СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество– основа профессионального становления учителя

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна,нежели передача самого предмета...»  (К. Ушинский)

Просмотр содержимого документа
«Наставничество– основа профессионального становления учителя»

НАСТАВНИЧЕСТВО– ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Василенко Ирина Николаевна,

директор МОУ «СОШ № 9» г.Благодарного Ставропольского края


«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному трудуи что эта

обязанность более важна,нежели передача самого предмета...»

(К. Ушинский)

В последнее время в нашей стране ощущается нехватка учителей в образовательных организациях. Поэтому Правительство принимает ряд мер, чтобы учителя шли в школу. Не только молодые педагоги после окончания профильных институтов, но и специалисты других специальностей, прошедшие переподготовку. Естественно, для каждого молодого специалиста возникают трудности при вливании в коллектив. Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в образовательном учреждении – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В.Путин.

Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности. Преимущества наставничества очевидны: оно имеет более широкую направленность, в нем меньше теории, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Проблема подготовки современного учителя – одна из важнейших социально-пе­дагогических проблем. Большое внимание данному вопросу уделял Константин Дмитриевич Ушинский. Ученый высказывает твердое убеждение в том, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих обязанностей».

Процесс наставничества в любом образовательном учреждении проходит три основных этапа. На первом (адаптационном) этапе проводится анкетирование молодого сотрудника.Цель второго (проектировочного) этапа – реализация личного плана саморазвития.На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования наставник и курирующий завуч анализируют уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность профессионального взаимодействия наставника и молодого учителя.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

В 2022-2023 учебном году школу, где я работаю, пришла молодая учительница Гревцева Вера Александровна. И перед учителями начальной школы встала задача – помочь молодому специалисту организовать образовательный процесс и влиться в педагогический коллектив.

На первом этапе было проведено анкетирование молодого сотрудника (за основу взята анкета Т.В. Хуртовой) по следующим направлениям профессиональной подготовки учителя: научно-теоретическая; методическая; психолого-педагогическая. И изучение затруднений в работе начинающего педагога.По результатам анкетирования сложности у Гревцевой В.А. вызываютвопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, работа с родителями.

В соответствии с этим Веру Александровну познакомили с опытным педагогом (стаж 46 лет) Марышевой Ниной Ивановной, которая имеет высокий уровень профессиональной подготовки, развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении, положительный опыт воспитательной и методической работы, высокое качество обучения; стабильные результаты в работе; способность делиться профессиональным опытом. Она и стала наставником для начинающего учителя.

Цель второго (проектировочного) этапа – создание условий для адаптации молодого учителя в коллективе, помощь в выработке своей системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности.

Проектировочный этап начинается с разработки индивидуального плана собственного профессионального роста по таким направлениям как: профессиональное, методическое, психолого-педагогическое.

Марышева Н.И. использовала практические занятия по оказанию методической помощи: знакомство с рабочими программами; правилами составления календарно-тематического планирования на основе рабочих программ; работой с технологическими картами урока; ведением документации; работой с электронным журналом; помощь в организации классного руководства; разработкой классных часов.При этом наставник создавала условия для того, чтобы молодой педагог сам выбрал наиболее целесообразные способы действия.

Самоанализ урока – один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Нина Ивановна посещала уроки молодого педагога. После каждого посещенного наставником урока и внеклассного мероприятия, обязательным является его самоанализ. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. 

Огромную методическую помощь молодому специалисту оказывают деловые игры (мозговой штурм), мастер-классы (6 шляп критического мышления), разбор трудных педагогических ситуаций на школьном методическом объединении учителей начальных классов (где каждый педагог начальной школы выступает в роли наставника), индивидуальные консультации с наставником и психологом.

Важным аспектом в деятельности педагога является взаимопосещениеуроков и внеклассных занятий. Этот метод может способствовать повышению уровня профессиональных умений педагога.

Модель «Взаимопосещение уроков» преследует цель профессионального развития педагогов, которое происходит путем наблюдения за работой коллеги на уроке, совместных обсуждений проблемных вопросов, обмена опытом, эксперимента, ведения рефлексивного журнала.Процесс посещения педагогами уроков отражается в журнале взаимопосещений, в котором указываются даты посещения уроков, классы, а главное – вопросы, которые планируется обсуждать.

В ходе первой встречи учителя обсуждают предмет наблюдения и вопросы, на которые молодой педагог должен получить ответы, форму фиксации данных для последующего обсуждения, когда будет дана обратная связь по посещенному уроку и какие вопросы будут обсуждаться.

Во время посещения урока в центре внимания молодого педагога должны оказаться вопросы и задачи, поставленные на первой встрече. Он в свободной форме фиксирует свои наблюдения, впечатления, соображения и т.п. относительно поставленных вопросов.

Этап обсуждения урока самый сложный. Возникающие вопросы необходимо фиксировать в тетради наблюдений за уроками коллег, поскольку их содержание отражает уровень педагогической рефлексии. Обсуждение урока должно проходить не позднее 2 дней по его завершении, иначе многие детали могут забыться.

После посещения урока учителю, проводившему урок, и учителю наставнику необходимо внести записи в индивидуальный рефлексивный журнал.

У нас в школе каждый год в марте проходит Школьная научно-практическая конференция, в ходе которой не только обучающиеся погружены в научный поиск, но и учителя демонстрируют свое педагогическое мастерство, дают мастер-классы, защищают свои педагогические проекты, попутно обмениваясь педагогическим опытом и совершенствуя свои педагогические компетенции.

Самообразование является эффективным средством  роста уровня профессиональной компетентности педагога.Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Портфолио молодого специалиста позволяет проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.

На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования наставник и курирующий завуч анализировали уровень профессиональнойкомпетентности молодого педагога, эффективность профессионального взаимодействия наставника и молодого учителя. Наставник провела самоанализ своей деятельности за прошедший год и наметила перспективы дальнейшей работы с молодым педагогом.

В своѐм профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов. Первый – начальный, первый год работы (стажировка), задача которого – предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. На втором, развивающем, этапе (со второго по пятый год работы) молодой педагог решает задачи накопления опыта, поиска лучших методов и приѐмов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискания авторитета среди детей, родителей, коллег. Профессиональное становление происходит на третьем этапе работы молодого учителя (5-7 лет работы), где он осваивает новые педагогические методики, технологии, обобщает свой опыт работы.

Наставничество будет эффективно в том случае, если молодой специалист испытывает большое желание учиться всему. Если же у наставляемого нет желания получать помощь наставника, то результата работы не будет.

Наставничество, с одной стороны, способствует профессиональному росту молодого педагога, а с другой, стимулирует постоянное развитие самого наставника, что способствует повышению качества образования. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях развития современного профессионального российского образования.

В  заключении можно сказать, что результативность наставничества в школе характеризуется устойчивостью, стабильностью положительных результатов и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов и дальнейшим их совершенствованием).

Создаются необходимые условия, чтобы наставляемый почувствовал себя увереннее и закрепил свое убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые педагоги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм, нет текучести кадров.


Список литературы и источников:

1. Агаркова Е.И. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей // Методист. 2009. №8. С. 14-17.

2. Базарнова Н.Д., Игнатьева Е.В. Наставничество в современной школе: миф или реальность //Вестник Минского университета. 2018.№ 6. С. 93-101.

3. Барыбина И. С., Лебедкина В. Б., Овсянникова Е. М. Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №3 (82). С. 69-71. https://apni.ru/article/3590-nastavnichestvo-kak-effektivnaya-forma-raboti

4. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4.Ч. 1.  http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311

5. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя: Ярославский педагогический вестник. 2019. №4 (109). 672 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!