СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наши земляки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Наши земляки".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Екшурская средняя общеобразовательная школа»







Тема работы:



Наши земляки

«Человек, которым можно гордиться»











с. Екшур

2018 год

Содержание:


  1. Вступление

  2. Детские и юношеские годы Пчёлкина М.В.

  3. Педагогическая деятельность

  4. Вспоминания учеников и коллег Пчёлкина М.В.

  5. Трудовые награды Пчёлкина М.В.

  6. Заключение






















Цели и задачи


Цель:


Показать жизненный путь и его вклад в создание школьного музея им. А.Е. Архипова директора Екшурской средней школы Пчелкина Михаила Владимировича


Задачи:


  1. Раскрыть личность Пчелкина М.В. с разных сторон;

  2. Показать пример стойкости, трудолюбия и любви к жизни;

  3. Его вклад в создание школьного музея им. А.Е. Архипова

















«Наши земляки»

Человек, которым можно гордиться.



Мир пронизан минувшим. Он вечен.

С каждым днем он богаче стократ.

В нем живут наши давние встречи.

II погасшие звезды горят.

Смерть не так уж страшна и зловеща.

Окончательной гибели нет,

Если ты на земле этой вечной

Оставляешь незыблемый свет.



М. Пчелкин.



27 августа 2017 года исполнилось 155 лет со дня рождения народного художника РСФСР (1927г.), педагога, действительного члена академии художеств Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), ураженца деревни Егорово и 30 лет открытию музея им. Абрама Ефимовича Архипова. По инициативе директора Екшурской средней школы М.В. Пчелкина, в нашей родной школе (1987 г.). Эти события значимы для нашего села Екшур и мне захотелось узнать больше о тех людях, которые собирали этот материал для нашего музея и организовали его работу. Данная работа является реализацией этого желания. Я, хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые исполняли свой гражданский долг, собрали и сохранили исторический материал нашего земляка, великого русского художника А.Е. Архипова. Этой работой я начинаю исследовательскую серию жизни простых людей, в которой будут раскрываться личности обычных людей, живущих или живших рядом с нами. Исследовательская работа, «Человек, которым можно гордиться» это дань уважения человеку, который связал свою жизнь с одной из важнейших профессий - учитель. Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремление преданно служить народу, отечеству. Сегодня его уже нет среди нас. Но память о нем живет, работает музей, который создал со своими единомышленниками, его помнят ученики, друзья, коллеги. Этого человека зовут Михаил Владимирович Пчёлкин. Педагог по призванию, он был в душе интересным, одаренным человеком, увлеченным историей родного края. Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания.

И я считаю, что таким примером для кого-то может стать Михаил Владимирович Пчёлкин. В этом и заключается актуальность моей работы.


ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:

Показать жизненный путь и его вклад в создание школьного музея имени А.Е.Архипова директора Екшурской средней школы Пчёлкина Михаила Владимировича.

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть личность Пчёлкина М.В. с различных сторон;

  • показать пример стойкости, трудолюбия и любви к жизни;

  • его вклад в создание школьного музея имени А.Е.Архипова.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • интервью с Людмилой Михайловной, дочерью Пчёлкина М.В. и его знакомых;

  • изучение его документов, фотографий, наград и трудовой книжки;

  • работа с коллегами и учениками;

  • работа с периодической печатью и изданиями.

При написании работы я обратилась в архив газеты «Новая Мещера», где мне любезно предоставили номера газет от 28.08.87 г. статья «Музей создан, поиск не кончается», «На родине художника» от 21 мая 1987 г. под редакцией М.Пчёлкина, «Открылась выставка и музей» от 22 августа 1987 г. под редакцией О.Кайновой и Ф.Аронович.

Из этих статей я узнала много интересных сведений о подготовке и открытии музея. Большую помощь в написании моей исследовательской работы стали мои встречи с учителями нашей школы, дочерью Михаила Владимировича Пчёлкина - Людмилой Михайловной, бывшими учениками школы, с библиотекарем с.Екшур Ковровской Тамарой Николаевной. Сложить воедино жизненный и служебный путь Пчёлкина М.В. мне помогли документы, справки, фотографии, статьи.

Новизна данного исследования заключается в доведении собранного материала до широкого круга общественности.

