Российская Федерация в 1992-начале 2020-х гг.
Тема урока: Наш край в 1992-2022 гг.
Цель: Формирование знаний о экономическом, социальном развитии страны с 1992 по 2022 гг.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для:
Усвоения знаний о экономическом, социальном развитии России с 1992 по 2022 гг.
Формирования ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Расширения кругозора обучающихся.
Развивающие:
Создать условия для:
Развития памяти: слуховой, механической
Развития внимания, усидчивости, собранности, ответственности.
Умения логически излагать свои мысли.
Развития интереса к предмету.
Воспитательные:
Создать условия для:
Формирования навыков работы в группе.
Воспитания культуры общения и поведения.
Воспитания уважения к своему родному краю, своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.
Методы и приёмы обучения:
- работа с источниками
-беседа с элементами дискуссии
Планируемые результаты:
личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметные:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные:
− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примечание |
Организационный момент (1 минута) | Видеообращение к обучающимся | Смотрят видеообращение | Слайд №2 |
Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках (Опрос) (3 минуты) | Предыдущие уроки мы посвятили изучению Российской Федерации в 1992-начале 2020-х гг. 1.Перечислите приоритетные национальные проекты 2.Назовите дату и основную причину начала СВО. 3.Цели и задачи СВО | Дают ответы на вопросы преподавателя. | |
Постановка темы и целеполагание (2 минуты) Краткое сообщение Переход к изучению новой темы Формулирование темы урока Целеполагание (2 минуты) Планирование деятельности (3 минуты) | Мы с вами изучили большой раздел по развитию РФ. Но, к сожалению, мы с вами не поговорили ещё об одном субъекте РФ, как вы думаете о каком? Ребята для того, чтобы подвести вас к сегодняшней теме урока предлагаю обратить ваше внимание на экран. (включить видео). Исходя из заданных вопросов и просмотренного ролика, попробуем сформулировать тему урока. Тема: «Наш край в 1992-2022 г.» Опираясь на сформулированную тему, необходимо поставить цель, которую мы свами должны реализовать в ходе урока. Цель: Сформировать знания о экономическом, социальном развитии страны с 1992 по 2022 гг. Для того, чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план, согласно которому мы будем работать. Познакомиться с историей образования страны. Изучить основные отрасли и направления, влияющие на развитие страны с 1992-2022 год. Обобщить знания по изученной теме. Работать будете в группах. На столах у вас лежат рабочие листы, в которых Вы будете выполнять задания, результат о выполнения заданий будете вписывать в таблицу № 1 в рабочих листах. | Принимают участие в формулировании темы: изучить основные отрасли в развитии страны с 1992 по 2022 год. Запись темы в рабочие листы. Цель: изучить экономическое и социальное развитие страны Запись цели в рабочие листы Принимают участие в определении плана урока | Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6,7 |
| Я вновь предлагаю вам послушать наших учащихся (Брагин А.) После распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства. (Комаров Д.) Постановление Правительства России «О практике реорганизации колхозов и совхозов», вышедшее в 1992 году, привело к скачкообразному росту количества фермерских хозяйств: за 1991—1995 годы число фермерских хозяйств в крае увеличилось с 99 до 6.806. (Андасов Д) К концу 1990-х годов наш край входил в первую десятку регионов России по численности фермерских хозяйств. Самарский край – один из важнейших сельскохозяйственных районов страны, по стоимости валовой продукции сельского хозяйства занимает 7-е место. (Батаногов И.) В крае развито садоводство – в основном в хозяйствах населения. В структуре насаждений 80 % занимает облепиха–в регионе производится 75 % от общероссийского производства концентрата облепихового масла. На экспорт поставляют саженцы облепихи, винограда, роз и других плодовых и ягодных культур. (Шульц. О) Он так же является одним из ведущих животноводческих регионов России. Основными показателями, характеризующими животноводство, являются поголовье крупного рогатого скота (с отдельным выделением коров), свиней, овец и коз, птицы; В настоящее время технологии в животноводстве шагнули вперёд. Я предлагаю посмотреть вам небольшой ролик «Беспроводные коровы» | Рассказывают свои сообщения Слушают преподавателя, смотрят ролик. | Слайд № 8-10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 |
