СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие познавательной сферы ученика посредством изучения темы      «Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».

Задачи

Образовательные:

  1. Формирование знаний о насекомых- переносчиках возбудителей болезней и паразитах человека и домашних животных.
  2. Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.
  3. Предложить меры борьбы с насекомыми  - переносчиками    возбудителей болезней и паразитами человека и домашних животных.

Развивающие:

1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.

     2.Продолжить формирование  общеучебных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни

 

Тип  урока: изучение нового материала с  первичным контролем знаний.

Просмотр содержимого документа
«Задание»

Задание. Рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст. Сверните текстовую информацию в таблицу



Отряд

Представитель

Какие заболевания переносит

Меры борьбы

Правила личной гигиены

































Отряд Блохи. Блохи - бескрылые насекомые с полным превращением, ведущие паразитический образ жизни. Их червеобразные личинки живут в норах зверей, во влажной пыли, мусоре человеческого жилья. Известно более тысячи видов, паразитирующих на перьях птиц, шерсти зверей и человеке. Передвигаются прыжками. Прыгают на 50 см в длину и на 30 см в высоту. Размер тела всего 3-4 мм. Питаются кровью. Ротовой аппарат колюще-сосущий. В момент питания блоха передает возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная - чума. При сосании крови крыс, сусликов, других грызунов, больных чумой, микробы чумы попадают в тело блохи. Одна блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что только в Европе в средние века погибло 25 млн человек – 1/ 4 часть европейского населения, а во всем мире - 75 млн. человек.


Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.

Являются переносчиками сыпного и возвратного тифа. Местом обитания человеческих вшей является волосистые участки тела и одежда. Мерой профилактики и борьбы со вшами является соблюдение чистоты тела и одежды. Для устранения этих паразитов используют специальные средства, продающиеся в аптеках.


Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен


Просмотр содержимого документа
«Информационный лист»

Информационный лист.


Отряд Блохи. Блохи - бескрылые насекомые с полным превращением, ведущие паразитический образ жизни. Их червеобразные личинки живут в норах зверей, во влажной пыли, мусоре человеческого жилья. Известно более тысячи видов, паразитирующих на перьях птиц, шерсти зверей и человеке. Передвигаются прыжками. Прыгают на 50 см в длину и на 30 см в высоту. Размер тела всего 3-4 мм. Питаются кровью. Ротовой аппарат колюще-сосущий. В момент питания блоха передает возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная - чума. При сосании крови крыс, сусликов, других грызунов, больных чумой, микробы чумы попадают в тело блохи. Одна блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что только в Европе в средние века погибло 25 млн человек – 1 4 часть европейского населения, а во всем мире - 75 млн. человек.


Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.

Являются переносчиками сыпного и возвратного тифа. Местом обитания человеческих вшей является волосистые участки тела и одежда. Мерой профилактики и борьбы со вшами является соблюдение чистоты тела и одежды. Для устранения этих паразитов используют специальные средства, продающиеся в аптеках.


Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен




Комар-пискун

Малярийный комар Анофелес

Яйца плавают большой группой, склеены пачками в виде лодочки

Яйца плавают поодиночке на поверхности воды

Личинки висят у поверхности воды почти вертикально, вниз головой

Личинки в горизонтальном положении прикрепляются к поверхностной пленке в нескольких местах тела

Куколки в виде запятой

Горбатые куколки

Взрослый комар, спокойно сидящий. Держит свое тело почти параллельно поверхности

Взрослый комар, спокойно сидящий, держит свое тело под углом к поверхности, на которую садится


Просмотр содержимого документа
«Урок Двукрылые»

Тема урока « Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».



Цель: развитие познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».

Задачи

Образовательные:

  1. Формирование знаний о насекомых- переносчиках возбудителей болезней и паразитах человека и домашних животных.

  2. Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.

  3. Предложить меры борьбы с насекомыми - переносчиками возбудителей болезней и паразитами человека и домашних животных.

Развивающие:

1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.

2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни



Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник

  2. Видеофильм

  3. Раздаточные материалы ( информационные листы, иллюстрации)

  4. Жетоны.







I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда успех не впрок.

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок!

А тема нашего урока «Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».

Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.

Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.

  • Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам ( повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)

  • Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)

  • Просмотр видеосюжета (узнаем новое)

  • Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)

  • Работа в группах (учимся слушать других)

  • Решение тестов (проверяем свои знания)

  • Составление экрана достижений



Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:

  • Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней и паразитов человека и животных

  • Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох

  • Предложить меры борьбы с ними













II. Актуализация опорных знаний

Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.

- Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?

- На основании каких признаков?

Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу

Знаю

Хочу знать

Узнал








Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.

-Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.



III. Операционно-исполнительный этап.

  1. Представление новой информации

Ах, лето красное,

Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль,

Да комары, да мухи.



сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»

Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки ( рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.

Просмотр видеосюжета, обсуждение.

Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.

- Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).

Кроме комнатной мухи переносчиками опасных болезней человека являются малярийные комары, кровососы, паразитирующие на человеке и животных - вши и блохи

Большой вред также наносят оводы и слепни- паразиты домашних животных. Для того, чтобы поближе познакомиться с этими опасными животными, мы проведем работу в группах.

  • Задание для I группы: прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.

  • Задание для II группы: рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст в информационном листе. Сверните текстовую информацию в таблицу. Выделите черты приспособленности этих насекомых к паразитическому образу жизни

  • Задание для III группы: прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями



  • Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми



  1. Презентация работы в группах (новый продукт).

  2. Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал

IV. Рефлексивно-оценочный

  1. Оценивание. Тестирование

  2. Экран достижений.

VI. Д/з: 1) п.15

2) синквейн

V. Итог: говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.

























































































Просмотр содержимого документа
«тесты»

Задание №1.

  1. Назовите лишнее насекомое по родству:

А) пчела

Б) комнатная муха

В) овод

Г) комар

  1. Выберите лишнее насекомое по способу питания:

А) бычий слепень

Б) блоха

В) майский жук

Г) малярийный комар

  1. Назовите тип крыльев, характерных для Двукрылых:

А) передние крылья жесткие, а задние перепончатые

Б) обе пары чешуйчатые

В) одна пара, перепончатые

Г) передние с продольным жилкованием, а задние веерообразные

  1. Назовите тип ротового аппарата, характерный для Двукрылых:

А) сосущий, свернутый спиралью

Б) колюще-сосущий или лижущий

В) грызущий

Г) грызущий или грызуще-лижущий

  1. Чем комар может быть полезен:

А) опылением растений

Б) служит пищей рыбам и птицам

В) только вреден

  1. Переносчиком возбудителя дизентерии является:

А) саранча

Б) комнатная муха

В) стрекоза

Г) майский жук

  1. Паразитом сельскохозяйственных животных является:

А) яблонная плодожорка

Б) малинный жук

В) овод

Г) колорадский жук

  1. Паразитом человека является:

А) саранча

Б) жук-усач

В) вши

Г) жужелица


Задание №2. Соотнесите:

  1. Переносчики возбудителей болезней человека

  2. Паразиты человека

  3. Паразиты животных

а) овод, б) комнатная муха, в) малярийный комар, г) вши, д) клопы, е) слепень, ж) блохи