Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Цель: психологически подготовить учащихся к общению и взаимодейст-вию в процессе приобре-тения новых знаний и умений. Мотивация по-знавательной деятель-ности | На данном этапе урока происходит формирование - Личностных УУД ( самоопре-деление и смыслообразование) - Коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). | - Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть Вас В этот день и этот час. Долгожданный дан звонок Начинается урок. - Начинаем урок окружающего мира! Настройтесь на работу – откройте ладошки новым знаниям и произнесите волшебную фразу: Я хочу много знать! Я хочу своими знаниями делиться с друзьями. - Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать свое маленькое открытие? | Положительный настрой на урок, снятие психоэмоционального напряжения. - Нужно быть внимательным и наблюдательным. |
2.Актуализация опорных знаний. Цель: выявить опорные знания обучающихся по пройденному материалу. | Происходит формирование - Коммуникативных УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью; аргументация своего мнения) - Познавательных УУД (из-влечение необходимой инфор-мации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания) -Регулятивных (волевая само-регуляция в ситуации затрудне-ния)
| - Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания древнегреческого философа Рене Декарта «Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять» - А знаете ли вы кто такой философ? - Философ – 1) человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам. 2) специалист по философии, а также создатель какой-нибудь философской системы. - Как вы понимаете смысл данных слов? - Итак, применим свои знания на практике. - Отгадайте растения по признакам и назовите их: 1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику 2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. 3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки. 4. Это растение с очень красивыми крупными цветками. Его название можно перевести как «кавалер со звездой» 5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты - Молодцы, ребята! - Есть ли среди этих растений комнатные растения? - Какие из этих растений есть у нас в классе, дома? - Как надо ухаживать за комнатными растениями? - Для чего люди разводят комнатные растения? - Молодцы! Мудрое высказывание Р.Декарта мы с вами подтвердили на практике, вспоми-ная изученный материал. Продолжим наш урок. | Ответы учащихся.
- Нужно иметь не только хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле.
Подорожник Фиалка Одуванчик Гипеаструм Клён Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
3. Этап планирования и целеполагания. Цель: составить план работы, определить круг вопросов на которые необходимо найти ответ. | - Личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников)- Познавательных УУД (умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя) - Регулятивных действий (умение определять и формули-ровать цель на уроке при помощи учителя, определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить) - Коммуникативных УУД (умение оформлять свои мысли в устной форме) | Звучит аудиозапись из телепередачи «В мире животных». - Кто уже догадался о том, какая сегодня тема нашего урока? - Чтобы убедиться, правы ли вы, давайте разгадаем кроссворд. Загадки: Скачет зверушка, Рот- ловушка. Попадут в ловушку Комары и мушки. Серовато, зубовато - По полю рыщет, телят, ягнят ищет. Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усищи-спицы. Он мурлычит , он поет. Только мыться он боится… Угадали? Это … В одежде богатой, а сам слеповатый. Живет без оконца, не видывал солнца. Очень много силы в нем, Ростом он с большущий дом. У него огромный нос. Будто он лет тыщу рос Катится клубок – Колючий бок. Серая шерстинка, Игольчатая спинка. - Назовите все эти существа одним словом - Для того чтобы открыть новые знания давайте посмотрим на таблицу. На ней изображения разных животных. Назовите их. - На какие группы их можно разделить? - Почему так распределили? - И так мы определили тему нашего урока. - А какова же цель урока? Зрительная гимнастика. - А теперь поможем кузнечику выполнять команды. - Глазами передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. | Высказывания предположений Жаба Волк Кот Крот Слон Еж Животные Ответы детей. Звери, птицы, рыбы, насекомые По количеству ног и покровам. Высказывания предположений Открытие новых знаний Дети с закрытыми глазами мысленно двигаются с кузнечиком. |