5 минут (вместе с проверкой) | И так о каких основных отраслях в развитии страны и края мы с вами уже узнали? Как вы думаете о какой отрасли мы с вами ещё не поговорили? Для того чтобы изучить эту отрасль, я предлагаю вам поработать самостоятельно, выполняя задания. Задание. №1. Ответить на поставленные вопросы, ответ впишите в рабочие листы. Время выполнения 3 минуты. За каждый правильный ответ, вы получаете по одному баллу. Полученные баллы за каждое задания вносятся в таблицу в рабочих листах. Максимальное количество баллов, которое вы можете сегодня набрать на уроке 10 баллов. В рабочих листах так же есть шкала оценивания. Ребята, а как вы считаете какая профессия, является профессией настоящего и будущего? | Эталон ответа: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство. Эталон ответа: промышленность Отвечают на вопрос Эталон ответа: сварщик | Слайд № 16 Слайд № 17, слайд 18, 19 (задания) Слайд № 20 |
5 минут | Молодцы! Мы с вами рассмотрели основные отрасли в развитии страны и края. Как вы думаете, какая сфера будет относится к социальному развитию в нашем крае? Эталон ответа: система образования В 1992 году был принят «Закон об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. В систему образования входят школы, профессионально-технические училища, ВУЗы. Реформа предусматривала превращение их в основные центры по подготовке высококвалифицированной рабочей силы. Финансирование ПТУ в городах, как правило, в 1-й половине 90-х гг. ХХ в. велось за счет средств предприятия, для которых они готовили кадры. В нашем крае в рамках национального проекта «Образование» реализуются шесть региональных проектов. Все они направлены на повышение качества образования в регионе, его доступности и равных условий для каждого. (Дегтярёв Р.) Вот некоторые из проектов: «Современная школа». Строительство новых школ, обновление материально-технической базы учебных учреждений, внедрение современных технологий преподавания и обучение педагогов. «Успех каждого ребёнка». Максимальное вовлечение детей в дополнительное образование. «Поддержка семей, имеющих детей». Повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей. (Анай-оол А.) «Цифровая образовательная среда». Создание безопасной и доступной цифровой образовательной среды. «Молодые профессионалы». Модернизация и повышение конкурентоспособности профессионального образования. «Социальная активность». Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Ребята, для закрепления изученного направления предлагаю вам решить небольшое тестовое задание. Задание № 2. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу, максимальное количество баллов за это задание 4 балла. Полученное количество баллов заносите в рабочие листы. | Эталон ответа: система образования Слушают повествование преподавателя. Рассказывают сообщения | Слайд № 21 Слайд № 22 Слайд № 23 Слайд № 24, 25 |
Закрепление полученных знаний 8 минут | Для закрепления изученного материала мы с вами посмотрим видео и поиграем в игру «Веришь или нет». (приложение № 4). Вопрос зачитывается преподавателем, студенты должны в нужной графе поставить соответствующий знак «+» означает верю или «-« означает не верю. За каждый верный ответ студент получает 1 бал, прописывает общую сумму баллов в рабочем листе. | Выполняют указания преподавателя | Слайд № 26, 27, 28 |
Рефлексия 1 минута | Продолжите высказывания: На этом уроке мне было интересно потому что…… На этом уроке я познакомился……….. | Отвечают на вопросы | |
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание 1 минута. | Период развития страны с 1990-2020-х годов, это период расцвета нашего края. Сегодня мы с вами рассмотрели основные отрасли, которые способствовали интенсивному развитию края. Выставление оценок. | Сдают рабочие листы преподавателю, записывают домашнее задание | Слайд № 29 |
Приложение № 1
Дата:___________
ФИ студента ( подгруппа №1/2):____________________________
Тема:___________________________________
Цель урока: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
План урока
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Алтайский край был образован_______________________________________________________
В состав Алтайского края входит_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Основные отрасли в развитии Алтайского края с 1992-2022 г.
__________________________________________________________________
Таблица № 1
№ задания | Количество баллов | Максимальное кол-во баллов |
Задание №1 | | 2 |
Задание № 2 | | 4 |
Игра «Веришь или нет" | | 6 |
Итоговое кол-во баллов | | 12 |
Шкала оценивания. Таблица № 2
Количество баллов | Оценка |
12-11 | 5 |
10-9 | 4 |
8-7 | 3 |
6-0 | 2 |
Приложение № 2
Задание № 1. Группа № 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы (3 мин. На выполнение задания).