Данная работа, несомненно, имеет практическое значение, так как будет использоваться в работе школьного музея, для расширения и углубления краеведческих знаний школьников на уроках истории, уроках мужества, при проведении классных часов на военно-патриотическую тематику и носит воспитательный характер.


ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ПЧЁЛКИНА М.В.

Михаил Владимирович родился 21 ноября 1924 года в деревне Соломино Тумского (ныне Клепиковского) района в крестьянской семье. Семья из 18 человек жила бедно, но дружно. В первый класс он пошел с десяти лет. Учился в Тумской школе № 46, там же вступил в комсомол. Из воспоминаний Михаила Владимировича о своем детстве. «От других мальчишек я не отличался. Любил нашу речку Нарму, чудесный смешанный лес, по которому мы бегали с друзьями мелькая чумазыми пятками. Ни сучья, ни шишки были нипочём. Учились с интересом, хотя в школу ходили за 4 км. в Туму. Сами делали фотоаппараты из ящичков. Получалось, даже узнавали друг друга на фотокарточках. Радио в деревне не было, так мы сами делали приемники и жадно прижимали наушники к ушам. Слова «Говорит Москва» звучали для нас праздником. Друг другу в дом мы провели тонкие провода и разговаривали через наушники, как по телефону. Для глухой деревни это было чудом».

Когда Михаил Владимирович заканчивал восьмой класс, в его жизнь ворвалась война. И, хотя возраст у него был не призывной, оставаться в стороне он не мог.

В июле 1941 года в числе 50 тумчан добровольцем уехал в г. Смоленск помогать фронту-копать противотанковые рвы. Вот что я узнала из сочинения «Война в моей семье» ученицы 7 класса МОУ «Екшурская СОШ» Аниськовой Анны (2004 г.) внучки М.В. Пчёлкина.

- Приехали дедушка с ребятами в г. Смоленск, но до места не добрались. Ночью эшелон был обстрелян с воздуха. Правда бомбы не попали в цель, но поезд встал и дедушка с друзьями лежали в мокрой от росы низине. Ночью было туманно и свежо, выручила фуфайка. Немецкие самолеты улетели, эшелон добрался до ст. Куприно. Они выкопали себе окопы и организовали трудовой лагерь. Вдоль леса копали противотанковый ров, он протянулся на несколько километров. Фронт приближался. Вражеские самолеты прилетали каждый день. После бомбежек они снова брались за лопаты. Работа спорилась, хотя работали часто на пустой желудок. Только когда работа была завершена им приказали отходить мелкими группами, соединились они в Вязьме. Путь в Рязань продолжался товарным поездом. В конце июля вернулись домой».

В августе 1942 года после окончания 9 класса был призван в ряды Советской Армии и зачислен в 252-ой полк конвойных войск. Вместе со своим полком ему пришлось участвовать в освобождении г. Смоленска. Михаилу Владимировичу «повезло», он остался жив. На фронте он переболел сыпным тифом и чуть не утонул в Днепре на Соловьевеской переправе - спас его двоюродный брат Дмитрий Пчёлкин, который оказался с ним рядом. Самая большая для него награда была медаль «За Победу над Германией» Домой Михаил Владимирович вернулся только в 1950 году, так как после войны его оставили служить в шифровальном отделе полка. После демобилизации он продолжил учёбу. Закончил вечернюю среднюю школу и поступил в Рязанский педагогический институт на исторический факультет.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С 1954 года начинается его педагогическая деятельность. Сначала в Бусаевской и Гуреевской школе, а потом в Екшурской. Работая в школах Клепиковского района, он, в силу необходимости и для души, вел еще уроки рисования. Специально изобразительному искусству Михаил Владимирович не учился, разве что в деревне, когда мать, неграмотная, но, видно, чуткая к красоте деревенская женщина усаживала своих ребятишек за стол и заставляла их срисовывать картинки с цветами. Во всяком случае Михаил Владимирович всегда хорошо рисовал, интересовался изобразительным искусством. У него дома была собрана богатая коллекция открыток всех художников.

