СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш путь к себе-разработка классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка классного часа на тему "Наш путь к себе"для возрастной категории 16-17 лет

Просмотр содержимого документа
«Наш путь к себе-разработка классного часа»



Классный час «Путь к себе»

(час общения)


Представленная тема относится к разделу «Самовоспитание личности».


Основная цель занятий: расширение представлений учащихся о самопознании, саморазвитии, самовоспитании; формирование у учащихся умений оценивать самого себя.


Задачи:

1. показать положительное влияние самовоспитания на личностные данные человека;

2. формировать у учащихся умений оценивать самого себя: своих

качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности;

3. побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к

самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.


Форма проведения: урок общения

Возраст учащихся: 10 класс

Оборудование:

 мультимедийное оборудование;

 электронная презентация к занятию;

 печатные тексты: тест «Определение уровня своей самооценки»;

памятки «Пятнадцать шагов на пути к правильной своей самооценке»


«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель- то, что он о себе думает»

Л.Н.Толстой


I. Мотивационный блок: Определение проблемы

В начале каждого учебного года мы берем на себя обязательства, связанные с учебной и социально-общественной деятельностью. И если заглянуть в Карту самоанализа каждого из нас, то моно увидеть очень похожую картину- практически все (за малым исключением) хотят быть отличниками… И это замечательно! Но насколько реально вы оцениваете свои способности и возможности? Стоит посмотреть на стенд и все станет понятно…

Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим,


Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек

способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то

малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное.

Многие в своей жизни довольствуются малым, не прилагая особых

усилий, и всю свою жизнь обвиняют окружающих в том, что многое у них в

судьбе не сложилось. Другие же прилагают титанические усилия и воистину

становятся титанами. Про таких говорят: «Это сильный человек, настоящая

личность».

Психологи давно сделали свой вывод: любой человек талантлив. Как

же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал?

По каким признакам люди делают вывод о человеке как о личности?

Насколько важно стремиться к тому, чтобы стать личностью?


II. Информационный блок:

1) Актуализация понятия «личность»


Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое

сложное.

Вопрос к учащимся: Вспомним, что представляет собой человек?

(Предполагаемый ответ. Прежде всего, человек – это биологический

организм, потребности которого определяются тремя инстинктами:

пищевым, оборонительным и генеративным. Кроме того, являясь

представителем и членом человеческого общества, в социально-

психологическом плане человек – личность).

Вопрос к учащимся: Что такое личность?


(Предполагаемый ответ. Ученые-психологи считают, что структуру

личности определяет ее направленность, то есть то к чему стремится

человек; его интеллект и другие способности; что он есть за человек – то есть, как он общается с людьми, относится к ним).

Действительно главными составляющими личности являются его

отношения к самому себе, к своему делу, к другим людям, к миру.


2 )Самооценка и ее роль в самовоспитании: отношение к самому себе.

Сегодня мы остановимся на одной из составляющих личности.

Познание себя – естественная потребность каждого человека. Великий

немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает,

а кто знает самого себя».

Вопрос к учащимся: Что можно узнать о себе?

(Предполагаемые ответы: слайд)

свои физические возможности, состояние здоровья;

свои таланты, способности (умственные, творческие);

свой характер, темперамент, волю;

свои вкусы, привычки;

свои сильные и слабые стороны.)

Вопрос к учащимся: Узнавать себя нужно, чтобы объективно

оценить свои способности и возможности. А что это даст?


(Предполагаемые ответы: слайд

узнать призвание, выбрать профессию;

избежать ошибок и разочарований;

правильно вести себя с окружающими;

не браться за невыполнимые дела;

правильно определить цель в жизни.)


От того, насколько правильно человек оценивает свою личность,

зависит очень многое: характер, чувства, отношения к окружающим. Каждый

отвечает себе на вопрос: «Кто я?», «Какой я?», то есть производит

самооценку.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств,

возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка может быть высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой,

правильной или ложной.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка – это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у таких людей – «Ну что я мог поделать?» Но и в завышенной самооценке нет ничего хорошего.

Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться в себе и обидеться на весь мир.

Если достижения скромные, а запросы непомерные (могу купить

только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от того, что не

удается достичь невозможного, завидовать другим, злиться на весь мир. Его

поведение становиться мерзким, он старается унизить другого, чтобы хоть

как то возвыситься. Ему кажется, что все ему что-то должны – родители,

друзья …

Человек с неправильной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Жизнь становится невыносимой. Выхода два – умерить желания или увеличить достижения. Неизвестно, что сложнее.


Отличительной чертой адекватной самооценки является

дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те

сферы жизни, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, и

те, где возможности его ограничены. Такому человеку легче избежать

крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут

неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.


III. Блок оценки и анализа

Ваш возраст – это время второго рождения личности. И рождение это,

увы, не обходится без сложностей... Наверняка вы страдаете от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости интересов, стремлений. Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее.

«Правила самооценки». Давайте постараемся их найти. Как вы думаете, о чём говорят эти пословицы и какие правила самооценки можно по ним выделить: (Слайд . Правила самооценки)


• Будь умелым не речами, а делом. (Примерный ответ учеников: Судите о себе по делам)

• И мудрому человеку совет требуется. (Будь снисходительным к другим, но строгим к себе)

• Всякий совет к разуму хорош. (Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-цзы


Проблемная ситуация

Послушайте рассказ о проблемах одной десятиклассницы.


«Бабушка и мама считают, что Света - самая умная и красивая девочка в

школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и

её подружкам, которых Света считает намного глупее себя.

Они, правда, так не считают, и даже сказали Свете, что та

слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Светин

друг, с которым она поругалась. Света теперь с ними не

разговаривает. Она считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она

станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подмётки не годятся!»


Вопрос к учащимся: Правильно ли оценивала себя Света? Какие

ошибки она совершила, оценивая себя?

