СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настольный теннис-методика обучения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка была создана для учителей ФЗК, которые хотят научить ребят настольному теннису.

Просмотр содержимого документа
«Настольный теннис-методика обучения»

МБОУ СОШ №207

Калининского района












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА






ТЕМА: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ







Составила: учитель физического воспитания :

Драганова Е.А.










Новосибирск 2017г


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1

Настольный теннис история возникновения ,правила игры

7

2

Техника игры

11

2.1

Способы держания ракетки

14

2.2

Стойки и перемещения

15

2.3

Техника и методика обучения ударам

17

2.4

Подачи

19

2.5

Накаты в настольном теннисе

22

2.6

Подрезки

26

3

Тактика игры

29


Заключение

34


Список используемой литературы

35


























ВВЕДЕНИЕ


Деятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем более развиты эти качества, тем выше работоспособность организма, производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Известно, что выносливость, сила, быстрота гибкость и ловкость во многом определяют эффектив­ность профессиональной деятельности человека, состо­яние его здоровья, долголетие активной жизни, высо­кую устойчивость организма к неблагоприятным воз­действиям внешней среды и производственным вредно­стям. Разносторонняя физическая подготовленность— необходимое условие подготовки сильных и крепких учащихся. Такая подготовленность обеспечивается общей физической подготовкой (ОФП), основой которой явля­ется Президентские тесты. На фоне повышения общей физической подготов­ленности совершенствуются также физические каче­ства и двигательные навыки, требуемые в развитии для различных видов спорта.

Физические качества человека, естественно, разви­ваются по мере перехода его из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрас­тными изменениями. Возрастное развитие качеств про­исходит сравнительно медленно и неравномерно.

В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма отвечать на увеличивающиеся на­грузки повышением исходного уровня работоспособно­сти. На физическую нагрузку организм реагирует мобилизацией имеющихся в нем резервов.

Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, постепенно развивается утомление. После утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается. Дойдя до первоначального уровня, работоспособность продол­жает увеличиваться, так как организм восстанавливает энергетические ресурсы в количествах, превышающих затраченные. В результате такого сверх восстановления наступает фаза повышенной работоспособности, кото­рая некоторое время удерживается, а затем снижается до исходного. Таким образом, в состоянии организма после занятий физическими упражнениями можно отме­тить три фазы: утомление, восстановление до исходно­го уровня, увеличение работоспособности выше исход­ного уровня.

Если следующее занятие будет совпадать с фазой «томления, то довольно скоро в результате наслоения разовьется состояние переутомления. Тренировочное занятие, проведенное в фазе восстановления, повышает работоспособность незначительно. В фазе повышенной работоспособности организм находится в стадии наи­высшей готовности к нагрузкам. Поэтому очередное занятие следует проводить на фоне повышенной рабо­тоспособности, тогда уровень тренированности будет постоянно расти.

Это методическое пособие для преподавателей физической культуры даст возможность воспитать основные качества и дать правильную нагрузку, поможет усвоить основные навыки игры у учащихся.

Теннис — это уникальная игра, которая дает возможность воспитать такие качества как выносливость, быстроту, ловкость, данные качества человеку необходимы в повседневной жизни, они имеют большое практическое значения в быту.

Выносливость — способность организма совершать продолжительно работу без снижения ее эффективно­сти.

В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество — быстрота или сила, ловкость или гибкость — в большин­стве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует опреде­ленного уровня выносливости. Формы проявления вы­носливости многообразны. Многообразны и пути ее приобретения. Выносливость к физической работе зави­сит от двигательной активности человека, диктуемой условиями труда и быта. Различают общую и специаль­ную выносливость.

Общей выносливостью называют способность про­должительно выполнять работу, вовлекающую в дей­ствие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхатель­ной системам. Такая работа выполняется, например, в кроссовом беге, гребле, плавании, беге на лыжах. Общая выносливость — основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.

Выносливость по отношению к определенной де­ятельности называют специальной (скоростной, си­ловой и т. п.).

При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает временное снижение работоспо­собности. Чем раньше оно наступает, тем ниже счита­ется уровень выносливости. Следовательно, при одина­ковой физической работе более выносливым считается тот, кто меньше утомляется. При долгой игре в теннис воспитывается как общая так и специальная выносливость все будет зависеть от применяемых приемов и интенсивности нагрузки.

