СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наше условие: Долой сквернословие!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Наше условие: Долой сквернословие!"  предназначена для начинающих классных руководителей. Она содержит пояснительную записку, ход проведения и сценарий мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Наше условие-долой сквернословие»

Департамент внутренней и кадровой политики

Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»









НАШЕ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ!


Методическая разработка классного часа






Выполнила

классный

руководитель

41-Т группы

Анисенко Н. П.

















Короча

2016 г.

Рассмотрено

на заседании ПЦК технологических дисциплин

«__»_________2016 г.

Протокол №_____

Председатель

комиссии_______/Н. П. Анисенко

«Утверждаю»

Зам. директора по ВР

__________/Т. А. Шахова







Настоящая методическая разработка составлена в помощь классным руководителям для проведения классных часов по нравственному воспитанию студентов. Она помогает формировать у студентов ответственность за свои слова и поступки. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО и НПО.



























Содержание

стр.

Введение 4-5

1. План проведения классного часа 6-7

2. Сценарий 8-16

Заключение 17

Библиографический список 18

Приложение 19
















Введение.

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблема засорения нравов.

Падение нравственности – это общепринятый факт и задача преподавателей: максимально работать над созданием условий для возрождения духовных ценностей в обществе. Проведение классного часа является оправданным и жизненно необходимым, т.к. в студенческой среде техникума бранное слово становится уже нормой. Порой даже на уроках у ребят автоматически проскальзывает в речи нецензурная брань. Поэтому такие классные часы необходимо проводить регулярно, во всех группах, напоминая студентам о том, что стать хорошим специалистом без знаний и навыков высокой нравственности, как в семье, рабочем коллективе так и повседневной жизни – невозможно.

Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. Очень жаль, что для некоторых родной язык: (великий и могучий) - уже превратился в сплав жаргонов и мата и звучит из уст людей, представляющих буквально все слои нашего общества и даже из уст милой детской речи и из уст прекрасного пола. Мат стал как бы основой разговорной речи. Если сравнить родную лексику с водным потоком, то мат – это своего рода “сбросы нечистот”, т.е., загрязнение речи.

Мат как бы становится частью нашего менталитета. Он оскорбляет чужой слух и нравственность. Общеизвестно, что подросток то и дело повторяющий ругательства находится как бы под ливнем отрицательной энергии, заключенной в бранных словах. В результате его защитное поле слабеет, и человек становиться особенно уязвим для любого негативного воздействия (это и болезни и другие неудачи).

Наша задача учить ребят противостоять речевой деградации и только через пропаганду достоинств личности студент может быть не только хорошим специалистом, но и гражданином.

Материал, использованный в проведении тематического классного часа, заставит задуматься студентов о нравственных ценностях семьи, общества и человечества. Кто-то продемонстрирует новое поведение в повседневной жизни, в общении.

Проведению данного мероприятия предшествовала подготовительная работа:

1. Подборка теоретического материала по теме

2. Оформление теоретического материала

3. Изготовление плакатов с цитатой А.С. Грибоедова “Ах, злые языки страшнее пистолета”

4. Подбор стихов, репродукций, фотографий.

5. Подготовка чтецов

6. Создание слайд – презентации

7. Разработка сценария мероприятия

В методической разработке подробно описаны этапы проведения классного часа.

Тематический классный час сориентирован на формирование у студентов этических и нравственных ценностей и норм поведения. Целями тематического классного часа являются:

1. Воспитание духовно-нравственной личности студента через культуру общения, культуру речи и культуру здоровья.

2. Формирование коммуникативной компетенции

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО и НПО.

Как и любое мероприятие, классный час начался с приветствия. После которого была объявлена тема урока: “ Наше условие: долой сквернословие!”


1. План проведения классного часа


Тема: Наше условие: долой сквернословие!

Цели:

1. Учебные:

    1. Обобщить и систематизировать знания студентов о происхождении ненормативной лексики.

    2. Формировать и закреплять у студентов стремление грамотно и культурно излагать свои мысли, негативно относиться к ненормативной лексике.

    3. Развивать умение правильного понимания значения слов в русском языке.

2. Развивающие:

    1. Учить студентов добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников и наглядного агитационного материала.

    2. Развивать поисковую познавательную деятельность, умение действовать самостоятельно, воспринимать и осмысливать знания.

