СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наш дом Россия" классный час

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  разработана в соответствии:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • с Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Санпин 2.4.3648-20 от 28.09.2020№28

Просмотр содержимого документа
«"Наш дом Россия" классный час»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»












УТВЕРЖДАЮ


Директор ГКОУ РО

Донецкая школа – интернат

31 августа 2021 года


_____________Н.В.Лобанова




Программа внеурочной деятельности

социальное направление

«Изучение ПДД»




Составитель: Щербакова Н.С.



2021-2022 учебный год



Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  разработана в соответствии:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • с Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • Санпин 2.4.3648-20 от 28.09.2020№28

с Уставом ГКОУ



Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовноговозрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, вкакой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровнясформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности вдуховно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследиюсвоего народа и всех народов России.

Направленность программы «Наш дом – Россия» по содержанию является духовно-нравственной и предназначена для учащихся школы, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по формеорганизации - дополнительной, по времени организации - годичной.Современный этап развития общества, наряду с прогрессом в промышленной иинформационной сферах, характеризуется наличием признаков обостряющегося кризиса внравственном и духовном развитии как социума, в целом, так и каждого из его членов, вотдельности.

Осознание данной проблемы происходит на всех уровнях: от политическогодо личностного и приводит к необходимости активного поиска действенных вариантов еёрешения.В современной педагогической науке и образовательной практике, приоритетным иперспективным всё чаще признаётся духовно-нравственное воспитание подрастающегопоколения.

Признано, что именно реализация целей духовно-нравственного воспитания вбудущем позволит плодотворно решать проблемы развития российского общества,включая преодоление духовного кризиса, обеспечение консолидации общества,сохранение единого социокультурного пространства страны, ослаблениемежнациональной напряженности и решения социальных конфликтов.Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается смалого.

Это – бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории итрадициям своей семьи, школы, города, сопричастность к происходящему вокруг.Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания являетсявоспитание ценностного отношения к родному краю.

Задачей – доминантой данногозвена является развитие представления детей о духовно-нравственных традициях родногокрая, историческом самосознании и культурном опыте наших предков. В современныхусловиях, когда происходит исчезновение традиционной народной культуры,повышенный интерес к ее изучению вполне оправдан. Краеведческий принцип позволяетболее  глубоко  понять  и  осознать  свое  Я  в  этом мире. Через изучение локальныхтрадиций России, включающих обряды, ритуалы выявляются общие закономерностистановления общероссийской народной культуры, ее своеобразие и особенности.Обрядовые традиции в народной культуре составляют наиболее важный пласт духовнойкультуры.

Цель программы: создание условий для социализации детей на основе базовыхнациональных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-историческихтрадициях.

Задачи программы:

  1. формирование чувства сопричастности   и гордости за свою Родину, народ, историю осознанияответственности человека за благосостояние общества;

  2. восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий;

  3. уважения культуры каждого народа;

  4. формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности ксотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

  5. уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать правокаждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всехучастников;

  6. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:

  7. развитие этических чувств как регуляторов моральногоповедения;

  8. формирование чувствпрекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству смировой и отечественной художественной культурой.



Программа разработана с учетом следующих принципов:

  1. принцип целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания иразвития, с одной стороны, и системность - с другой;

  2. принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядкаописываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям «прошлое» (давным-давно) и «настоящее» (в наши дни);

  3. принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенкеполноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия– любовь к семье, родному городу, Отечеству;

  4. принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком вовремя активной деятельности;

  5. принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий длясамореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетомвозраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

  6. принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбортематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.



Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

  1. создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

  2. учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательногопространства в соответствии с этим уровнем;

  3. обогащение содержательной деятельности путем включения гражданско-патриотического, культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

  4. динамичность работы;

  5. учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

  6. объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтоввоспитания;

  7. совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

  8. становление высоконравственных, этических норм поведения.



Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Занятия по программе проводятся в течение всего календарного года. Исключениесоставляет случай невыполнения программы (объявление карантина и др.)

Курс обучения рассчитан на 66 часов. Для реализации программы необходимколлектив детей (10-11 человек) среднего школьного возраста (11-13лет). Зачислениегруппу производится по желанию детей и родителей (законных представителей). Занятияпо 40 минут проходят 2 раза в неделю. Место проведения занятий – класс самоподготовки.

Формы проведения занятий: КТД, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты викторины, праздничные мероприятия, классные часы, олимпиады для детей с ОВЗ, поисковые и научныеисследования и т.д.

Формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, практическаяработа в зависимости от темы занятия.

Планируемые результаты освоения программы«Наш дом – Россия»:

  1. Личностные универсальные учебные действия

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки с помощью воспитателя.

- В диалоге с воспитателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешностивыполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 

  1. Познавательные универсальные учебные действия

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Содержание программы «Наш дом – Россия»

1год обучения (66 часов, 2 часа в неделю)

Моя школа. (6 часов)

Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Познакомить с традициями школы, её символикой

воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. Правила поведения в школе. Режим дня. Экскурсия по школе.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические занятия, комбинированные занятия.

Моя семья. (13 часов)

Моя родословная (фамильное древо). Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Что в имени тебе моем? Мой дом — моя крепость. Герб моей семьи. Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. История моего имени и фамилии.