Быстрота—способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с мини­мальной затратой времени. Быстрота определяется вре­менем двигательной реакции, отдельного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

В практической деятельности важное значение име­ет не только быстрота самого действия, но и подготов­ка к нему. Достаточно вспомнить реакцию диспетчера или шофера в условиях, когда от их действий может зависеть жизнь людей. Быстрота нужна машинистке, делающей в минуту более ста ударов по клавишам пишущей машинки, ткачихе, мгновенно связывающей нити, многим работникам автоматизированных линий, токарям, фрезеровщикам и др.

Различают простые и сложные двигательные реак­ции. Простая реакция характеризуется выполнением определенного движения на заранее известный, но внезапный сигнал. Двигательная реакция на световой раздражитель у не занимающихся спортом составляет 0,2—0,35 с, у спортсменов — 0,15—0,2 с; на звуковой — соответственно 0,17—0,27 и 0,1—0,15 с.

К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора (когда и как действовать) и реакции на движущийся объект. Например, при приеме теннисного шара надо оценить направление и скорость его движения и принять решение, как действовать.

С возрастом быстрота реакции улучшается, дости­гая оптимальных показателей к 17 годам.

Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и ряда других факто­ров— степени развития силы, гибкости, владения тех­никой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники, например, игры в теннис.

К средствам воспитания быстроты движений отно­сят упражнения, которые можно выполнить с макси­мальной скоростью (скоростные упражнения). При этом продолжительность их должна быть 5 — 20 с.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятель­ность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки.

Время, необходимое для овладения новым упражне­нием, как один из показателей ловкости зависит от его координационной сложности, физической подготовлен­ности занимающихся, наличия прежнего опыта в вы­полнении различных движений. Другим показателем ловкости является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной деятельности. В трудовой и спортивной деятельности ловкость наиболее эффективно проявляется при большом запасе двигательных умений и навыков. Непременным показа­телем, характеризующим ловкость, является также точность выполнения движений. Особенно повышенная точность нужна работникам ряда профессий (при токарной обработке металла, сборке электронной аппарату­ры, управлении транспортом).

Для оценки ловкости учащихся используют контро­льные упражнения. Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на различных расстояниях одна от другой (5—6 стоек).

Основным путем воспитания ловкости является ов­ладение новыми разнообразными двигательными навы­ками и умениями.

Проявление ловкости во многом также зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во времени и пространстве. В связи с этим важно развивать способности к восприятию и точному различению временных, пространственных, силовых и ритмических параметров движения. Одно из проявлений ловкости—способность к под­держанию равновесия (очень нужное качество в ряде профессий) — воспитывается применением так называ­емых упражнений на равновесие. Существенным является также воспитание раци­онального сочетания напряжений и расслаблений мышц при различных движениях.

Применяемые для воспитания ловкости общеразвивающие упражнения с предметами и без них рекоменду­ется выполнять из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя), в различных направлениях и плоско­стях, с различной амплитудой и скоростью. Большую Ценность имеют упражнения на гимнастических снаря­дах, гимнастической стенке и скамейке, упражнения в лазании, перелезании, танцевальные упражнения, уп­ражнения на равновесие, прыжки на батуте , а так же игра в настольный теннис. Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двига­тельного опыта учащихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости.

Теннис в колледжах и лицеях в которых имеется теннисные залы дает возможность учащимся воспитать вышеперечисленные физические качества так же данный вид спорта дает занимающемуся психологический комфорт, а главное подготавливает к трудовой деятельности.

Ценность настольного тенниса — в его общедоступности и несложности оборудования. Игра в настольный теннис способ­ствует развитию резкости, решительности, трудолюбия, настойчивости.


1 НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРАВИЛА ИГРЫ.


Настольный теннис, иногда называемый пинг-понг — один из самых популярных видов спорта в мире. Игра заключается в перекидывании мяча ракетками так, чтобы он ударялся определённым образом об игровой стол.

Описание Рис. 1. Стол для настольного тенниса.