Когда же Михаил Владимирович стал учительствовать в Екшуре, он задался целью построить новое здание Екшурской средней школы. Вместе с тогдашним директором производственного ватного объединения Н.Ф. Живетиным они несколько раз ездили в Москву – в Госплан, Министерство легкой промышленности подключили к решению этого вопроса райком партии, и новая школа в Екшуре появилась. Но не только здание Екшурской школы стоит памятником добрых дел ее бывшего директора. Он в ней создал класс – музей нашего земляка художника Абрама Ефимовича Архипова. Увлёк всю школу: собирали материалы о художнике, занимались краеведением, искали и несли в музей старинные вещи. Подружились с рязанским художественным музеем, вели обширную переписку.

Из воспоминаний бывшей ученицы Екшурской школы Павловой Елены Викторовны ныне (Политовой Елены Викторовны). Она говорила, что музей начался с марки, выпущенной в честь именитого земляка А.Е.Архипова. Эту марку Михаил Владимирович принес в школу и увлек этой идеей учеников и коллег.

Михаил Владимирович много ездил по городам России в поисках материалов, экспонатов. Старания не прошли бесследно. Музей был открыт к 125-летию художника. Его двери открылись не только для детей, но и взрослых. Из статьи газеты «Новая Мещера» «Музей создан, поиск не кончается» от 22 августа 1987 года. Михаил Владимирович пишет: «Четыре года назад на летние каникулы были приглашены рязанские художники в Екшурскую школу. Им был отведен класс, где они жили, работали и отдыхали. Огромный интерес сельчан и любителей живописи района, вызвала выставка, организованная в школе этими художниками. Рязанский художник, Виктор Агеев, представил портрет внучатой племянницы А.Е.Архипова Клавдии Васильевны Бряковой, Светлана Ильина нарисовала портреты внучек Бряковой К.В. Наташи и Марины, портрет Ларисы Комоловой, дочери механизатора Анатолия Федоровича Комолова. Интересны были и скульптурные портреты Бориса Горбунова. А Антонина Усаченко для школьного музея выполнила скульптурный портрет А.Е.Архипова. Но и на этом Михаил Владимирович не успокоился. Он постоянно поддерживал связь с рязанским художественным музеем и организовал выставки картин в школе. Его воспоминания статьи «Музей создан, поиск не кончается» газета «Новая Мешера» от 22 августа 1987 г. «Мы в школе перешли на сменные выставки из фондов областного художественного музея, а также из личных собраний художников. Были показаны персональные выставки заслуженного художника РСФСР А.М.Титова, художника монументалиста Ю.П.Кузнецова, молодого художника аквалериста А.В.Печатнова, космические пейзажи художника Анатолия Степанова, рисунки детей изостудии г. Рязани, детей Японии, картины заслуженного художника РСФСР из Москвы Бориса Окорокова. Пятнадцать выставок было организовано за последние годы.

А в это время накапливался материал для будущего музея. В этой работе Михаилу Владимировичу помогали учителя и ученики нашей школы во главе с учителем-краеведом Александром Сергеевичем Тулуповым. Они собрали большую коллекцию старых фотокарточек, вещи 20-х-30-х годов.Кружковцы -фотографы с учителем физики Сергеем Петровичем Сметаниным увеличивали фотографии для музея. Учитель Сергей Степанович Кузнецов по чертежу сделал парту времен А.Е.Архипова, она хранится в нашем музее. Предметы быта для музея передавали жители района: это бывший инженер совхоза «Спиринский» Виктор Кудряшов, учитель-пенсионер из Гуреева Н.Н.Савкина, родственники А.Е.Архипова К.В.Брякова и К.Ф.Саутина и многие другие.

Из воспоминаний Людмилы Михайловны Пчёлкиной- дочери М.В.Пчёлкина.В работах на заключительной стадии создания музея были заняты ученики нашей школы: М.Попов, А.Ивашкин и А.Нестерова. Кропотливую оформительскую работу вели сотрудники областного художественного музея. Юрий Александрович Широков, Кира Юрьевна Камышова, Тамара Борисовна Синяева. Ну и, конечно, руководителем всех работ от начала до конца был директор областного художественного музея Степан Михайлович Степашкин.

Отец мечтал, чтобы школе было присвоено имя народного художника А.Е.Архипова. Он и коллектив школы ходатайствовал об этом перед райисполкомом, но этот вопрос так и не был решен.

