Наставничество - сотрудничество опыта и энергии молодости.
В этом учебном году я буду наставником в четвертый раз. Два наставляемых уже имели опыт работы в школе, а два человека пришли только после педагогического училища. Сотрудничество с каждым из молодых специалистов было не похоже одно на другое и подарило мне не столько новых коллег, сколько единомышленников, друзей.
Нужно сказать, что, когда у меня появился первый наставляемый, я отнеслась к роли наставника поверхностно, считая, что достаточно установить с молодым педагогом доверительные отношения и помогать ему при возникновении профессиональных затруднений, тем более что молодой учитель уже имела стаж работы в школе. Работа проводилась, как мне казалось, по самым важным пунктам профессиональной деятельности:
1) составление рабочих программ;
2) составление расписания индивидуальных занятий на дому;
3) методы и приемы преподавания учебных предметов, с учётом условий надомного обучения;
4) помощь в накоплении и применении методических пособий, раздаточного материала.
Казалось, что все складывается хорошо. С написанием рабочих программ и разработкой урока у педагога проблем не возникало. После посещения уроков молодому специалисту давались рекомендации, которые исполнялись на следующих занятиях. И я успокоилась, решив, что моя задача как наставника выполнена. Но в середине учебного года неожиданно появилась проблема, которая могла бы повлиять на педагогическую деятельность наставляемого. Хорошо, что педагог обратилась за помощью и мы совместно решили эту проблему. После этого случая я сделала вывод, что нужно менять подход к наставничеству.
Наставник - это человек, который может повлиять на судьбу молодого специалиста, и к этому нужно относиться серьезно.
Молодые педагоги, которые только закончили педагогическое училище, обладают большой базой знаний, они уверены в своих силах и стремятся к успешной карьере, но им не хватает практических навыков. Как выяснилось, об электронном журнале молодые педагоги только слышали. Коррекционную работу со слабоуспевающими обучающимися в педагогическом училище изучали теоретически один семестр. Слышали, что существуют ФГОС для обучающихся с ОВЗ, но с обучающимися с ОВЗ на практике не работали. Просветительской работе с родителями обучающихся молодые педагоги придают второстепенное значение.
Если вовремя не помочь молодому педагогу и не поддержать его в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности - как в профессиональной, так и в личностной.
Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Задачи наставничества следующие:
1) удовлетворять потребности молодого педагога в непрерывном образовании;
2) осуществлять методическое сопровождение молодого педагога в его профессиональном становлении;
3)способствовать успешной самореализации молодого педагога, освоению им эффективных методик обучения и воспитания, развитию профессиональных компетенций;
4) создавать комфортные условия для представления молодым педагогом собственного опыта в рамках методических и конкурсных мероприятий.
Срок реализации: 2- 3 учебных года.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включает следующие мероприятия на этапе подготовки наставника:
1) обучение на семинаре «Технология наставничества в образовательной организации» (ЦНПМПР г. Ишим), на котором подробно разбирают методику работы с молодыми и вновь назначенными специалистами.
2)сотрудничество, обмен опытом с коллегами, которые уже имели опыт наставничества, в рамках школьного проекта «Школа молодого учителя» (ШМУ).
На этапе работы наставника с молодым педагогом запланированы следующие мероприятия:
1)подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
2) знакомство с молодым педагогом (беседа, налаживание контакта, анкетирование);
3) создание индивидуальной карты достижений наставляемого (данные об образовании, анкетирование, сведения об участии молодого учителя и его учеников в конкурсах, мероприятиях);
4)совместное составление (корректировка) плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
5) совместная разработка индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста;
6)разработка методических рекомендаций для организации урочной и внеурочной деятельности;
7)осуществление наблюдения, методической помощи на протяжении всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
8)проведение анкетирования наставляемого в конце учебного года для корректировки плана работы в следующем году;
9) анализ результатов работы по наставничеству за год;
10) совместное составление (корректировка) плана работы наставника с молодым специалистом на следующий учебный год.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности.