Игра происходит на столе (Рис.1) размером 2,74 метра (9 футов) на 1,525 метра (5 футов). Высота стола — 76 см (30 дюймов). Стол обычно сделан из ДСП или похожего материала и выкрашен в зелёный, тёмно-синий или чёрный цвет. По середине стола находится сетка высотой 15,2 см (6 дюймов). При игре используются ракетки, сделанные из дерева, покрытого одним или двумя слоями специальной резины с каждой стороны. Мяч для настольного тенниса сделан из целлулоида. Размер мяча — 40 мм в диаметре, вес — 2,7 г. Мяч должен быть окрашен в оранжевый или белый цвет. Игра проходит между двумя игроками, либо между двумя командами из двух игроков. Каждый розыгрыш мяча заканчивается присвоением одного очка одному или другому игроку (команде). По современным международным правилам, установленным в 2001 году, каждая игра идет до 11 очков, хотя игра до 21 очка все ещё популярна на непрофессиональном уровне. Матч состоит из нечетного количества игр (обычно пяти или семи).

Ракетка

Для ракеток не существует ограничений по форме и размеру, но правила, требующие, чтобы «рабочая поверхность» оставалась жесткой и плоской, с деревянной сердцевиной, составляющей 85 % их толщины, гарантируют то, что они остаются маленьких размеров. Спецификация для резиновых поверхностей ракеток предельно специфична. Игрокам разрешается использовать пупырчатую или слоеную резину, хотя листы пупырчатой резины должны быть не толще 2-х мм, а слоеной — не толще 4-х мм. Определенные виды клея, позволяющие увеличить скорость шарика, запрещены правилами Олимпийских состязаний. Во время начала матча и в тех случаях, когда игроки меняют ракетки во время матча, они должны давать возможность своим соперникам и судье проверить их ракетки.

Формат соревнования

И в одиночных и в парных состязаниях, отбор происходит путем отсеивания проигравших по одному. Игроки, отобранные по жеребьевке (16 на одиночных состязаниях, восемь в парных) переходят непосредственно к главному отборочному состязанию, в то время как другие сначала соревнуются в группах по три, один из которых проходит отбор. По результатам этих групповых состязаний ещё 16 игроков примут участие в одиночных соревнованиях и ещё восемь парных команд.

Игра

Игра состоит из розыгрышей, каждый из которых начинается с подачи. Первый подающий обычно определяется жребием. Далее подающие чередуются каждые две подачи. В старой 21-очковой игре каждый подающий подавал 5 подач. В случае равного счета 10-10 подача переходит к другому игроку (команде) после каждого розыгрыша до тех пор, пока отрыв не составит два очка. При парной игре при переходе подачи игрок, принимавший мяч становится подающим, а партнёр игрока, подававшего мяч становится принимающим.
Подача

Подача в настольном теннисе происходит согласно следующим правилам: Подающий должен находится за пределами стола. Мяч должен быть подброшен вертикально вверх с открытой ладони не менее чем на 15 см. Подающий должен ударить по мячу так, чтобы тот ударился один раз на своей половине и хотя бы один раз на половине соперника. Если мяч зацепил при подаче сетку, но при этом все остальные правила были соблюдены, объявляется «переподача», подающий должен повторить подачу. Количество переподач не ограничено. После успешной подачи все остальные удары должны быть сделаны так, чтобы мяч ударялся только на половине соперника.

Начисление очков

Очки начисляются сопернику в случае, когда игрок сделал одну из следующих ошибок:

Ошибка при подаче (например мяч попал в сетку)
Неправильная подача (например мяч не подкинут на 15 см)
Мяч ударился два раза на своей стороне
Мяч попал на свою сторону после удара ракеткой
Мяч был ударен дважды. Так как рука от запястья считается по правилам частью ракетки, если мяч попал по пальцам, а затем по ракетке, он считается ударенным дважды
Мяч попал во что угодно, кроме ракетки после отскока от стола (например в пол или в игрока)
Мяч не попал по стороне соперника после удара
Мяч был отбит до того, как ударился об стол.
Стол был подвинут или свободная рука коснулась стола.

