ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
| | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ РО Донецкая школа – интернат 31 августа 2021 года _____________Н.В.Лобанова |
Программа внеурочной деятельности
социальное направление
«Изучение ПДД»
Составитель: Щербакова Н.С.
2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
с Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Санпин 2.4.3648-20 от 28.09.2020№28
с Уставом ГКОУ
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовноговозрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, вкакой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровнясформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности вдуховно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследиюсвоего народа и всех народов России.
Направленность программы «Наш дом – Россия» по содержанию является духовно-нравственной и предназначена для учащихся школы, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по формеорганизации - дополнительной, по времени организации - годичной.Современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной иинформационной сферах, характеризуется наличием признаков обостряющегося кризиса внравственном и духовном развитии как социума, в целом, так и каждого из его членов, вотдельности.
Осознание данной проблемы происходит на всех уровнях: от политическогодо личностного и приводит к необходимости активного поиска действенных вариантов еёрешения.В современной педагогической науке и образовательной практике, приоритетным иперспективным всё чаще признаётся духовно-нравственное воспитание подрастающегопоколения.
Признано, что именно реализация целей духовно-нравственного воспитания вбудущем позволит плодотворно решать проблемы развития российского общества,включая преодоление духовного кризиса, обеспечение консолидации общества,сохранение единого социокультурного пространства страны, ослаблениемежнациональной напряженности и решения социальных конфликтов.Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается смалого.
Это – бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории итрадициям своей семьи, школы, города, сопричастность к происходящему вокруг.Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания являетсявоспитание ценностного отношения к родному краю.
Задачей – доминантой данногозвена является развитие представления детей о духовно-нравственных традициях родногокрая, историческом самосознании и культурном опыте наших предков. В современныхусловиях, когда происходит исчезновение традиционной народной культуры,повышенный интерес к ее изучению вполне оправдан. Краеведческий принцип позволяетболее глубоко понять и осознать свое Я в этом мире. Через изучение локальныхтрадиций России, включающих обряды, ритуалы выявляются общие закономерностистановления общероссийской народной культуры, ее своеобразие и особенности.Обрядовые традиции в народной культуре составляют наиболее важный пласт духовнойкультуры.
Цель программы: создание условий для социализации детей на основе базовыхнациональных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-историческихтрадициях.
Задачи программы:
формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознанияответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий;
уважения культуры каждого народа;
формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности ксотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать правокаждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всехучастников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:
развитие этических чувств как регуляторов моральногоповедения;
формирование чувствпрекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству смировой и отечественной художественной культурой.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
принцип целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания иразвития, с одной стороны, и системность - с другой;
принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядкаописываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям «прошлое» (давным-давно) и «настоящее» (в наши дни);
принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенкеполноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия– любовь к семье, родному городу, Отечеству;
принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком вовремя активной деятельности;
принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий длясамореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетомвозраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбортематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательногопространства в соответствии с этим уровнем;
обогащение содержательной деятельности путем включения гражданско-патриотического, культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
динамичность работы;
учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтоввоспитания;
совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
становление высоконравственных, этических норм поведения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Занятия по программе проводятся в течение всего календарного года. Исключениесоставляет случай невыполнения программы (объявление карантина и др.)
Курс обучения рассчитан на 66 часов. Для реализации программы необходимколлектив детей (10-11 человек) среднего школьного возраста (11-13лет). Зачислениегруппу производится по желанию детей и родителей (законных представителей). Занятияпо 40 минут проходят 2 раза в неделю. Место проведения занятий – класс самоподготовки.
Формы проведения занятий: КТД, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады для детей с ОВЗ, поисковые и научныеисследования и т.д.
Формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, практическаяработа в зависимости от темы занятия.
Планируемые результаты освоения программы«Наш дом – Россия»:
Личностные универсальные учебные действия
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки с помощью воспитателя.
- В диалоге с воспитателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешностивыполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание программы «Наш дом – Россия»
1год обучения (66 часов, 2 часа в неделю)
Моя школа. (6 часов)
Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Познакомить с традициями школы, её символикой
воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. Правила поведения в школе. Режим дня. Экскурсия по школе.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические занятия, комбинированные занятия.
Моя семья. (13 часов)
Моя родословная (фамильное древо). Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Что в имени тебе моем? Мой дом — моя крепость. Герб моей семьи. Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. История моего имени и фамилии.
Ценности семейной жизни наших предков. Семейные династии. Семейные реликвии.
Духовно-нравственные основы семьи.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность.
Моя малая Родина. (19 часов)
Родной край – край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Ростовской области. Животные и растения Ростовской области. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.
Достопримечательности области. Люди и их занятия.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая,индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.
Я — гражданин России. (28 час)
Моя родина – Россия. Государственные символы современной России. Символика истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России.
Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках.
Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.
Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | тема занятия |
1 | 02.09 | Традиции школы |
2 | 07.09 | Символика школы |
3 | 09.09 | Правила поведения и обязанности школьника |
4 | 14.09 | Познакомить с традициями школы, её символикой |
5 | 16.09 | Режим дня |
6 | 21.09 | Экскурсия по школе |
7 | 23.09 | Моя родословная (фамильное древо) |
8 | 28.09 | Я и моя семья |
9 | 30.09 | Я и моя семья |
10 | 05.10 | Из истории семьи |
11 | 07.10 | Семейный архив |
12 | 12.10 | Семейный архив |
13 | 14.10 | Что в имени тебе моем? |
14 | 19..10 | Мой дом — моя крепость |
15 | 21.10 | Тайны бабушкиного сундука |
16 | 02.11 | Тайны бабушкиного сундука |
17 | 09.11 | О чем поведал семейный альбом |
18 | 11.11 | О чем поведал семейный альбом |
19 | 16.11 | История моего имени и фамилии |
20 | 18.11 | Родной край – край, где родился и вырос |
21 | 23.11 | Родной край – край, где родился и вырос |
22 | 25.11 | Богатство природы Ростовской области |
23 | 30.11 | Богатство природы Ростовской области |
24 | 02.12 | Животные Ростовской области |
25 | 07.12 | Животные Ростовской области |
26 | 09.12 | Мир человека и мир природы - их единство |
27 | 14.12 | Мир человека и мир природы - их единство |
28 | 16.12 | Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека |
29 | 21.12 | Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека |
30 | 23.12 | Достопримечательности области |
31 | 11.01 | Люди и их занятия |
32 | 13.01 | Люди и их занятия |
33 | 18.01 | Растения Ростовской области |
34 | 20.01 | Красота природы Ростовской области |
35 | 25.01 | Моя родина – Россия |
36 | 27.01 | Моя родина – Россия |
37 | 01.02 | Государственные символы современной России |
38 | 03.02 | Животные Ростовской области |
39 | 08.02 | Растения Ростовской области |
40 | 10.02 | Мир человека и мир природы - их единство |
41 | 15.02 | Мир человека и мир природы - их единство |
42 | 17.02 | Моя родина – Россия |
43 | 22.02 | Государственные символы современной России |
44 | 24.02 | Государственные символы современной России |
45 | 01.03 | Символика истории России |
46 | 03.03 | Государственные праздники России |
47 | 10.03 | Государственные праздники России |
48 | 15.03 | Путешествие по карте России. |
49 | 17.03 | Путешествие по карте России. |
50 | 29.03 | Города России |
51 | 31.03 | Города России |
52 | 05.04 | Виртуальная экскурсия по городу Ростов на Дону |
53 | 07.04 | Виртуальная экскурсия по городу Ростов на Дону |
54 | 12.04 | Наш земляк-космонавт Ю.Усачев |
55 | 14.04 | Путешествие в космос |
56 | 19.04 | Конкурс рисунков о космосе |
57 | 21.04 | Подвигу народа жить в веках |
58 | 26.04 | Подвигу народа жить в веках |
59 | 28.04 | Подвиг глазами детей |
60 | 05.05 | Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы |
61 | 12.05 | Героические страницы нашей истории |
62 | 17.05 | Героические страницы нашей истории |
63 | 19.05 | Родной город- это частица России |
64 | 24.05 | О самых близких и родных с любовью |
65 | 24.05 | Экскурсия в городской музей |
66 | 26.05 | Экскурсия в парк им. Усачева |
7. Учебно-методическое обеспечение
Методическое сопровождение работы воспитателя: методика комплектования группыучащихся для совместной деятельности; авторские методики проведения занятия поконкретной теме; методика анализа результатов деятельности.При обучении используются основные методы организации и осуществленияучебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические,проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этомв процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуацийуспешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Для реализации данной программы имеется методический материал,дополнительная литература, ресурсы сети Интернет.
Программы- Microsoft Windows, Microsoft PowerPoint.
Технические средства - мультимедийный проектор, ноутбук,фотоаппарат, Интернет.
8.Список литературы
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ вшколе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис,2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. –Новосибирск, 2003.
5. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новоепедагогическое мышление, 1989. - 221с.
6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитанияличности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
7. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.– 2005. - №1. – 147с.
9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова–Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Приложение
Календарно-тематическое планирование программы«Наш дом – Россия»
В процессе изучения «Моя школа» у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки с помощью воспитателя
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать речь для регуляции своего действия;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
В процессе изучения «Моя семья» у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач ипредставления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- строить логические рассуждения об объекте;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать аналогии;
- планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключенияи выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
В процессе изучения «Моя малая Родина» у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки;
- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнениясвоей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
В процессе изучения «Я — гражданин России» у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки;
- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнениясвоей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительноотноситься к позиции другого, пытаться договариваться.