Наставничество в работе с обучающимися, требующими особого внимания.
Долгих Нина Алексеевна,
методист МКУ «Мариинский ИМЦ»
- Президент Российской Федерации В. В. Путин считает
«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
- Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания морально-нравственных ценностей является наставничество, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников.
- Метод «Наставничество» – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка. Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество - сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:
- строить социальные отношения
- применять на практике свои моральные принципы
- получать новые навыки
- найти поддержку и друзей
- почувствовать себя способным что-то совершить
Процесс в рамках наставничества включает в себя четыре сферы: деятельность, самореализация, общение и самопознание.
… научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности…
Личностные результаты
положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознание себя как гражданина , как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Поставленные цели воплощаются в рамках проектов:
«Современная школа»,
«Успех каждого ребенка»,
«Поддержка семей, имеющих детей»,
«Цифровая образовательная среда»,
«Учитель будущего»,
«Молодые профессионалы»,
«Новые возможности для каждого»,
«Социальная активность»,
«Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Предусмотрено, что к 2025 году не менее 70% обучающихся, педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения .
Основными принципами наставничества являются:
- Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
- Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
- Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»
В процессе взаимодействия с несовершеннолетними в нашей школе наиболее эффективными являются следующие формы работы:
- Профориентационная работа
- Работа с семьей
- Работа с педагогическим коллективом ОО
- Работа со сверстниками, одноклассниками
Практика наставничества в учреждении реализуется в рамках проектной деятельности – «Уверенное будущее» через следующие формы:
«специалист и родитель»
Данное наставничество происходит между опытным человеком, сотрудником социального учреждения, специалистом социальной отрасли и родителем, имеющим ребенка-инвалида;
«родитель и ребенок»
когда родители являются наставниками для детей, передают им свои знания. Родитель – это первый и самый главный наставник, «навигатор» на пути становления ребенка;
«специалист и родитель»
Цель – дать четкое понимание родителям, как правильно взаимодействовать со своими детьми, как помочь им социализироваться в обществе, учитывая их способности и предпочтения.
Программы и проекты, реализуемые в образовательных организациях Мариинского муниципального округа
- «ТЫ НЕ ОДИН» программа социально – психологического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №6» 2020-2025 годы
- Муниципальный проект «Лето с наставником»
- Профориентационный образовательный проект «Уверенное будущее»
Цель: Повысить мотивацию учащихся 8,9 классов и их родителей к осознанному образовательному запросу (выбору профиля обучения на уровне среднего профессионального образования и (или) предметов по выбору) соответствующего интересам, способностям и ценностным ориентациям
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- «Праздник к нам приходит»
- Школы психологической грамотности
- Поход в кино, театр, музей, библиотеку
Портрет ученика
осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат
умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
развита рефлексия.
Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как .
сформирована мотивация
сформирована адекватная самооценка
Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я. А. Коменский
Наставничество – это практическое решение, которое может быть введено в любую организацию.
Наставничество в работе с обучающимися, требующими особого внимания.
Спасибо за внимание
Долгих Нина Алексеевна,
методист МКУ «Мариинский ИМЦ»