При первой встрече с наставляемым стараюсь наладить доверительные отношения. Выясняю, как видит молодой педагог свою профессиональную деятельность? Что он ждет от профессии? Какие вопросы интересуют учителя в первую очередь? Провожу небольшое анкетирование по выявлению затруднений у молодого педагога в начале учебного года. В зависимости от результатов анкетирования может измениться план работы. Совместно с наставляемым составляю план работы на учебный год и стараюсь ему следовать.
Индивидуальный план
в рамках организации работы наставника с молодым педагогом
Образовательная организация: МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого»
ФИО наставника: Полякова Елена Анатольевна, учитель надомного обучения
ФИО наставляемого: Тараданова Ирина Викторовна, учитель надомного обучения
Цель реализации целевой модели наставничества: Оказание помощи молодому учителю в профессиональном становлении
| Наименование мероприятия | Содержание деятельности | Сроки | Формат (очный/ дистанционный | Результат |
1 | Организационно-педагогическая деятельность. | Собеседование, анкетирование с молодым учителем на предмет выявления запросов, трудностей. | Сентябрь | Очный | Анкета, корректировка плана работы с молодым педагогом |
Составление, обсуждение и утверждение индивидуального плана наставничества | Сентябрь | Очный | План работы с молодым педагогом |
Ознакомление с планом работы школы. | Сентябрь | Очный | Корректировка плана работы с молодым педагогом |
2 | Учебно-методическая деятельность. | Изучение нормативной документации по работе с обучающимися на дому. | Сентябрь | Дистанционный | Повышение уровня знаний нормативной документации |
Помощь в составлении планирования работы молодого учителя, рабочих программ по учебным предметам, календарно-тематического планирования. | Сентябрь | Очный | Корректировка рабочих программ по учебным предметам, индивидуальный маршрут образования молодого педагога |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков, занятий. | В течение года | Очный | Методическая копилка |
Помощь в разработке технологической карты отдельного урока или уроков по теме. | В течение года | Очный / дистанционно | Технологические карты уроков |
Посещение уроков, занятий и их последующий анализ. | В течение года | Очный | Карта наблюдения урока, анализ урока, разработка рекомендаций молодому учителю |
Консультации по вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий. | В течение года | Очный | Разработка рекомендаций молодому учителю |
Помощь молодому учителю в составлении отчета по итогам деятельности. | В течение года | Очный | Правильно заполненная отчетная документация учителя, классного руководителя |
3 | Результативность совместной деятельности молодого специалиста и наставника | | | | | Участие в педагогических конкурсах | В течение года | Очный, дистанционно | Участие во всероссийском педагогическом конкурсе «Высшая квалификация», участие в конкурсе педагог года в номинации «Две звезды» |
Отчет о проделанной работе | По плану ШМО | Дистанционный | Анализ работы наставника за учебный год |
Еще одно из направлений работы наставника- это помощь в составлении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) молодого специалиста. Написание ИОМа позволяет провести самоанализ знаний молодому педагогу, определить дальнейшее продвижение в профессии. Разработка ИОМа ведется по нескольким наиболее актуальным направлениям для профессионального развития педагога. Чаще всего работа начинается с изучения нормативной документации.
Ожидаемый эффект и результаты от реализации практики:
1) создание комфортных условий для успешной самореализации молодого педагога;
2) создание условий для освоения и применения эффективных методик обучения и воспитания обучающихся на дому наставляемым.
3) подбор и наработка молодым педагогом собственного результативного практического материала для использования на уроках;
4) закрепление молодых кадров в сельской школе.
Использую в своей работе классическое наставничество и считаю, что эта форма работы с наставляемым позволяет более качественно взаимодействовать, находить совместные решения в педагогических ситуациях. Наставничество насыщается живым общением, которое помогает раскрыться молодому педагогу более полно. Главное, что эта методика создаёт ситуацию успеха у молодого специалиста, даёт импульс для дальнейшего профессионального развития.
Подготовила Полякова Е.А. , учитель надомного обучения, первая квалификационная категория