СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество "Ученик- ученик"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре- практикуме "Наставничество как инструмент повышения качества воспитания и образования"

Просмотр содержимого документа
«Наставничество "Ученик- ученик"»



Добрый день, коллеги!

Хочу рассказать о своём опыте наставничества формы «Ученик- Ученик».

В прошлом году взяла классное руководство в 5 классе. В целом класс слабый, по-своему сложный, нередко возникали конфликты между чу-ся. В связи с этим, я поставила перед собой цель- сплотить детей, повысить мотивацию к учёбе, заинтересовать внеурочной деятельностью ( в частности своим предметом- физкультурой). Увидела детей лидеров не только по учёбе, но и в спорте, а также ребят с организаторскими способностями. Для себя сразу решила попробовать форму наставничества среди учеников.



2 слайд. Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Наставничество может осуществляться в групповой форме.

Цель реализации формы наставничества «ученик – ученик» разносторонняя поддержка обучающегося либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.



3 слайд. Портрет участников.

Наставник: активный учащийся старшей и средней ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, дисциплинированный, целеустремленный, имеющий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, соревнования, внеурочная деятельность). Возможный победитель и призер всероссийских соревнований с активной гражданской позицией.

В своём классе наставниками стали дети- хорошисты (2 ученики), так как первых у меня нет. Они помогали в учёбе слабоуспевающим ребятам. Так же они контролировали запись и выполнение домашнего задания и ведение дневника. Совместно принимали участие в делах класса.

Наставляемый: учащийся,

который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.



4 слайд. В своей работе я использовала-

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Варианты:

– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов, однако может быть и обратный вариант взаимодействия; я рассказала ранее

Задача учителя создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Иногда бывает так, что не успевающий в учёбе ребёнок- имеет отличные спортивные достижения, которыми с удовольствием делится с другими учениками (даже отличниками в учёбе детьми разного возраста). Именно такие ребята у меня стали наставниками.

Сначала в моём классе 3 человека на занятиях внеурочной деятельности обучали и подсказывали остальных ребят игровым приёмам. В дальнейшем этих наставников я пригласила к ребятам 8 класса, чтобы просто посмотреть тренировочное занятие. И моим пятиклашкам очень понравилось и захотелось научиться также играть. 2 человека из 8 класса согласились стать наставниками для моих учеников. А они, обращу ваше внимание- не успешны в предметной деятельности, но с удовольствием занимаются спортом и посещают кружки внеурочной деятельности. В итоге этим наставникам с 8 класса удалось замотивировать остальных моих пятиклашек и научить некоторым приёмам в спортивных играх.

– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. 

 Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности, в кружковом движении, при реализации индивидуальных учебных планов, а также в онлайн-среде.  Зачастую обучающиеся через социальные сети, интернет группы, сформированные по интересам, находят эффективные методики решений с пошаговым объяснением, интересные подборки компетентностных заданий. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого.

5 слайд. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:

•помощь в реализации потенциала;

• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, создание условий для формирования эффективной системы поддержки. •Воспитание психологической устойчивости; · Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе; · Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности.

воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. •Воспитание психологической устойчивости;

Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе;

Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

6 слайд. Принципы наставничества Те принципы, которые действуют в наставничестве моего класса вы видите на экране, но основные это добровольность, ответственность и искреннее желание помочь. •добровольность; •гуманность; •соблюдение прав наставляемого; •соблюдение прав наставника; •конфиденциальность; •ответственность; •искреннее желание помочь в преодолении трудностей; •взаимопонимание; •способность видеть личность.



7 слайд. Формы организации наставничества:

 Групповые практические занятия;

 Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

 Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;

 Самостоятельные тренировки по заданию педагога;

 Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;

 Участие в спортивных соревнованиях.

Основные формы проведения занятий: учебно-тренировочная, зачеты, соревнования.

8 слайд. Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества:

∙ Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

∙ Невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

∙ Низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

∙ Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;

9 слайд. Ожидаемые результаты:

 -высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации;

 -рост посещаемости спортивных секций, внеурочных занятий, успешной сдачи норм ГТО ;

 -повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;

-повышение самооценки.

10 слайд. В своей деятельности как учителя- предметника в качестве наставников я привлекаю ребят не только своего класса, но и из других. Обучение проходит в деятельности, поэтому ребята быстро учатся.











15 слайд. Результат

Класс стал более дружным, не конфликтным. Ребята отзывчивые по отношению друг к другу, добры и не злопамятные. Даже другие учителя- предметники стали замечать изменения. Вновь прибывшие ученики успешно адаптируются в коллективе. И не смотря, что класс у меня слабый в учёбе- мы стараемся держаться на одном уровне в течении учебного года.