Парная игра

Следующие дополнительные правила используются при парной игре:

Стол разделен вдоль белой полосой на зоны (две с каждой стороны). При подаче мяч должен удариться в правую зону своей половины и левую зону половины соперника, другими словами мяч должен быть подан по диагонали.
Партнёры должны отбивать мяч по очереди. Например, после того, как подающий подал мяч, и отбивающий его отбил, следующий удар должен быть произведён партнёром подающего, а следующий партнёром принимающего и т. д. Сведения о возникновении и развитии настольного тенниса очень разноречивы. Некоторые специалисты считают, что он заро­дился в Японии и Китае. По другим данным, родина настольного тенниса — Европа. В XVI в. в Англии и Франции возникла, игра без определенных правил. Мяч, используемый в игре, был с перьями. Позже появился резиновый мяч. Мощный толчок развитию игры принесло изобретение английским инженером Джеймсом Гибсом в 1894 г. легкого, эластичного, хорошо управ­ляемого и упругого целлулоидного мяча. Постепенно изменялась форма ракетки. Появились фанерные ракетки с укороченной ручкой, которые предопределили новую ее хватку. Стали приме­няться новые материалы для склеивания игровой поверхности ракетки: пергамент, кожа, велюр, а позднее и несколько видов резины.

Спортивной игрой настольный теннис был признан в 1900 г. в Англии. Тогда же были утверждены и первые правила. Быстрое распространение и развитие привело к необходимости создания международной организации и единых правил. В январе 1926 г. в Берлине была создана Международная федерация настольного тенниса -- ИТТФ. Первый чемпионат мира и конгресс ИТТФ состоялся в декабре 1927 г. С того времени игры в теннис проводились ежегодно. Исключение составляли 1940- 1946 гг. С 1957 г. первенство мира проводится раз в два года. В про­межутках между мировыми первенствами проводятся конти­нентальные чемпионаты.

С появлением ракеток с губчатыми накладками (1930 г.) игра стала разнообразнее, так как благодаря плотному сцепле­нию ракетки с мячом появилась возможность придавать ему сильные и разнообразные вращения. Игра становится более ди­намичной. В ней преобладают резкие серийные и одиночные удары. В 1936 г. конгресс ИТТФ принял решение назвать игру «настольный теннис». Продолжительность встречи была сокраще­на сначала до одного часа, а затем до 20 минут. Главным изменением можно считать снижение высоты сетки до 15,25 см. Эти изменения давали значительные преимущества игрокам ата­кующего стиля.

В России настольный теннис появился в конце прошлого столетия. В 1860 г. в Петербурге открылся клуб «Крикет и лаун-теннис», популяризирующий эту игру. В конце 90-х годов пинг-понг стал очень популярен в частных домах Москвы, Пе­тербурга, Одессы. В эти годы в России еще не было единых правил игры.

Во время первой .мировой войны увлечение игрой угасло. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции пинг-понг снова приобретает популярность. Определяются четкие правила, устанавливаются размеры стола и высота сетки, 1927 г. можно считать датой рождения пинг-понга в нашей стране, когда увлечение этой игрой стало массовым. Однако в 30-е годы волна увлечения пинг-понгом схлынула, и только небольшие группы любителей продолжали играть летом на откры­том воздухе.

После Великой Отечественной войны с 1946 г. начинают проводиться первые официальные соревнования в нашей стране. Настольный теннис становится популярной игрой в Литве, Лат­вии, Эстонии, Молдавии. В 1950 г. создается Всесоюзная секция тенниса при Спорткомитете СССР, а в 1951 г. в Вильнюсе состоялся первый чемпионат СССР.

В 1954 г. советские спортсмены вступили в Международную федерацию настольного тенниса и стали участвовать во всех чемпионатах Европы и мира. В 1952 г. японские мастера приме­нили новый вид покрытия ракетки, а в 1961 г.— новый удар «топ-спин», получивший название «дьявольский мяч из Токио».

Все это заставило специалистов настоль­ного тенниса задуматься над вопросом целенаправленного обу­чения и тренировки подрастающего поколения. В стране создается ряд специализированных школ, разрабатывается новая методика обучения и тренировки, позволяющая готовить активных тенни­систов, играющих в быстром темпе. Первые большие успехи пришли к нашим юношам и девушкам в 1959 г. Юные теннисисты успешно дебютировали на европейских соревнованиях в Кон­станце (Румыния).

После развала СССР многие виды спорта пришли в упадок, и теннис не оказался исключением, на данном этапе развития настольный теннис в России находиться на среднем уровне развития. А вот самыми сильными по-прежнему остаются прародители настольного тенниса Китайцы, Японцы, Таиландцы.


2 ТЕХНИКА ИГРЫ


Техника настольного тенниса включает в себя стойки, пере­мещения и удары. По характеру вращения мяча и тактическому назначению удары можно условно разделить на промежуточные, атакующие и защитные.

