«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» (из опыта работы)
«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )
(из опыта работы)
Подготовила Негоднева Т.М.
2023 год обьявлен Годом Педагога и Наставника, поэтому тема наставничества является одной из важных в сфере образования.
Сегодня система наставничества в школе заслуживает пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного учителя, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В нашей школе всегда каждому вновь прибывшему молодому специалисту закрепляли опытного учителя. Учитель делился своим накопленным опытом, оказание такой помощи молодому учителю давало возможность его профессиональному росту, профессиональному становлению.
В этом учебном году я стала наставником молодого учителя математики – Лашковой Юлии Васильевны.
Какова же цель моей работы- это создание организационно-методических условий для ее успешной адаптации в условиях современной школы.
Но передо мной сразу встал вопрос. С чего же начать?
Если вспомнить нас с вами, когда только пришли молодыми специалистами в школу. Не зная как войти в кабинет к ученикам, как встать, как сесть, как верно преподнести учебный материал, какая интонация должна быть, чем заполнить время урока, которое осталось до звонка.
Вроде бы имели достаточно хорошие знания после окончания учебного заведения, но увы недостаточные умения. Так как еще не сформированы профессиональные качества.
Что же делать? И я решила как мама, которая ведет свое чадо в первый класс. Так и я- наставник , взяв за руку свою Юлию Васильевну повела в нашу профессию.
Ведь я прекрасно понимаю, что особенностью труда начинающих педагогов, молодых специалистов, является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодому учителю нужно целенаправленно помогать.
В начале работы я провела анкетирование. Цель которой было увидеть, каких конкретно результатов она ожидает от взаимоотношений со мной своим педагогом-наставником? Каких знаний ей не хватает Знаний в области основного предмета преподавания, Знаний в области методики преподавания, Педагогических знаний, Психологических знаний о личности школьника.
Главным в работе стала необходимость выстроить отношения доверия и взаимопонимания между мной и Юлией Васильевной. Ведь если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующийся его вопрос достаточно оперативно.
В результате наших совместных бесед, было определено, что наибольшие сложности присутствуют в вопросе дисциплины на уроке, так же методических аспектах урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Ведь она стала классным руководителем 5 г класса.
Как у любого молодого специалиста, так же есть боязнь собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями и опытными коллегами, испытывает стресс: что-то не успеет, упустит, забудет. Все эти страхи надо постепенно убирать.
Поэтому моя работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодой коллеги через оказание систематической адресной помощи с учетом ее потребностей и индивидуальных качеств.
Наша работа началась с ознакомления со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю. Необходим план работы наставника с молодым специалистом.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
И так план составлен. В рамках утвержденного плана работы мной проводились консультации по темам : составление рабочих программ, составление тематического плана, разработка сценария уроков разного типа, применение наглядности на уроках , способы проведения рефлексии, активные формы работы на уроке, создание психологически комфортной среды на уроке, игровые ситуации на уроке.
Ведь 5 класс в этом учебном году идет по федеральным обновленным образовательным стандартам. А это значит, пришлось работать с конструктором рабочих программ для составления рабочей программы по математике для 5 класса. С этим справились. Пришлось совместно разрабатывать первые уроки. Я просила ее попробовать мне объяснить тему урока. Как она это видит. Сначала она говорила, как понимает эту тему, а я только подсказывала ей. Неоднократно приходилось репетировать на мне. Она оттачивала свое мастерство.
Соответствие учебника и тематического плана сильно расходилось. Приходилось многие конспекты к урокам совместно разрабатывать, составлять самостоятельные проверочные работы.
Согласно составленному плану работы, каждую неделю мною были посещены уроки Юлии Васильевны, и в ответ она наблюдала мою образовательную деятельность с детьми. Мы обсуждали плюсы и минусы ее работы, моменты над которыми нужно поработать или что –то исправить. Уделяли внимание работе с тетрадями, дневниками, личным делам учащихся. Как правильно проверять работу учащегося. Анализировать ошибки в работах учащихся. На что обратить внимание.
Проходило постепенное обучение на рабочем месте, и систематические ответы на возникающие у Юлии Васильевны вопросы. Совместно со мной она выбрала тему самообразования «Индивидуальная работа со слабо мотивированными учащимися». На одном из заседаний методического объединения учителей математики, информатики и физики молодой учитель отчиталась перед коллегами по своей теме самообразования. Так же на районном объединении молодых специалистов Юлия Васильевна выступила с докладом «Особенности адаптации молодых специалистов». Юлия Васильевна создала свой сайт на Мультиуроке. Выложила на нем свои разработки
В ходе работы как наставник молодого специалиста я стремилась:
заинтересовать своего наставляемого,
помогала реализовать себя,
развить личностные качества и коммуникативные умения,
совершенствовать педагогическую базу,
развивать умения заинтересовать, увлечь детский коллектив в образовательную деятельность через игру.
Каковы же результаты моего наставничества?
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:
наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моей коллеги;
это стимул к самосовершенствованию;
сама учусь у Юлии Васильевны расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности;
это - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным, творческим.
Поэтому я считаю, что сотрудничество «наставник – учитель», должно развиваться именно по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большой энергией.