Тема урока « Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Цель: развитие познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Задачи
Образовательные:
Формирование знаний о насекомых- переносчиках возбудителей болезней и паразитах человека и домашних животных.
Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.
Предложить меры борьбы с насекомыми - переносчиками возбудителей болезней и паразитами человека и домашних животных.
Развивающие:
1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.
2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Воспитательные: воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни
Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.
Образовательные ресурсы:
Учебник
Видеофильм
Раздаточные материалы ( информационные листы, иллюстрации)
Жетоны.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда успех не впрок.
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок!
А тема нашего урока «Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.
Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам ( повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)
Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)
Просмотр видеосюжета (узнаем новое)
Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)
Работа в группах (учимся слушать других)
Решение тестов (проверяем свои знания)
Составление экрана достижений
Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:
Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней и паразитов человека и животных
Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох
Предложить меры борьбы с ними
II. Актуализация опорных знаний
Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.
- Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?
- На основании каких признаков?
Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу
Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.
-Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.
III. Операционно-исполнительный этап.
Представление новой информации
Ах, лето красное,
Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи.
сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»
Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки ( рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.
Просмотр видеосюжета, обсуждение.
Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.
- Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).
Кроме комнатной мухи переносчиками опасных болезней человека являются малярийные комары, кровососы, паразитирующие на человеке и животных - вши и блохи
Большой вред также наносят оводы и слепни- паразиты домашних животных. Для того, чтобы поближе познакомиться с этими опасными животными, мы проведем работу в группах.
Задание для I группы: прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.
Задание для II группы: рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст в информационном листе. Сверните текстовую информацию в таблицу. Выделите черты приспособленности этих насекомых к паразитическому образу жизни
Презентация работы в группах (новый продукт).
Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал
IV. Рефлексивно-оценочный
Оценивание. Тестирование
Экран достижений.
VI. Д/з: 1) п.15
2) синквейн
V. Итог: говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.