СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наш родной русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. По теме:«Наш родной русский язык»

Просмотр содержимого документа
««Наш родной русский язык»»

Предмет: русский язык. Класс: 5. Дата проведения: 01.09.2020



Номер урока по КТП: 2

Тема: «Наш родной русский язык»


Цели:


Предметная: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;

Метапредметная: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;


Личностная: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

Тип урока: вводный



Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация.



Ход урока:

  1. Организационный момент. (2 минуты)

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,

Но от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз.

Пусть будут поиски, сомненья.,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдёмся в мненьях

И вместе проведём урок.



  1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)

- Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык)

- Запишем отгадку.

- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.

- Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И.Ожегова, О.В.Михайловой, Л.И.Скворцова, В.И.Даля и др.).

-В каком значении слово «язык» интересует нас?



  1. Изучение нового материала.

  1. Подведение к восприятию новой теме урока. (2 минуты)

- На слайде стихотворение А.Яшина «Русский язык».


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.


Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.


Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.


На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде святой.




  1. Сообщение новой темы урока (в идеале – учащиеся формулируют её самостоятельно) (3 минуты).

- Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего их использует автор?

- К слову «язык» подберите и запишите однокоренные слова и слова – синонимы.

Давайте попробуем сформулировать тему урока все вместе и запишем её в тетрадь.



  1. Объяснение нового материала (5 минут).

Карточки для групп ( 2 группы)

Карточка для 1 группы:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.


Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Карточка для 2 группы:

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.


На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде святой.

Задания:

- О каких функциях русского языка говорит Яшин в этом стихотворении?

- С какими трудностями столкнулись, когда выполняли это задание?



  1. Работа в тетради(6 минут):

- Итак, вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык. Зачем нужно человеку знание родного языка?


- Прочитаем текст упр.№1.про себя, а затем вслух выразительно.

- Найдите корень в словах родина, род. Подберите слова с таким же корнем. Корень выделите.

- Как толкуется в словарях слово родной.

  • В каком значении это слово употребляется в словосочетании родной язык, родная природа?

Давайте запишем в тетрадь.


-Прочитаем задание №2 учебника.

-Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой — в изучаемом вами иностранном языке?



  1. Дидактическая игра, самостоятельная работа(10 минут).

( Делим на две группы.).

- Упражнение №3 (первый и третий тексты).

- С чем сравнивают писатели наш русский язык? Найдите эти слова, прочитайте.

- В чём писатели видят богатство языка, его выразительность?

Отчёт групп о проделанной работе.

  1. Закрепление знаний (8 минут).

- Назовите и выпишите те эпитеты, которыми характеризуется русский язык, обозначьте орфограммы в словах. Можем ли мы использовать эти эпитеты в описании иллюстрации учебника (стр.7)? Какой вывод можно сделать?

Да, действительно, язык наш и природа наша очень богаты и многообразны.



  1. Итог урока (рефлексия) (5 минут).

Синквейн в двух группах.

К слову язык (2 строка: 2 прилагательных,

3 строка: 3 глагола,

4 строка: афоризм, утверждение о языке.

5 строка: синоним к слову язык)



  1. Домашнее задание. (2 минуты)

Записать 5 пословиц о языке.