Промежуточные удары наиболее просты. К таким ударам относятся: подставка, толчок, откидка и срезка.

Атакующие удары характеризуются приданием мячу поступа­тельного вращения и могут быть подготовительными и завер­шающими. К таким ударам относятся: подача, накат, топ-спин, завершающий удар, контрнакат, укороченные удары, крученая «свеча».

Защитные удары характеризуются обратным вращением мяча и выполняются в основном из средней и дальней зон. Иногда для отражения сильных ударов применяют удар «свечой» с вра­щением мяча вверх и в сторону. Выполнение этих технических приемов во многом зависит от способа держания ракетки и исход­ного положения игрока.

Обучение игре начинается с объяснения занимающимся ее сущности и основных правил. Затем в течение 3—5 занятий новичок изучает хватку ракетки, стойки, исходные положения перед ударом и перемещения.

Для этого используются следующие подводящие упражнения:

1.Многократное подбрасывание мяча правой и левой сторо­ной ракетки.

2.То же самое поочередно.

3.Вращение мяча на правой и левой стороне ракетки движе­нием руки справа налево.

Для закрепления изученных упражнений новичку предла­гается выполнить эти же упражнения в движении. Прежде чем приступить к освоению техники ударов, надо сформировать у занимающихся четкое представление о характере изучаемого движения. Тренировка ударов начинается с их имитации. Имита­ционные упражнения являются необходимым условием достиже­ния высоких спортивных результатов и поэтому требуют серьез­ного отношения. Основным в имитации является многократное повторение ударных движений. Каждодневная имитация позво­ляет совершенствовать технику движений и тренировать мышцы рук, корпуса, ног, участвующие в игровых действиях.

Обучение техническим приемам начинается с изучения удара толчком. При занятиях у стола целесообразно выполнять удары по мячу, подброшенному партнером в определенные точки стола. После этого толчок изучается в игре с партнером у стола в определенном направлении по заданию тренера.

Во время первых занятий у стола тренеру надо особенно внимательно следить за правильностью выполнения новичком движений. Уже на данном этапе обучения можно овладеть эле­ментарными тактическими навыками, т. е. выполнять чередо­вание ударов по длине, направлению и силе. Как только зани­мающийся освоится с отскоком мяча, его следует начать обучать передвижению. Основными способами передвижения начинающих теннисистов являются скрестные и приставные шаги, реже выпады вперед, назад и в сторону. Обучение передвижениям у стола нельзя отделять от изучения техники ударов. Выполняя имитацию ударов, новичок должен перемещаться к месту воображаемого отскока мяча.

Изучение удара толчком не должно затягиваться. Как только занимающиеся освоятся с ударом, толчком и перемещениями одношажным способом, следует переходить к изучению ударов слева и справа с верхним вращением. Многие тренеры считают, что вначале надо изучать удары слева, другие рекомендуют овладеть ударами справа. Решая этот методический вопрос, сле­дует помнить, что удары слева просты в исполнении, но не все могут их освоить одинаково быстро. Для одних удар слева будет удобнее, чем удар справа.

Переход от простого удара толчком к сложному удару на­катом слева должен обеспечиваться специальной подготовкой новичка путем использования вспомогательных упражнений. Для начального обучения рекомендуется применять удар накатом слева от локтя без специального движения кистью. Наиболее распространенной ошибкой является неправильный поворот туловища и сильная скованность руки. Точность ударов по многом зависит от их ритма и четкого соприкосновения ракетки с мячом. Удар по мячу должен быть резким, но не сильным. Если новичку не будет удаваться этот прием, необходимо провести разучивание удара по мячу, подкинутому на стол.

При изучении удара накатом справа нужно четко разгра­ничить удары средней силы и так называемые завершающие удары. Очень сложно обучать одновременно накатам и заверша­ющим ударам. В начальном периоде обучения удару накатом справа следует применять упражнения с мячом у стола, вы­полняя удары по подкинутому мячу. В дальнейшем вращение мяча должно быть усилено, так как оно содействует овладению правильным движением при ударе накатом, и помогает также придавать необходимую резкость при соприкосновении ракетки с мячом.