Ценности семейной жизни наших предков. Семейные династии. Семейные реликвии.

Духовно-нравственные основы семьи.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность.



Моя малая Родина. (19 часов)

Родной край – край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Ростовской области. Животные и растения Ростовской области. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.

Достопримечательности области. Люди и их занятия.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая,индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.

Я — гражданин России. (28 час)

Моя родина – Россия. Государственные символы современной России. Символика истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России.

Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках.

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, практическая работа в зависимости от темы занятия.

Виды деятельности: теоретические занятия, практические работы, комбинированные занятия, исследовательская деятельность, экскурсии.





Календарно-тематическое планирование

дата

тема занятия

1

02.09

Традиции школы

2

07.09

Символика школы

3

09.09

Правила поведения и обязанности школьника

4

14.09

Познакомить с традициями школы, её символикой

5

16.09

Режим дня

6

21.09

Экскурсия по школе

7

23.09

Моя родословная (фамильное древо)

8

28.09

Я и моя семья

9

30.09

Я и моя семья

10

05.10

Из истории семьи

11

07.10

Семейный архив

12

12.10

Семейный архив

13

14.10

Что в имени тебе моем?

14

19..10

Мой дом — моя крепость

15

21.10

Тайны бабушкиного сундука

16

02.11

Тайны бабушкиного сундука

17

09.11

О чем поведал семейный альбом

18

11.11

О чем поведал семейный альбом

19

16.11

История моего имени и фамилии

20

18.11

Родной край – край, где родился и вырос

21

23.11

Родной край – край, где родился и вырос

22

25.11

Богатство природы Ростовской области

23

30.11

Богатство природы Ростовской области

24

02.12

Животные Ростовской области

25

07.12

Животные Ростовской области

26

09.12

Мир человека и мир природы - их единство

27

14.12

Мир человека и мир природы - их единство

28

16.12

Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека

29

21.12

Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека

30

23.12

Достопримечательности области

31

11.01

Люди и их занятия

32

13.01

Люди и их занятия

33

18.01

Растения Ростовской области

34

20.01

Красота природы Ростовской области

35

25.01

Моя родина – Россия

36

27.01

Моя родина – Россия

37

01.02

Государственные символы современной России

38

03.02

Животные Ростовской области

39

08.02

Растения Ростовской области

40

10.02

Мир человека и мир природы - их единство

41

15.02

Мир человека и мир природы - их единство

42

17.02

Моя родина – Россия

43

22.02

Государственные символы современной России

44

24.02

Государственные символы современной России

45

01.03

Символика истории России

46

03.03

Государственные праздники России

47

10.03

Государственные праздники России

48

15.03

Путешествие по карте России.

49

17.03

Путешествие по карте России.

50

29.03

Города России

51

31.03

Города России

52

05.04

Виртуальная экскурсия по городу Ростов на Дону

53

07.04

Виртуальная экскурсия по городу Ростов на Дону

54

12.04

Наш земляк-космонавт Ю.Усачев

55

14.04

Путешествие в космос

56

19.04

Конкурс рисунков о космосе

57

21.04

Подвигу народа жить в веках

58

26.04

Подвигу народа жить в веках

59

28.04

Подвиг глазами детей

60

05.05

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы

61

12.05

Героические страницы нашей истории

62

17.05

Героические страницы нашей истории

63

19.05

Родной город- это частица России

64

24.05

О самых близких и родных с любовью

65

24.05

Экскурсия в городской музей

66

26.05

Экскурсия в парк им. Усачева



7. Учебно-методическое обеспечение

Методическое сопровождение работы воспитателя: методика комплектования группыучащихся для совместной деятельности; авторские методики проведения занятия поконкретной теме; методика анализа результатов деятельности.При обучении используются основные методы организации и осуществленияучебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические,проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этомв процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуацийуспешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

Для реализации данной программы имеется методический материал,дополнительная литература, ресурсы сети Интернет.

Программы- Microsoft Windows, Microsoft PowerPoint.

Технические средства - мультимедийный проектор, ноутбук,фотоаппарат, Интернет.

8.Список литературы

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ вшколе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис,2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. –Новосибирск, 2003.

5. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новоепедагогическое мышление, 1989. - 221с.

6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитанияличности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

7. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.– 2005. - №1. – 147с.

9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова–Волгоград: изд. «Учитель», 2001.



Приложение

Календарно-тематическое планирование программы«Наш дом – Россия»

 В процессе изучения «Моя школа» у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с воспитателем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки с помощью воспитателя

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- использовать речь для регуляции своего действия;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



 В процессе изучения «Моя семья» у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач ипредставления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- строить логические рассуждения об объекте;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать аналогии;

- планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключенияи выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- использовать речь для регуляции своего действия;

- владеть монологической и диалогической формами речи.



 В процессе изучения «Моя малая Родина» у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.

 Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки;

- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнениясвоей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



 В процессе изучения «Я — гражданин России» у учащихся формируются:

Личностные универсальные учебные действия

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм иценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретныепростые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людейправила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.

 Регулятивные универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлятьошибки;

- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнениясвоей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какаяинформация нужна для решения задачи;

- отбирать необходимые для решения задачи источники информации средипредложенных воспитателем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию ввиде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительноотноситься к позиции другого, пытаться договариваться.