3. Воспитательные:

    1. Формировать ценностное отношение к культуре своего народа

    2. Воспитывать интерес к человеческим ценностям.

Задачи классного часа:

Расширить знания студентов о вредных привычках.

- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Место проведения – учебный кабинет

Форма проведения классного часа -

Время проведения - март 2016 г.

Подготовка к проведению мероприятия

1. Создание инициативной группы

Анисенко Н. П. – классный руководитель

Колосов М. – староста группы

Пинчук Т. – зам. старосты группы.

Протопопов В. – студент 41-Т группы

Лисицкая К. – студентка 41- Т группы

2. Распределение обязанностей

Ведущий 1. - Протопопов В.

Ведущий 2. – Сясина А.

Ведущий 3. – Федин С.

Ведущий 4. – Хлызин Н.

Выродова Н., Лисицкая К.,Дядечко В. –исполняют песни

Балабанова А., Белоглазов Р. – чтецы

Колосов М., Белоглазов Р. – подготовка презентации


3.Оформление мероприятия:

1. Плакаты:

“Мат укорачивает жизнь”,

“Сквернословие вредит здоровью”,

“Словом можно убить”,

“У того, кто ругается – некрасивое лицо”.

«Речь – это показатель ума» (Сенека)

«Ах, злые языки страшнее пистолета” (А. С. Грибоедов)









  1. Сценарий классного часа


Классный руководитель: Сквернословие, к сожалению, было, есть и будет проблемой нашего общества. Это вредная привычка, которая будет существовать всегда, пока каждый из нас не задумается о том, какой вред наносят бранные слова нашему здоровью и здоровью окружающих.

Прежде чем перейти к теме нашего классного часа, я прошу вас посмотреть на плакаты, расположенные на доске, которые отражают данную проблему “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”. Что же такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».

1-й ведущий:Несколько сведений о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то, что вслух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

2-й ведущий: Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

3-й ведущий: В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы — Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

4-й ведущий:В УК РФ есть статья 131 ("Оскорбление"): "Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до 100 рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия". (УК России, 1992, с. 75-76).

1-й ведущий:Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу,

совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

2-й ведущий: Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

3-й ведущий: Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова "мат" в изначальном варианте, то оно означает "крик", громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных - "ма" и "мя" - в брачный период.

В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

4-й ведущий: Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

1-й ведущий: Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. "Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь - это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви".

2-й ведущий: Вот некоторые приемы, которые помогут избежать сквернословия.

Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесь спасительна мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядом друзей, но остаются семья, работа, увлечения, учеба.

Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст”.

3-й ведущий: В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его найти ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в качественном исполнении домашних дел.

4-й ведущий: А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.

1-й ведущий: На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

2-й ведущий: Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Балабанова А. читает стихи:

Но что значит, для нас современным казаться? 
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать? 
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!
Это лишь только казаться. 
Современным быть –
Это уметь говорить, 
Это красиво уметь выражаться.

Группа учениц исполняет песню Б.Ш.Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не стоит опасаться
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты

Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно
Не надо придавать значения злословью

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью

Давайте понимать друг друга с полуслова
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова
Давайте жить во всем друг другу потакая
Тем более что жизнь короткая такая


































Заключение


Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Увы, мат в России стал чуть ли не национальным достоянием. Услышать его можно везде и всюду, от людей всех возрастов и профессий. Причем одни матерятся потому, что уже не умеют говорить по-другому, другие делают это, подражая окружающим или, как подростки, назло учителям с родителями.

По мнению отца Митрофана (Баданина), епископа Североморского и Умбского, матерясь, неверующий народ купается в словесной скверне, которая разрушает его души изнутри.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!». В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа.



Библиографический список


1. Булатов Р. О сквернословии. С.-П., «Адаманта», 2009.

2. Дмитриев А., Колдасов Г., Позднякова Н. Сила языка и ущербность речи; С.-П., 2008. – 14 с.

3. Данилов А.А. Русское сквернословие. Краткий исторический словарь. М., 2009.

4. Жельвис В.И.  Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. Изд. «Ладомир»,  2009.

5. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М., 2009.

6. Харченко В.К. О языке, достойном человека. Учебное пособие. Флинта-Наука, 2009.

7. Наше условие – долой сквернословие. Белгородское региональное отделение Всероссийского общества «Знание»;  Белгород, 2006. – 31 с.












ФФФФФФФ