Отец организовал ежегодные передвижные выставки художников России. В музее демонстрировались пейзажи художника А.Титова, работы художников С.Якушевского и В.Иванова. В этих работах демонстрировались тонкие поэтические пейзажи, привлекала эмоциональность, чистота тона, цветовые гаммы работ. Художники С.Ильин, В.Николаев, В.Асеев создали образы представителей творческих профессий, которые жили и живут на Клепиковской земле.

Отец мог часами говорить о картинах А.Архипова «По реке Оке», «В гостях», «Девочка с кувшином», «Крестьянин Рязанской губернии», «Прачка». Он давал детям проникнуться миром творчества художника.


Из воспоминаний Сметанина Николая Николаевича:

«Удивительной души человек, мягкий, интеллигентный, тактичный, и вместе с тем приводили его в негодование бесцеремонность, хамство, неуважение к человеческой личности. А еще он неплохо играл в шахматы и шашки. Мог не хуже молодого сыграть и обыграть в городки, не пропустить как зритель и болельщик футбольный матч, соревнования по лыжным гонкам, мог нарисовать портрет с натуры и сочинить эпиграмму, любил рыбалку, мог срубить баню, фотографировать, играл на балалайке, увлекался филателией. Он все хотел попробовать, ему было все интересно. Михаил Владимирович умел щедро дарить все, чем дорожил сам, чем богаче была его душа и чем одарила его природа».

Из воспоминаний Сметаниной Нины Николаевны:

«Есть люди, которые, походят на далекие звезды, когда они умирают, свет от них еще долгие годы идет к нам, согревая душу, освещая путь. Таким человеком был Михаил Владимирович Пчёлкин. Мне не хочется говорить о нём в прошедшем времени. Он был, есть и будет. Его имя всегда будет звучать в Екшурской средней школе, которую он построил и руководил ею на протяжении 18 лет, а потом работал учителем. Он останется в памяти тех, кто работал вместе с ним, кто учился у него, с кем встречался, кому помогал. Вся жизнь его связана с Рязанщеной, с Клепиковским районом. Он прекрасно владел словом, а общение с людьми приносило ему удовольствие. Его с нами нет, а школа осталась, остался музей, и это будет ему самым лучшем памятником на долгие годы.»

ТРУДОВЫЕ НАГРАДЫ ПЧЁЛКИНА М.В.

За свой труд Михаил Владимирович награжден медалями, орденом, грамотами.

Награды Пчёлкина М.В. :

  1. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 м 945гг.»

  2. Медаль «Ветерана труда» за долголетний и добросовестный труд.»

  3. Значок «Отличник народного просвещения» (1966г.)

  4. Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

  5. Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

  6. Медаль « В ознаменование тридцатой годовщины Советской Армии и Флота.»(1918-1948гг.)

  7. Медаль « 40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

  8. Медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

  9. Медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»

  10. Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР 1918-1978»

  11. Медаль « 70 лет Вооруженных сил СССР 1918-1988»

  12. Медаль « Георгий Жуков» ( 1896-1996 гг.)

  13. Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100 - летие со дня рождения В.И. Ленина»

  14. Орден «Отечественной войны II степени (1985г.)»

  15. Знак «Фронтовик 1941 - 1945 гг. (к 55 годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. 9 мая 2000г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда я решила писать исследовательскую работу на тему о простых людях, то ни минуту не сомневались, что буду рассказывать о Михаиле Владимировиче Пчёлкине. Я убедилась в том, что этот человек интересной судьбу, о его жизни и трудовой деятельности должно знать не только старше поколение, но и младше.

Подводя итог работы, я хочу сказать, что цели, поставленные мною, я добилась, а данная работа обязательно будет иметь продолжение. Я бы хотела и в дальнейшем развивать тему о жизни простых людей. Пройдут века, сменяется поколение, и наши потомки будут интересоваться своими происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди.

Некоторые факты теряются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст уста, из поколения в поколение передавалось история нашего родного края.

















Список литературы:


  1. Газета «Новая Мещера» от 28.08.87 г. Статья «Музей создан, поиск не кончается» М.В. Пчёлкина .

  2. Газета «новая Мещера» от 22.08.87 г. Статья «На родине художника» М .В. Пчёлкина

  3. Газета «Новая Мещера» от 22.08.87 г. Статья «Отрылась выставка и музей» О. Кайновой и Ф. Аронович

  4. Воспоминания учеников, друзей, коллег.

  5. Трудовая книжка

  6. Фотографии