Обучение ударам с нижним вращением лучше всего про­водить при приеме ударов с верхним вращением и после того, как обучаемый освоил основные технические приемы нападения. Лучшим способом изучения подрезки слева и справа является выполнение упражнений у тренировочной «стенки» с примене­нием имитационных упражнений и проверкой их у зеркал. При переходе к занятиям у стола вначале изучается подрезка слева. При выполнении этого элемента прежде всего нужно следить, чтобы правильно выполнялся замах. Распространенной ошибкой считается неполный короткий замах. Немало ошибок допускается и в окончании удара, когда рука останавливается, не заканчивая полного движения.

Дальнейшее совершенствование техники идет по пути повы­шения точности и силы ударов в быстром темпе. В этот период обучения необходимо приступить к изучению сложных, крученых подач, которые требуют от теннисиста специальной подготовки мышц ног и туловища. Перед изучением подач необходимо на­учиться имитировать их без мяча. Для тренировки подач можно применять специальные тренировочные диски или специальные станки-тренажеры. Не менее важен и успешный прием сложных подач. Прием подач разучивают с партнером. Теннисисты обра­батывают поочередно сложные подачи одного- вида, но в разных направлениях. К. отработке приема нового вида подач следует переходить лишь после успешного освоения приема предыду­щей. Попутно занимающиеся обучаются целесообразному при­менению приемов в специальных упражнениях, где сначала обусловлены действия играющих, а затем только одного игрока. Важным методическим моментом на начальном этапе обучения и тренировки является выбор и формирование определенного стиля игры. Формирование стиля игры в настольном теннисе обусловлено комплексом факторов: выраженностью двигатель­ных качеств, психических процессов и типологическими особен­ностями нервной системы.












2.1 Способы держания ракетки


Хватка ракетки во многом опре­деляет технику игры. Существуют две разновидности хватки (рис. 2, а, б), азиатская — ракетку держат вертикально (хват­ка «пером» а), и европейская — ракетку держат горизонталь­но (б).

Рис. 2. Способы держания ракетки .

а
) б)



При азиатской хватке большой и указательный пальцы свободно с одинаковой силой обхватывают ручку и регулируют наклон ракетки. При ударе справа на ракетку давит с большей силой большой палец, при ударе слева — указательный. При хватке «пером» теннисист осваивает несколько технических приемов и доводит их до совершенства, успешно атакуя из всех игровых зон. Хватка «пером» ограничивает технические возмож­ности. При этой хватке трудно сообщить мячу сильное нижнее вращение.

Наиболее часто встречается горизонтальная хватка, при которой ракетку обхватывают тремя пальцами. Указательный расположен на тыльной стороне вдоль края ракетки, а большой — на открытой стороне и слегка соприкасается со средним паль­цем. Основное преимущество европейской хватки — возможность вести игру слева и справа атакующими и защитными ударами, не прибегая к значительным перемещениям у стола.












2.2 Стойки и перемещения


Исходное положение. При введении мяча в игру, приеме подачи и подготовке к удару необходимо занять правильное исходное положение, из которого спортсмен с необходимой быстро­той может выполнить удар. В ожидании подачи противника игрок (правша) стоит слева от середины стола. Ноги слегка раздвинуты и согнуты слегка в коленях, центр тяжести лежит на носках ног, все мышцы напряжены. В исходной пози­ции для удара справа правая нога ставится назад (или левая нога вперед). При ударе слева соотно­шения обратные, одновременно рука готовится к удару.

Но можно заметить что исходное положение теннисиста индивидуальное (рис. 3), оно зависит от роста, длины рук, способа держания ракетки, быстроты реагирования, владения техническим арсеналом игро­вых приемов. Большинство игроков международного класса вы­бирают такое исходное положение, когда вперед выставляется нога, разноименная его основному удару. В момент приема подач и выполнения ударов туловище может занимать одно из четырех существующих исходных положений: лицом к противнику, впол­оборота, боком и спиной к противнику.

Рис .3. Стойки игрока.

Перемещения. Весь смысл перемещений заключается в том, чтобы своевременно занять удобную позицию у стола. Тенни­сист перемещается выпадами, шагами, прыжками, бросками. Нужно стремиться производить удар, когда впереди находится разноименная нога (левая — при ударе справа и правая — при ударе слева). В том случае, когда игрок оказывается близко к мячу, перемещение начинается с ближней одноименной отно­сительно удара ноги. При значительном расстоянии до мяча — с разноименной относительно удара ноги.

