"Настольные игры как современный инструмент профилактики зависимости от компьютерных игр"
Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году.
Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно.
Типы интернет-зависимости:
Онлайн-игры. Многие пользователи, особенно подростки, играют в различные онлайн-игры. Всё может зайти настолько далеко, что зависимые могут на несколько суток даже забыть про сон, и играть не останавливаясь.
Соц-сети или зависимость от виртуальных отношений. Это чрезмерное вовлечение в дружбу или аффективные отношения, которые рождаются онлайн и поддерживаются через обмен электронной почтой, общение в чате и виртуальные встречи в социальных сетях. Существует просто множество социальных сетей, и подростки особенно, предпочитают виртуальную жизнь, нежели общение с живыми людьми. Часто это связано с очень низкой самооценкой у людей. И как результат, уровень успеваемости резко падает.
Зависимость от телефона и интернета. Неконтролируемое злоупотребление мобильным телефоном с доступом в интернет. Зависимость от SMS, где основной проблемой является отправка СМС. Маниакальная тяга всё снимать на камеру, чтобы впоследствии выложить фото в Инстаграм.
Хикикимори (Hikikomori)— это японский термин, который переводится как выражение «я ухожу» и используется для описания подростков, которые обычно изолируются в своей комнате с целью погрузиться в мир Интернета, особенно в видеоигры. При этом стараются ограничить любой контакт с внешним миром, исключая даже родителей и членов семьи. Молодые люди проявляют свой дискомфорт через социальную изоляцию. Они могут оставаться в помещении весь день или выходить только ночью либо ранним утром, когда уверены, что ни с кем не встретятся.
Компьютерная зависимость. Включает в себя как интернет-зависимость, так и автономные игры или любые другие действия, связанные с использованием компьютера. Под этим понимается чрезмерное и неконтролируемое использование компьютера, что негативно влияет на развитие повседневной жизни пострадавшего или его родственников.
Основными причинами интернет-зависимости:
недостаток общения со сверстниками и значимыми для подростка людьми;
недостаток внимания со стороны родителей;
неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении;
склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
желание подростка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
отсутствие у подростка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером и избыток свободного времени.
Профилактика интернет - зависимости в школе:
- Среди родителей ведется просветительская работа о причинах и последствиях интернет-зависимости;
- Среди учащихся ведется популяризация здорового отдыха с друзьями и родителями (эта деятельность ведется через привлечение учащихся к ЗОЖ и через популяризацию современных настольных и логических игр).
Сегодня я хотела бы подробнее остановится на настольных играх, так как считаю их современным инструментом профилактики интернет-зависимости.
Настольные игры — это игры, в которые играют за столом.
История настольных игр насчитывает как минимум 5500 лет. У нас в России началось все с бирюлек. В них играли еще наши прапрадедушки, и их прапрадедушки, скорее всего, тоже. Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл.
В настоящее время настольных игр много, но я хочу остановиться на основной классификации. Выделяют 6 групп настольных игр.
1. Игры для вечеринок (party games). Это весёлые и по возможности простые игры, не требующие от игроков подолгу вникать в правила. Игры на ассоциации (Alias, «Воображарий», Activity и другие), подвижные игры (Твистор).
2. Карточные игры. Сюда входят известная Magic: the Gathering. У каждого игрока есть своя колода с заклинаниями, ресурсами и существами, которых он вызывает на поле битвы сражаться за себя. Игра коллекционная, то есть каждый год к ней выходят новые карточки, ими можно обмениваться, собирать определённый тип карточек и всё в таком духе. Может быть, скоро на немногочисленных хабаровских прилавках настольных игр появятся карточные покемоны.
3. Абстрактные (или логические) игры. Шахматы, шашки, нарды и различного рода головоломки (кубик Рубика, шар головоломка).
4. Игры Стратегии. Здесь производители по всему миру гуляют не на шутку. Есть как довольно простые («Каркассон», к примеру, так и трудные. Например, в «Игры престолов» по мотивам одноимённого сериала можно вникать несколько часов.
5. Игры с миниатюрами. Сюда относятся все игры в солдатиков, «железная дорога» и прочие игры в игрушки.
6. Ролевые игры. «Мафия», по идее, должна селиться здесь. Сюда же относятся, в принципе, все игры, в которых на время игры тебе отводится какая-то роль. Короче, все стратегии и ещё многие из выше перечисленных игр можно отнести и сюда.
На своих занятиях я тоже активно использую настольные игры. Это позволяет продемонстрировать детям актуальность этих игр и привить культуру общения между ребятами во время игры.
Также я со своими помощниками прихожу на перемену в класс и приношу разные современные настольные игры и все перемену дети занимаются полезным делом. Такие акции мы проводим уже на протяжении 3 месяцев и это дало свои плоды, в классах стали появляться такие же настольные игры и много новых. Очень радует что в коридорах своей школы я встречаю детей которые играют не в телефон, а на перегонки собираю кубик Рубик, играют в головоломки. И даже 11-ти классники на переменах играют в настольные игры.
Но конечно мы не можем полностью запретить или убрать из жизни ребенка интернет. Наша задача научит правильно пользоваться интернет пространством. Играть в правильные полезные компьютерные игры. На групповых и индивидуальных занятиях в 1 и 2 классах я использую интерактивные игры и упражнения компании «Мерсибо». И сейчас я хотела бы вам их продемонстрировать. Я предлагаю нам с вами поиграть в одну игру.
Игра на компьютер.
Подводя итог своего выступления, хотелось бы сказать, что мы должны быть в «тренди» со своими детьми, понимать что им интересно, чем они интересуются и использовать в своей работе то что интересно современным детям.