о воде. Несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, а её совсем немного на земле. | Слушают | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
4. Постановка цели | Анна: Целью нашего сегодняшнего занятия будет знакомство с реками и водными ресурсами мира. Мы вам расскажем, как беречь воду и правильно ее использовать | Осознают цель | Р: определение общей цели и путей ее достижения |
II. 1)Беседа | | | |
1.Название | Алина: Ребята, а кто знает, зачем нужна вода? Для каких целей нужна вода для человека? Анна: Вода - наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. | Отвечают на заданные вопросы. | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
2. Цель | Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумывались ли вы где ее используют? (Ответы учащихся: Мы пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду). | Задумываются | Р: определение общей цели и путей ее достижения П: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; |
3. Выполнение задания | Алина: Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия Анна: Какой только воды не бывает на свете! Алина: Есть вода морская и речная. Анна: Озёрная и ключевая, Анна: Мёртвая и живая, Алина: Газированная и минеральная, Анна: Питьевая и индустриальная. Алина: Колодезная и водопроводная, Анна: Дождевая и болотная, Алина: Солнечная, чудесная, Анна: Привозная и местная, Алина: Сточная, проточная, Анна: Чистая и грязная… Алина: Ну, в общем, очень разная. Анна: Для того, чтобы жить, вода нужна всем и каждому. Она входит в состав всех живых организмов. Алина: Так, взрослый человек на 64 % (по массе) состоит из воды , ребёнок- на 85% .( картинку) Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду городской житель использует 300 литров воды в сутки. А теперь представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды. Алина: А сейчас, Ребята, мы предлагаем Вам отгадать загадку. Анна: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. Что это? (Река.) Правильно. Рек очень много на нашей планете. Алина: Мы вам расскажем про самые интересные реки, которые находятся на нашей Земле.
1)Начнем с самой великой реки мира. Это, конечно, Амазонка! Амазонка – самая полноводная река мира, по последним данным, она является еще и самой длинной рекой мира (7000 тыс. км). Сравните с длиной дороги от Ростова до Москвы 2) Самой широкой рекой мира является Ла-Плата , еще её называют Серебряной рекой. Её ширина колеблется от 48 до 220 км! Вы только представьте! Это расстояние примерно как от нашего города до Ростова! Но из-за такой ширины глубина реки небольшая и судоходство по ней затруднено. 3) Самая глубокая река- Конго! На узких участках по 300 метров шириной, Конго может достигать глубины 230 метров и более. Сравните с длиной улицы от порога школы до дома культуры. Что безусловно делает её самой глубокой рекой мира. Наш город Константиновск стоит на какой реке ? 4) Длина Дона - 1870 км, Дон – типичная равнинная река. На протяжении всей своей длины река 4 раза круто изменяет свое направление, что создает большую извилистость русла. Долина Дона на всем протяжении хорошо разработана, с широкой поймой; правый берег высокий и крутой, левый – пологий и низкий. | Слушают, отвечают на вопросы | Л: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы П: -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами К: -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
2)1. Кроссворд | А теперь мы предлагаем вам перейти к следующему заданию. Мы предлагаем Вам разгадать кроссворд по теме « Экология» | | |
2.Цель | Вы покажете свои знания о воде и смекалку | | |
3.Инструктаж | Не выкрикивайте, поднимайте руки | | Л:- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
4. Выполнение задания | Загадки к кроссворду. Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга) Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней.) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно … (Лёд.) В тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (Волны.) Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк.) Дождь прошёл, а я осталась На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа.) Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. (вода) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (сосулька) Без крыльев – летит, Без ног – бежит, Без паруса – плывёт. (облако) День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад.) На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото.) | Отгадывают загадки, определяя предметы по характерным признакам | П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Р: -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
5. оценка | Молодцы, вы отгадали наш кроссворд. Вы правильно определили особенности воды и ответили правильно на наши не легкие вопросы. | | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
4. Выполнение задания | | Отвечают на вопросы викторины, демонстрируя знание о водных ресурсах | П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Р: -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям К: -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
5. Оценка | Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. | | |
4) 1. Рассказ | Вода необходима везде. Но сейчас в водоемы попадают различные загрязнители и приносят вред не только людям, но и природе, растениям, животным. Вода - необыкновенное богатство, ее нужно ценить и беречь! Давайте вспомним простые правила, чтобы сохранить воду и чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой. • Закрывайте кран во время чистки зубов. • Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты. • Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов. Анна: Мы вам раздадим памятки Вам , чтобы вы не забывали беречь и рационально использовать ресурсы нашей Земли. | Смотрят картинки, слушают. Узнают правила обращения с водой | Л: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы П: -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
2. Подведение итогов | Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода - исчезнет и жизнь. Поэтому надо беречь воду! | | П: -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; |
III. 1.Оценка деятельности детей | Сегодня вы отлично работали. Мы рады, что вы так много знаете о водных ресурсах. | Слушают | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
2.Подведение итогов, Ключевая идея. | Мы познакомились с интересными реками нашей планеты, узнали, какой вред причиняет человек водным ресурсам, показали последствия загрязнений водоемов. как это предотвратить. | | П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
4.Напутствие (пожелания) | Каждый из нас будет более бережно относиться к водным ресурсам, если мы не будет загрязнять реки и другие водоемы, то это поможет нам сохранить природу и воду, как главную часть нашей жизни. Давайте сохраним нашу планету чистой и зеленой. | | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Методист ________________________ Казаченко Т.А.