Правильное перемещение обеспечивает своевременный выход к мячу, возможность вести игру в быстром темпе и способствует выполнению ударов по мячу в наиболее выгодной точке.

Для того чтобы правильно держать ракетку ,стойки и перемещения необходимо выполнить ряд упражнений для новичков теннисистов.

Какие же упражнения наиболее целесообразны для подготовки теннисиста? Вернее, какой должна быть их разумная дозировка, ибо в принципе все они по-своему нужны и хороши?

Предлагаемые упражнения нетрудно усложнить, разнообразить, используя их различные сочетания.

Можно заниматься во дворе дома, на пляже — где угодно, даже в квартире. Полезно поиграть более тяжелой ракет­кой — весом от 0,5 до 1,5 кг.

Вот ряд упражнений, особенно по­лезных для подростков, которые помогут овладеть мастерством теннисиста.

1.Упражнения со скакалками.

Прыжки в быстром темпе — 3 раза по 15 с; 2х60 с, между прыжками вы­полнять два или даже три оборота ска­калками; в среднем темпе — 2х3 мин, вращая скакалки назад. Наклоны, пово­роты со скакалками.

2.Упражнения с теннисными мяча­ми (в парах).

Ловля и броски мячей двумя руками, одной рукой; стоя лицом к стене, отбить игровой рукой серию мячей (12—15 м), броски мячей в цель.

3.Упражнения с набивными мячами (вес 1, 3, 5 кг).

Броски мяча от груди; из-за головы, снизу, спиной к основному направлению, имитирующие накат справа, имитирую­щие накат слева, сидя лицом друг к дру­гу (количество бросков за 1 мин), в прыжке.

4.Упражнения с резиновым бинтом.
Резина сильно растянута. Имитация ударов справа, слева. После удара рука должна тот час вернуться в исходное по­ложение.

5.Упражнения с гантелями.
Имитация наката справа и слева.

Имитация других, уже хорошо разучен­ных, ударов. Комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями.

Для теннисиста важное значение имеет хорошая подвижность пальцев и кисти руки. Как развить их? Надо просто «поиграть» пальцами, продирижировать воображаемым оркестром. Обычно это всегда сразу и хорошо получается у де­вочек. Ну а мальчики могут поучиться у них .








2.3 Техника и методика обучения ударам


Удар по мячу состоит из трех фаз: замаха, собственно удара, окончания удара. В настольном теннисе применяются более 20 различных ударов. Однако для обучения новичков рекоменду­ется 8—10 основных ударов. Разберем наиболее распространен­ные из них.

Удар толчком — простейший удар в Рис. 4. Удар толчком.

настольном теннисе (рис. 4). При ударе толчком игрок располагается на расстоянии 50—80 см от задней линии стола и занимает исходное поло­жение в соответствии с направлением полета мяча. Рука вы­тягивается вправо или влево, предплечье располагается парал­лельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).

В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся выше сетки, ракетка посылается вперед легким ровным движе­нием. При этом рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча. Центр тяжести тела перемещается вперед за дви­жением руки, т. е. с дальней от стола ноги на ближнюю к столу ногу, а при занятии исходного положения — с ближней на даль­нюю. При отражении мячей, имеющих нижнее вращение, ракетку необходимо наклонить назад от сетки. При отражении мячей, имеющих верхнее вращение, ракетку соответственно необходимо наклонить слегка вперед к сетке.

Игра толчком тыльной и ладонной сторонами ракетки создает основу для разучивания в дальнейшем наката и подрезки слева и справа.

Р
ис.5.
Тренировочная «стенка».


Методика обучения:

1.Иммитационные упражнения с ракеткой и без нее, отработка угла удара толчка

2. Выполнение толчка с подбрасывания и последующего отскока от стола

3.Игра с партнером через теннисную сеть ,удар производиться только толчком

4.Игра с партнером, удары производятся по заданию тренера

5.Выполнение приема у тренировочной «стенки» (рис. 5).

6. Выполнение удара стоя спиной к столу по сигналу тренера.

