Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Урок Милосердия
«Наши маленькие друзья»
(1Ж класс)
По учебнику Г.Д. Зубовой
Подготовила:
Ожерельева Оксана Валерьевна,
учитель начальных классов
Тамбов
2017 год
Урок Милосердия
Тема урока: «Наши маленькие друзья».
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цель: создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений.
Задачи:
предметные:
совершенствовать навык чтения целыми словами;
учить правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову;
развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию;
развивать умение определять жанр произведения
метапредметные:
регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу под руководством учителя, способствовать развитию навыков самоконтроля;
коммуникативные: развивать умения формулировать точные, полные ответы;
познавательные: способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию
личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
-Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
-Мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями,.
Тип урока:
-открытие новых знаний.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
1.Интернет – ресурсы.
2.Зубова Г.Д. Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 1-х классов. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014.
Приложения:
1.Презентация .( )
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадки.
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Ничего не болит, а все кряхтит,
Пятачок есть, а не покупает. (Свинья.)
С бородой родится –
Никто не дивится. (Козел.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
По гораv, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
На сене лежит.
Сама не ест и другим не дает. (Собака.)
Мохнатенька, усатенька,
Сядет - песенки поет. (Кошка.)
- Молодцы, ребята. А что объединяет всех этих животных? (Они домашние.)
- Правильно. А каких домашних животных вы еще знаете?
2.Актуализация знаний.
-Для чего человек держит животных? Как они ему помогают?
-А могут ли эти животные быть опасными для человека, причинить вред его здоровью, обидеть его? Расскажите о таких случаях.
-А теперь, ребята, давайте послушаем стихотворение на эту тему.
Развлекаться можно так:
Я иду, дразню собак!
То язык им покажу,
Кулаком им погрожу,
То маню их колбасой,
То кидаю камнем... ой!
Оглянулся я вокруг -
Их так много стало вдруг!
Все и лают, и рычат,
Укусить меня хотят!
Как мне страшно! Помогите!
От собак скорей спасите!!!
Ах, зачем их обижал,
Как же я не понимал,
Что собак дразнить нельзя
Выручайте же, друзья!
- Почему мальчик оказался в опасной ситуации?
-Оказывается, что и домашние животные могут быть опасными, если не знать правил общения с ними. Давайте вместе назовем основные правила обращения с домашними животными:
Не дразнить их.
Не подходить близко к незнакомым животным и не пытаться их погладить.
Не подходить, когда животные едят – они могут подумать, что вы хотите отнять у них еду.
Не подходить близко к животным с детенышами и ни в коем случае не трогать детенышей.
Не смотреть животным пристально в глаза.
3.Самоопределение к деятельности.
-Сегодня мы проведем исследование, т. е. научную работу. В любом исследовании есть высказывание, мысль, которую нужно доказать. Прочитайте пословицу: Жизнь дана на добрые дела.
- Как понимаете пословицу? Доказали?
-Нам с вами в течение урока нужно доказать, что это так, или доказать, что это высказывание не верно.
- Какие добрые дела вы совершали?
- А было ли у вас, когда вы совершили что - то неприятное по отношению к человеку?
Словарная работа.
- Как понимаете слова безрадостный?
- Как понимаете слова безнадежный?
- Как понимаете слова бессовестный?
-А что такое совесть? Совесть- это как бы второе сознание, который подвергается сомнению и критике. Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?
-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?
-Прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери
- Кого мы приучили?
-Как мы называем их по - другому?
-А кто это «наши меньшие братья»?
-Прочитайте загадку, которую видите на экране.
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
-А с вами живут котята? Расскажите о них.
-Как вы думаете, о каком животном будем читать сегодня?
4.Работа по теме урока.
-Прочитайте название рассказа.
-Можно ли по нему определить героев рассказа?
-А кто написал это произведение?
Знакомство с биографией Осеевой.
-Это Валентина Александровна Осеева. Она много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила вместе с ними спектакли.
-Какие рассказы Осеевой вы читали?
Знакомство с произведением.
-А теперь познакомимся с произведением «Плохо». По названию можно узнать, о чем или о ком это произведение? Оказалось ли наше предположение верным?
-Поставьте пальчик на начало текста.
-Я начинаю, а вы внимательно следите, кто-то продолжит
-Продолжает … (хорошо читающие дети, их чтение оценю)
-Подтвердились ли наши высказывания?
-Произведения, какого жанра вы прочитали? (рассказ)
-Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, волшебства)
- На кого лаяла собака?
- Как она лаяла? (Яростно)
- Как вы понимаете слово «яростно»?
-Найдите и прочитайте предложение о том, как выглядел котенок?
- Кто за ним наблюдал?
- как вы думаете, чего они ждали?
-Кто еще заметил происходящее?
- Как женщина выбежала? (поспешно выбежала)
- Как вы понимаете это выражение?
- Подберите синоним к этим словам?
- Почему она спешила? (хотела быстрее помочь)
- Прочитайте, что она сказала мальчикам?
- С какой интонацией нужно читать слова женщины?
- Почему женщина рассердилась?
- Что ты можешь сказать о мальчиках?
_ Как бы вы поступили, оказавшись на их месте?
- Нравятся ли вам герои рассказа? Почему? Используй в ответе слова: да, потому что… или нет, потому что ..
- Наблюдали ли вы в своей жизни похожее событие? Если да, расскажите об этом.
5.Физкультминутка.
Раз - поднялись, подтянулись. Два - согнулись, разогнулись. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за пару тихо сесть.
6.Продолжение работы по теме урока.
- Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков. («Сердито крикнула», «гневно», «удивились»)
- Найдите в тексте слова, которые помогают лучше представить маленького котенка?
- С какой интонацией звучат слова мальчиков?
- С какой интонацией звучат слова женщины?
Чтение по ролям.
-У меня есть план рассказа, прочитайте его.
Вот это плохо!
Собака яростно залаяла.
Как вам не стыдно!
Мальчики стояли и ждали.
-Восстановите план.(2,4,3,1)
-Чего на земле больше: добра или зла?
-К какой группе относятся слова: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.
-Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы добрых поступков было больше.
-Давайте вместе составим синквейн.
7.Итог урока.
-С каким произведением познакомились на уроке?
- Какой совет дали вы бы мальчикам? И так, мы с вами провели большую исследовательскую работу. Согласны ли вы с предположением, о том, что Жизнь дана на добрые дела. Почему?
-Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда творить добро.
-Будете ли вы ждать награды за сделанные вами добрые дела?
-А сейчас оцените свою работу с помощью цветовых сигналов.