СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нашествие монголо-татар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории "Нашествие монголо-татар" (коррекционная школа 7 класс).

Просмотр содержимого документа
«Нашествие монголо-татар»

КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»








«НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР»

Урок истории в 7 классе коррекционной школы





           

Подготовила и провела:

 Любовская Татьяна Ивановна, учитель истории












с. Красное

Тема урока «Нашествие монголо-татар»

Цель урока: формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.

Задачи:

Образовательные:

- добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар;

- подвести обучающихся к пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли;

- на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков;

Воспитательные:

- через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение ориентироваться на карте;

- коррекция мышления, речи, умение анализировать, сопоставлять.

Оборудование: карта «Русские княжества в XII- XIII вв.», лента времени, карточки-задания,

д\ ф « История государства Российского. Нашествие», иллюстрации «Катапульта», «Камнемет», «Таран».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Орг. момент. Проверка готовности к уроку, отсутствующих.

Мотивация:

О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты…

Всем ты преисполнена, земля Русская!…

- Вот так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар. Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.

Повторение пройденного материала.

- Прежде, чем приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? (Монголо-татары)

Игра «Исторический снежный ком»

Карточка-задание (индивидуально)

- Кто такие монголо-татары?

- Где они жили? Какой образ жизни вели?

- Основные занятия.

- Кто был верховным правителем?

- Как делилось войско?

- Пользуясь изображением монгольских воинов, опишите оружие и образ жизни воинов.



Изучение нового материала.

Запись темы урока в тетрадь.

Тема урока «Нашествие монголо-татар».

- Сегодня мы будем говорить о нашествии м-т на Русь, попытаемся разобраться, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли и на примере обороны Рязани вы узнаете о героизме русских людей в борьбе против захватчиков.

На уроке нам потребуются такие умения - думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени.

План изучения нового материала:

  1. Битва на реке Калке.

  2. Нашествие Батыя на Русь.

  3. Причины поражения.

- Я хочу рассказать вам одну историю (притчу). (Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»). Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит - сломайте! Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит: «Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит». Чему учит это притча? (Один в поле не воин)

-Обратите внимание на карту «Русские княжества в XII-XIII вв.». - Почему на карте территория Киевская Русь окрашена в разные цвета?

- Что происходило в этот период на Руси?

- Какой период мы называем «периодом раздробленности»?

- Какая военная организация монголо-татар к тому времени была?


Битва на реке Калке.

- В 1223 г. многочисленные войска Чингисхана подошли к половецким землям, половцы обратились за помощью к русским князьям: киевскому, черниговскому. Они согласились помочь.

Работа с текстом, стр. 230.

- Первое столкновение передовых монгольских армий с русскими произошло 31 мая 1223 года на реке Калке. Но так как русские князья были в ссоре, то и сражались отдельно друг от друга. Монголо-татары разбили дружины по одной. Полной победой монголов закончилась эта битва.

Чтение отрывка из Лаврентьевской летописи:

«Три дня длилась осада лагеря, и князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали отпустить их войско. Вероломно нарушив обещание, монголы перебили всех русских воинов, а князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольская знать устроила пир. Через какое-то время все пленные были раздавлены, но пиршество продолжалось»

- Когда и где впервые русские столкнулись с монголами?

- Кто же одержал победу в этой битве?

- Почему потерпели поражение?


Работа с лентой времени.

- Одержав победу, монголы повернули назад в степи. Дисциплинированные монгольские военачальники не имели приказа задерживаться на Руси. Вскоре они были отозваны Чингисханом, который посчитал, что основная задача разведывательного похода на запад успешно решена. А Русь по-прежнему была объята княжескими столкновениями. Судьба отпустила русским 14 лет передышки, но воспользоваться этим они не сумели.

Нашествие Батыя на Русь

- Монголо-татары ушли и какое-то время на Руси о них никто не слышал. Однако монголо-татары готовились к новому нападению. На стр. 231 найдите абзац, когда монголы пришли на земли русские?

- В 1227 г. Чингисхан умер. Стал править сын Угэдэй, но начинает наступление на Русь, внук Чингисхана Батый. Собрав огромное войско, захватив Волжскую Булгарию, устремляется к Рязани. Над Русью нависла страшная угроза. Глубокой осенью 1237 года вдруг у границ Рязанской земли появились первые вражеские разведчики. А как только мороз схватил реки и озёра и дороги стали проезжими, в пределы рязанских владений вторглось огромное войско во главе с верховным правителем монголо – татар Батыем.

Работа с картой.

Ученик:

- Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя, внука Чингисхана

Свое соседство с ним кляня

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день по степи голой

Топча сухие ковыли.


- Именно это страшная сила во главе с Батыем с целью сжечь и разграбить город, подошла к Рязани. Рязань напрасно ждала помощи от других русских княжеств. Батый послал к князьям послов с требованием дани, на что те ответили: «Когда не останется нас в живых, тогда возьмёте всё»

- Сейчас вы просмотрите отрывок из видеофильма «История государства Российского. Нашествие» и ответите на следующие вопросы:

- Когда монголо-татары захватили Рязань?

- Что помогло м-т попасть за стены города?

- Город Рязань был полностью сожжён и разрушен. Никто не пришёл на помощь, т. к. не было единства.

Работа с лентой времени.

- А сейчас поработаем с документом. Вы прослушаете текст документа и попробуете подобрать определения для монголо-татарских воинов.

- Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны. Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли один город за другим. Так началось страшное и разрушительное нашествие монголо-татар.

Как вы думаете, в чем заключались причины поражения русских людей?

  1. Несогласованность действий князей.

  2. Отсутствие единого командования.

  3. Незнание тактики противника.

  4. Вероломство и хорошая военная подготовка монголо-татар.


Один из итальянцев так писал о монголо–татарах:

«Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

Первичное закрепление материала.

- Что произошло в 1223 году?

- Покажите, откуда пришли на Русь монголо-татары (работа с картой).

- Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).

- Поставьте даты 1223г., 1237г. (работа с лентой времени).

- Как защищали рязанцы свой город?

Рефлексия.

  1. Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами:

1.

2.

  1. Два самых грозных монголо-татарских правителя:

1.

2.

  1. Два самых важных события (даты):

1.

2.

Подведение итогов.

Объявление оценок за урок.

Домашнее задание.

Прочитать тему № 2 Нашествие монголо-татар. Ответить на вопросы на стр. 233

Индивидуальное задание.

Прочитать указанные абзацы.