4.Этап открытия новых знаний. Цели: решение учебной задачи (расширить представления учащихся о группах животных); показать различные способы получения информации, учить учиться. | - Регулятивные УУД (целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование) - Познавательные УУД (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке; умение осознанно строить речевое высказывание)построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Постановка и решение проблем поискового характера) - Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) | - Ребята! Как вы думаете, много ли видов животных на земле? - Мир животных разнообразен. На Земле обитает 5 млн. видов животных. Наука, изучающая животных называется зоологией. Работа с учебником - Рассмотрите первый рисунок. Кто изображён на нём? Насекомых – более 1 млн. видов. Примерно 370 млн. лет назад они покорили воздушную среду и с тех пор широко распространились по всей планете. - Сколько ног у стрекозы, пчелы? - Какие части тела увидели? Что есть на голове у насекомых? Что отличает насекомых от других животных? - Каких насекомых вы знаете? - Какие насекомые опасны для нашего здоровья? Так, кто такие насекомые? - Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы кто такой энтомолог? - Как вы думаете, а где мы можем познакомиться со значением данного слова? - Значение слова мы можем узнать в Толковом словаре русского языка. Итак, в словаре написано, что энтомолог – это человек, изучающий насекомых. Рассмотрите второй рисунок. Кто изображён? - Рыбы – древнейшие позвоночные на Земле. Они появились 400 млн. лет назад. Живут в морях и в пресных водоемах - Какие части тела увидели? Что особенного заметили? -У рыбы я не увидела ног. Как же она передвигается? - Из каких частей состоит тело леща? Сравните леща и щуку. - Назовите, каких рыб вы знаете? - А какие рыбы водятся в водоемах нашего края? - Кто такие рыбы? - Как вы думаете, как же тогда будет называться профессия человека, занимающаяся изучением рыб, если “ихти”- это рыба? - Рассмотрите третий рисунок. Кто изобра-жён? - А вот птицы произошли от древних репти-лий и поначалу напоминали скорее летающих ящериц. - Какие части тела видите? Сколько ног? Чем покрыто тело? - Однажды мальчик во дворе увидел курицу и подумал: «И петь не поёт, И летать не летает. За что же тогда Её птицей считают? ». Так, кто такие птицы? Сравнение грача и воробья. - Каких птиц вы знаете? Вывод: У птиц два крыла и две ноги. Тело птиц покрыто перьями. Орнитолог – изучает птиц. Игротерапия «Все ли птицы?» - Дети! Все ли птицы умеют летать? Сейчас проверим, знаете ли вы, какие птицы умеют летать, а какие нет. Если птица умеет летать, вы машете руками, а если нет, приседаете. Учитель говорит названия птиц: снегирь, страус, дятел, курица, утка, голубь, пингвин. - Рассмотрите четвёртый рисунок. Задайте свои вопросы. Самостоятельно сделайте вывод о том, кто такие звери. - Звери или млекопитающие относятся к наиболее высокоразвитым представителям царства животных. Они появились на нашей планете примерно 20 млн. лет назад. Звери живут на суше, в воде и даже в воздухе. - Каких зверей вы знаете? | Высказывания детей. Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике на стр.80 Насекомые 6 ног. Дети сравнивают, делают выводы, делятся впечатлениями. Вывод: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног В толковом словаре Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике на стр.80 Рыбы Тело покрыто чешуёй. С помощью плавников Дети сравнивают, делают выводы, делятся впечатлениями. Вывод: У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуей. Ихтинолог Птицы Перьями Дети сравнивают, делают выводы, делятся впечатлениями.
Основной признак - перья
Учащиеся переводятся из положения сидя в положение свободного стояния
Организована практическая работа, дети рассматривают рисунки на стр. 81, сравнивают, анализируют и делают выводы Вывод: у зверей четыре ноги. Тело зверей покрыто шерстью.
Сообщение о кунице. |
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала Цели: закрепить знания, добытые в ходе поиска на основе применения их на практике, повысить уровень осмысления изученного материала. Физкультминутка Цель: создать условия для эмоциональной разрядки, снять напряжение. Учащиеся самостоятельно оценивают правильность выполнения действий | - Личностные УУД (осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; самооценка); - Познавательные УУД (извлечение из текстов необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство); - Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения). | Работа с карточками. - Животные нуждаются в помощи человека особенно зимой. Поэтому давайте и мы с вами поможем белочке добраться до орехов. Физкультминутка Вот из леса на лужайку Выбегает серый зайка – Прыг-скок, прыг-скок, Начинается урок. Появился серый волк – Заяц лапы поднимает, Вдох и выдох начинает. Вдруг раздался страшный рык, На лужайку прыгнул тигр. Звери делают поклоны, Начинаем наклоны. Тут котята расшалились, Влево, вправо наклонились. Появился царь зверей – Приседаем все скорей. Вот пришёл конец зарядки, Разбежались все зверятки. - А теперь послушайте стихотворение, которое нам расскажет Света. В воду плюхнулась лягушка, А за ней ещё подружка. А потом ещё одна Донырнули все до дна. Ква-ква-ква, ква-ква-ква – Слышим снова голоса. Это, видно, два дружка Голосят им с бережка. Пусть они себе живут И концерты нам дают. Польза есть от лягушат: Мошек, комаров едят. Создание проблемной ситуации -О каких животных было стихотворение? -Можно ли ее отнести к одной из изученных нами групп? Докажите. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся, называется земноводные. - Как вы думаете, почему они так называются? - Да, уже в самом названии заключена подсказка- Земноводные. - Сколько ног у земноводных? - Тело земноводных покрыто голой кожей - К земноводным животным ещё относятся тритоны. - Каких земноводных встречали вы и где? - Еще с одной группе животных, нас познакомит юный натуралист- любитель природы Старцев Никита. А вы все внимательно послушайте. | Учащиеся самостоятельно работают с карточками Учащиеся имитируют, движения, ориентируясь на показ движений учителя. Дети прыгают
