Предмет: русский язык. Класс: 5. Дата проведения: 01.09.2020
Номер урока по КТП: 2
Тема: «Наш родной русский язык»
Цели:
Предметная: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;
Метапредметная: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;
Личностная: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
Тип урока: вводный
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
Организационный момент. (2 минуты)
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.
Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
- Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык)
- Запишем отгадку.
- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.
- Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И.Ожегова, О.В.Михайловой, Л.И.Скворцова, В.И.Даля и др.).
-В каком значении слово «язык» интересует нас?
Изучение нового материала.
Подведение к восприятию новой теме урока. (2 минуты)
- На слайде стихотворение А.Яшина «Русский язык».
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде святой.
Сообщение новой темы урока (в идеале – учащиеся формулируют её самостоятельно) (3 минуты).
- Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего их использует автор?
- К слову «язык» подберите и запишите однокоренные слова и слова – синонимы.
Давайте попробуем сформулировать тему урока все вместе и запишем её в тетрадь.
Объяснение нового материала (5 минут).
Карточки для групп ( 2 группы)
Карточка для 1 группы:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Карточка для 2 группы:
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде святой.
Задания:
- О каких функциях русского языка говорит Яшин в этом стихотворении?
- С какими трудностями столкнулись, когда выполняли это задание?
Работа в тетради(6 минут):
- Итак, вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык. Зачем нужно человеку знание родного языка?
- Прочитаем текст упр.№1.про себя, а затем вслух выразительно.
- Найдите корень в словах родина, род. Подберите слова с таким же корнем. Корень выделите.
- Как толкуется в словарях слово родной.
В каком значении это слово употребляется в словосочетании родной язык, родная природа?
Давайте запишем в тетрадь.
-Прочитаем задание №2 учебника.
-Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой — в изучаемом вами иностранном языке?
Дидактическая игра, самостоятельная работа(10 минут).
( Делим на две группы.).
- Упражнение №3 (первый и третий тексты).
- С чем сравнивают писатели наш русский язык? Найдите эти слова, прочитайте.
- В чём писатели видят богатство языка, его выразительность?
Отчёт групп о проделанной работе.
Закрепление знаний (8 минут).
- Назовите и выпишите те эпитеты, которыми характеризуется русский язык, обозначьте орфограммы в словах. Можем ли мы использовать эти эпитеты в описании иллюстрации учебника (стр.7)? Какой вывод можно сделать?
Да, действительно, язык наш и природа наша очень богаты и многообразны.
Итог урока (рефлексия) (5 минут).
Синквейн в двух группах.
К слову язык (2 строка: 2 прилагательных,
3 строка: 3 глагола,
4 строка: афоризм, утверждение о языке.
5 строка: синоним к слову язык)
Домашнее задание. (2 минуты)
Записать 5 пословиц о языке.