Системный кризис, в котором находилась российская экономика в этот период, поразил в первую очередь её реальный сектор, в частности, промышленное производство. Основные этапы, характеризующие промышленное производство в постсоветский период и настоящее время. За 1991–1997 гг. доля промышленного производства Алтайского края в России и Западной Сибири сократилась с 1,3 до 0,8% и с 12,9 до 6% соответственно. Однако, несмотря на очевидный кризис, промышленность Алтая оставалась одной из крупных отраслей его экономики по объему продукции и услуг (21%), а также важнейшим бюджето-образующим сектором.
В Алтайском крае развиты следующие отрасли промышленности:
Машиностроение.
Металлообработка.
Нефтехимическая и горнодобывающая отрасли.
Предприятия оборонного комплекса.
Пищевая, перерабатывающая и лёгкая промышленность.
Основную долю в промышленном производстве Алтайского края занимает выпуск тракторов, спецтехники, навесного и газосварочного оборудования, дизельных двигателей, генераторов, паровых котлов, грузовых вагонов, буровых станков, паровых и водогрейных котлов.
Химические предприятия Алтайского края изготавливают около 20 видов шин, асбестовые и безасбестовые фрикционные изделия, уплотнительные и прокладочные материалы, товары бытовой химии, фармацевтические препараты, кокс и сульфат натрия.
По итогам 2022 года промышленность Алтайского края показала рост – индекс промышленного производства составил 101,9%. Одним из лидеров промышленного роста среди обрабатывающих производств стало производство одежды. В производстве химических веществ и химических продуктов индекс промышленного производства составил 108,2%
Перечислите отрасли промышленности в Алтайском крае?
Выпуск чего составляет основную долю в промышленном производстве Алтайского края?
Приложение № 2
Задание № 1. Группа № 1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы (3 мин. На выполнение задания). Ответ
1) Перечислите отрасли промышленности в Алтайском крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выпуск чего составляет основную долю в промышленном производстве Алтайского края?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Задание № 1. Группа № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
(3 мин. На выполнение задания).
Системный кризис, в котором находилась российская экономика в этот период, поразил в первую очередь её реальный сектор, в частности, промышленное производство. Основные этапы, характеризующие промышленное производство в постсоветский период и настоящее время. За 1991–1997 гг. доля промышленного производства Алтайского края в России и Западной Сибири сократилась с 1,3 до 0,8% и с 12,9 до 6% соответственно. Однако, несмотря на очевидный кризис, промышленность Алтая оставалась одной из крупных отраслей его экономики по объему продукции и услуг (21%), а также важнейшим бюджето-образующим сектором.
Машиностроение.
Металлообработка.
Нефтехимическая и горнодобывающая отрасли.
Предприятия оборонного комплекса.
Пищевая, перерабатывающая и лёгкая промышленность.
Основную долю в промышленном производстве Алтайского края занимает выпуск тракторов, спецтехники, навесного и газосварочного оборудования, дизельных двигателей, генераторов, паровых котлов, грузовых вагонов, буровых станков, паровых и водогрейных котлов.
Химические предприятия Алтайского края изготавливают около 20 видов шин, асбестовые и безасбестовые фрикционные изделия, уплотнительные и прокладочные материалы, товары бытовой химии, фармацевтические препараты, кокс и сульфат натрия.
По итогам 2022 года промышленность Алтайского края показала рост – индекс промышленного производства составил 101,9%. Одним из лидеров промышленного роста среди обрабатывающих производств стало производство одежды. В производстве химических веществ и химических продуктов индекс промышленного производства составил 108,2%
В производстве химических веществ и химических продуктов индекс промышленного производства составил ?
2) Вставьте пропущенные слова: Химические предприятия Алтайского края изготавливают около …………, асбестовые и безасбестовые фрикционные изделия, уплотнительные и ……….. материалы, товары ………., ……………. препараты, кокс и сульфат натрия.
Приложение № 2
Задание № 1. Группа № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
(3 мин. На выполнение задания). Ответ
В производстве химических веществ и химических продуктов индекс промышленного производства составил ?_____________________________________________________________________________
2) Вставьте пропущенные слова: Химические предприятия Алтайского края изготавливают около …………, асбестовые и безасбестовые фрикционные изделия, уплотнительные и ……….. материалы, товары ………., ……………. препараты, кокс и сульфат натрия.