(Предполагаемые ответы)

 cудила о себе, по мнению мамы и бабушки;

 учебные неудачи объясняла придирками учителей;

 сравнивала себя не с сильными, а с более слабыми;

 требовательно относилась к другим, к себе – снисходительно;

 не прислушивалась к критике, три человека говорили ей одно

и то же, а она не сделала выводов;

 поругалась с друзьями, которые говорили об её недостатках;

 ставила себе нереальные цели.


IV. Блок самооценки и самоанализа

Вопрос к учащимся: Скажите, можете ли вы сами рассказать о

своей самооценке. Какая она у вас?

Предлагаю вам с помощью диагностики определить уровень

самооценки каждого из вас.

Задание: Ответьте на вопросы теста. Определите уровень

самооценки. Познакомьтесь с советами психологов (слайд)

Тест“Выявление уровня своей самооценки”

1. Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало говорить или

делать что-то?

a. очень часто — 1 балл;

b. иногда — 3 балла.

2. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, то:

a. постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

b. не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное

и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее Вам близкое:

a. то, что многим кажется везением, на самом деле, результат

упорного труда — 5 баллов;

b. успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств

— 1 балл;

c. в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а

человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали пародию на вас. Вы:

a. рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

b. тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и

высмеять его — 4 балла;

c. обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за

выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

a. да — 1 балл;

b. нет — 5 баллов;

c. не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок. Купите:

a. духи, которые нравятся Вам — 5 баллов;

b. духи, которым, как Вы думаете, будут рады, хотя Вам лично

они не нравятся — 3 балла;

c. духи, которые рекламировали в недавней телепередаче--- 1 балл.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых Вы

ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

a. да — 1 балл;

b. нет — 5 баллов;

c. не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем

Вы?

a. да — 1 балл;

b. нет — 5 баллов;

c. иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?

a. да — 5 баллов;

b. нет — 1 балл;

c. не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

a. голубой — 1 балл;

b. желтый — 3 балла;

c. красный — 5 баллов.


Подсчитайте количество полученных баллов. Ознакомьтесь с

результатами тестирования

50—38 баллов. У вас завышенная самооценка. Вы довольны собой и

уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми,

любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то,

что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем

больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите

себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком

серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической

информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего,

вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...


37—24 балла. У вас объективная самооценка. Вы живете в согласии с

собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением

находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во

взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и

окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими».

У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой

и источником силы и, что самое главное, не за счет других.


23—10 баллов. У вас заниженная самооценка. Очевидно, вы

недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим

интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом,

полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам,

что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен?

Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны

принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.



Несколько советов психолога:

 Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть

более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя

выше других и т.п.).

 Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой?

(заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»

и т.д.)

 Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не

терять уверенности в себе, продолжать работать над своими

недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.






V. Обсуждение результатов работы.


Наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, влияют на наше

будущее и все то, что мы испытываем в жизни. Если мы предпочитаем

думать, что жизнь одинока, и нас никто не любит, то именно это и получим.

Вспомните хотя бы замечательных актеров В. Басова, Инну Чурикову. По

классическим шаблонам, они некрасивы, но поверили в свою мечту,

осуществили ее, стали знамениты и любимы. Нытье, вечное брюзжание

могут погубить любой талант, любые способности.


VI. Информационный блок «Путь к повышению своей самооценки»


Предлагаю познакомиться с шагами на пути к повышению своей

самооценке. Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно

медленный процесс (каждому раздается памятка).






Памятка

«Пятнадцать шагов на пути к правильной

своей самооценке»


Шаг 1: Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и

сформулируйте свои цели.

Шаг 2: Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с

точки зрения сегодняшнего дня.

Шаг 3: Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых

маленьких.

Шаг ______________4: Чувства вины и стыда не помогают добиваться успеха.

Шаг 5: Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике

положительные аспекты.

Шаг 6: Смотрите на себя и других реальными глазами.

Шаг 7: Не позволяйте другим людям критиковать вас как

личность.

Шаг 8: Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает

человека.

Шаг 9: Помните, иногда поражение – это удача.

Шаг 10: Если рядом с другими людьми вы чувствуете

собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

Шаг 11: Позвольте себе общаться с собой наедине.

Шаг 12: Будьте открыты для общения с другими людьми.

Шаг 13: Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем

вас будут хвалить другие люди.

Шаг 14: Помните! Вы не сами по себе!

Шаг 15: Вы воплощение надежд других людей и потому должны

бороться с любыми препятствиями на своем пути.


Я хочу, чтобы на досуге вы подумали о том, что следует изменить в

себе, чтобы поверить в себя, повысить свою самооценку.


VII. Рефлексивный блок. Работа в парах «Что мне в тебе нравится?»


Учащимся должны составить список из 10 черт, которые им

симпатичны друг в друге и обмениваются ими.


Вопрос к учащимся:

Что вы испытывали, когда получили список своих симпатичных

черт, открытых в вас другим человеком?

Приятна ли вам была эта похвала?

Как известно, все люди уникальные, но осознать свою уникальность

многие не могут и не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать

себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Процесс

познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет

длиться всю жизнь. С познания себя и начинается и познание других людей,

и познание мира, и познания смысла жизни.

Пусть в сложной работе по созиданию личности вашим напутствием станут

слова грузинского писателя Чабуа Амирэджиби: «Каждый выбирает ту

крепость, которую хочет взять. Для одного это соперник, наделенный

дарованиями, большими, чем он, и гонимый тщеславием, он тратит все свои

духовные силы на то, чтобы побороть этого соперника. Но есть и другие

– цвет человечества – они осаждают и штурмуют единственную крепость –

собственную личность».



VIII. «Какой я? Я такой!» (коллаж)