Руки вверх – вдох, вниз – выдох
Наклоны вперёд
Наклоны влево, вправо Приседания О лягушках Высказывают предположения Живут на земле и в воде Четыре Приводят примеры Рассказывает подготовленный ученик - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги, их 2 пары, у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги совсем маленькие или вообще отсутствуют. |
6. Этап закрепления нового материала Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -развивать способность к обобщениям, творческое мышление, умение общаться, прислушиваться к чужому мнению На данном этапе преоб-ладают специфические познавательные, эмо-циональные, социальные мотивы. Чётко прослежи-вается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа». | - Познавательные УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, извлечение из текстов необходи-мой информации; самостоятель-ное создание алгоритмов деятельности; построение логи-ческой цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказы-вания) - Регулятивные УУД (управление своей деятель-ностью, проявление инициатив-ности и самостоятельности, умение осуществлять самоконт-роль оценивание качества и результатов усвоения) - Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью; достижение договорён-ностей и согласование общего решения; управление поведе-нием партнёра). | Работа в тетрадях стр.20-21. 1. Кто здесь лишний? Закрасьте кружок красным цветом. - Назовите оставшихся животных одним словом. 2. Возьмите три разноцветных карандаша и разделите животных на три группы. Сделайте так, чтобы все насекомые были на красном фоне, звери на зеленом, а рыбы - на синем. Проверка выполнения задания Творческая работа. - Приступим к творческой работе. Ролевая игра «Угадай кто это?» Задание: обсудить в группах о каком животном идет речь. Распределить роли, рассказать и изобразить животное так, чтобы дети другой группы угадали это животное. Карточка №1. Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я – страшный хищник. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Крылышки у меня красного цвета, на них есть черные пятнышки. Карточка №2. Я совсем невредная. Все это не правда! Я действительно выделяю сильно пахучую жидкость, но не каких бородавок. Опытные огородники приносят нас на огород. Когда становится темно я выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. Карточка №3. Я живу за полярным кругом, среди вечных льдин и снегов. Я не боюсь холода. В самые лютые морозы купаюсь в ледяной воде, хорошо ныряю и плаваю. Моя любимая пища – тюлени, рыба. - Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились со своими заданиями. - А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Кроссворд | Дети выполняют задание и объясняют выбранный результат. Классифицируют, сравнивают, аргументируют, оценивают результат своей деятельности.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Учащиеся с помощью пантомимы изображают животных. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). - Личностные УУД (само-оценка на основе критерия ус-пешности; адекватное понима-ние причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следова-ние в поведении моральным нормам и этическим требова-ниям); - Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата деятель-ности); - Коммуникативные УУД выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью; планирование учебного сотрудничества) - Регулятивные (волевая саморегуляция, оценка- выделе-ние и осознание учащимися того, что еще подлежит ус-воению, прогнозирование). | - Мы много говорили с вами о том, какие бывают животные, разделили их на группы. И у меня возник еще один вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему? - Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстре-лить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. - Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.
Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним ромашку на лугу И белочку в тайге И цаплю на болоте! - На все ли вопросы получили ответ? - Что понравилось больше всего? - Над чем бы еще хотели поработать? - А что вы узнали на уроке такого, чего раньше не знали? Выскажите свое мнение, опираясь на символы: 1. У меня всё получилось, мне урок понравился. 2. У меня не всё получалось, я затруднялся. 3. Мне надо ещё поработать над этой темой. | Высказывают предположения |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании. Цель: познакомить учащихся с домашним заданием | Познавательных УУД (из-влечение необходимой инфор-мации) | - Если вы хотите больше узнать о животных, то читайте эти книжки. Отдельным ученикам - индивидуальное задание написать сообщение (с иллюстрацией) о каком - нибудь животном. - Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились, все были активными, дружными. Вы подтвердили еще раз мудрое высказывание Р. Декарта “ Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять”. | |