Приложение № 3
Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией. Решите тестовое задание (время на выполнение 5 минут)
За период 1990–1995 гг. из 1772 школ в крае были 1497 сельские, в том числе 395 — начальные. В них обучались 201080 учащихся (всего в крае было 501600 учащихся), работал 18451 учитель (всего в крае было 28892 учителя). Так, на начало 1995 учебного года в этих школах края не хватало 411 учителей. В 1994 г. из сельской местности выехали 863 учителя, из них 220 — по причине отсутствия жилья. На начало 1995 г. в улучшении жилищных условий на селе нуждалось 3667 человек, из них 218 проживали в частных квартирах, в том числе 89 семейных, 107 молодых специалистов. Сложившаяся в крае в 1-й пол. 90-х гг. ХХ в. система повышения квалификации педагогических кадров имела значительный опыт курсового обучения всех педагогов. Она готовила учителей к преподаванию по новым изменяющимся программам, предлагала им определенный набор обязательных и по выбору спецкурсов, проводила значительное количество семинаров в межкурсовой период, вносила определенный вклад в совершенствование профессионального мастерства педагогов. Сфера образования Алтайского края в этот период знаменита славной плеядой «Заслуженных учителей школы РСФСР». Таких, например, как Н. М. Андреева, Н. П. Киричек, А. В. Морозов, Т. С. Плешкова, В. А. Чудесов и многие другие. Ежегодно повышали квалификацию при краевом и областном институтах усовершенствования учителей свыше 10 тыс. педагогических работников, на ФППК ОНО при Барнаульском пединституте 400 организаторов образования. Однако действовавшая система повышения квалификации по качеству обучения слушателей не всегда удовлетворяла возросшие потребности. Повсеместно не выполнялось постановление правительства о первоочередном выделении жилья учителям и воспитателям. Аналогичным был подход в их обеспечении коммунальными услугами и другими льготами. В районах и городах края в большинстве школ были разработаны воспитательные программы, ориентированные на конкретные условия, современные интересы учащихся. Усилилась вовлеченность органов управления образованием в сотрудничество со всеми структурами, которые были способны влиять на развитие личности ребенка. В Алтайском крае в рамках национального проекта «Образование» реализуются шесть региональных проектов. Все они направлены на повышение качества образования в регионе, его доступности и равных условий для каждого. Вот некоторые из проектов: «Современная школа». Строительство новых школ, обновление материально-технической базы учебных учреждений, внедрение современных технологий преподавания и обучение педагогов. «Успех каждого ребёнка». Максимальное вовлечение детей в дополнительное образование. «Поддержка семей, имеющих детей». Повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей. «Цифровая образовательная среда». Создание безопасной и доступной цифровой образовательной среды. «Молодые профессионалы». Модернизация и повышение конкурентоспособности профессионального образования. «Социальная активность». Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
№1 . Количество школ в крае с 1990-1995 г?
А) 1772
Б) 1497
В) 395
№2. Укажите количество национальных проектов в образовании в Алтайском крае?
А) 5
Б) 6
В) 4
Г) 2
№3. Количество обучающихся в крае с 1990-1995 г
А) 501600
Б) 201080
В) 350000
№4. В 1992 году был принят «Закон об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до ?
А) 10 классов
Б) 8 классов
В) 9 классов
Приложение № 3
Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией. Решите тестовое задание (время на выполнение 5 минут) Ответы.
№1 . Количество школ в крае с 1990-1995 г?
А) 1772
Б) 1497
В) 395
Ответ:
№2. Укажите количество национальных проектов в образовании в Алтайском крае?
А) 5
Б) 6
В) 4
Г) 2
Ответ:
№3. Количество обучающихся в крае с 1990-1995 г
А) 501600
Б) 201080
В) 350000
Ответ:
№4. В 1992 году был принят «Закон об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до ?
А) 10 классов
Б) 8 классов
В) 9 классов
Ответ:
Приложение № 4
Игра «Веришь или нет»
Что произошло? | Верю | Не верю |
Алтайский край был образован постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 28 сентября 1937 года. | | |
Алтайский край включает 59 муниципальных районов, 11 городских округов, шесть городских поселений, 53 сельских поселения | | |
Алтайский край – один из важнейших сельскохозяйственных районов страны, по стоимости валовой продукции сельского хозяйства занимает 7-е место. | | |
По итогам 2022 года промышленность Алтайского края показала рост – индекс промышленного производства составил 101,9%. | | |
По итогам 2022 года промышленность Алтайского края показала рост – индекс промышленного производства составил 11,9%. | | |
В 1992 году был принят «Закон об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 класса | | |