Удар подставкой. Этот удар является дальнейшим усложне­нием техники удара толчком. Удар подставкой выполняется одновременным движением руки вперед и кисти вниз, когда мяч еще не достиг наивысшей точки подъема и все еще про­должает стремительное движение вверх- вперед. В удар подстав­кой одновременно вкладываются две силы: сила движения руки вперед и сила поступательного движения мяча. Поэтому удар подставкой по скорости полета мяча является одним из самых быстрых в настольном теннисе. При выполнении подставки удар в большинстве случаев производится слева. В исходном поло­жении правая нога располагается впереди, а левая сзади. В момент, когда мяч отскочил от стола, но еще не достиг своей наивысшей точки подъема, ракетка наклоняется вперед к сетке, а предплечье и кисть одновременным усилием посылают ракетку вперед. Если мяч, посланный противником, имеет сильное верх­нее вращение, то угол наклона ракетки вперед должен быть больше, чтобы контакт с мячом происходил на участке от его средней до верхней части. Движение- удара подставкой должно быть более быстрым, чем удар толчком. Удар подставкой ис­пользуют в основном для отражения ударов топ-спина.

Методика обучения:

1.Иммитационные упражнения с ракеткой и без нее, отработка угла удара подставкой и постановки кисти.

2. Выполнение подставки с подбрасывания и последующим отскоком от стола произвести удар

3.Игра с партнером через теннисную сеть ,удар производиться только подставкой ,но партнер должен производит удар топ-спин.

4.Игра с партнером ,удары производятся по заданию тренера

5.Выполнение приема у тренировочной «стенки» (рис. 5).

6. Выполнение удара стоя спиной к столу по сигналу тренера





2.4 Подачи


С помощью подачи мяч вводится в игру. Подачи классифи­цируют по направлению, длине полета мяча и способу введения его в игру. В настольном теннисе выполняют четыре типа подач: прямую, маятникообразную, челночную и бумеранг.

При прямой подаче (рис. 6) рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ракеткой по мячу наносится прямой ракеткой или под некоторым углом. В первом случае мяч не будет иметь вращения, а во втором приобретет заданное вращение. Направление вращения мяча зависит от угла наклона и направления движения ракетки.

Рис.6. Техника прямой подачи.

Методика обучения:

1.Имитация подачи с помощью тренера

2.Имитация подбрасывания шара

3.Подача с отскоком от стола

4. Многократное выполнение подачи с различных точек теннисного стола

При выполнении подачи «маятник» (рис. 7) рука описывает полуокружность. Начинается движение рукой, отведенной вверх-в сторону. Затем ракетка резко опускается вниз-в сторону и продолжает движение вверх-в сторону-влево. В зависимости от того, в какой момент наносится удар (в начале, в середине или в конце выполнения подачи), мяч получает нижнее, боковое или верхнее вращение.

Рис. 7. Техника подачи «маятником».

Методика обучения:

1.Имитация подачи с помощью тренера

2.Выполнение без ракетки подачи ,мяч находится в той руке ,где должна быть ракетка , выбрасывается мяч из руки проделывая маятникообразное движение.

3.Имитация подбрасывания шара

4.Подача с отскоком от стола

5. Многократное выполнение подачи с различных точек теннисного стола.

При подаче «челнок» , ракетке сообщается возвратно-поступа­тельное движение (рис. 8). В момент контакта ракетки с мячом наступает мгновенная остановка, и ракетка начинает движение в противоположном направлении. Контакт мяча с ракеткой может происходить до остановки и после нее. В зависимости от выбора точки удара мячу может быть придано одно из двух противо­положных по направлению вращений. Большую роль играет и то,в какой плоскости движется ракетка. Если ракетка движется в горизонтальной плоскости, то мяч будет иметь верхнее или нижнее вращение.

Методика обучения: та же что в технике подачи «маятник»

Рис. 8. Техника выполнения подачи «челнок».

При движении ракетки в вертикальной плос­кости мяч будет иметь левое или правое боковое вращение.

П
ри подаче «веер» (рис. 9) рука с ракеткой, направлен­ная ладонной стороной ракетки вверх, описывает полукруг. Удар по мячу выполняют в большинстве случаев, когда ракетка совер­шает восходящее движение, и реже — в верхней точке движения. • В зависимости от момента соударения мяч получает верхнее, боковое или нижнее вращение. К особенности этой подачи отно­сится то, что она выполняется открытой стороной ракетки. Эта подача очень редко используется игроками, применяющими, азиатскую хватку, и игроками, выполняющими подачу закрытой стороной ракетки.

Рис. 9.Техника выполнения подачи «веер».

Методика обучения: та же что в технике подачи «маятник»

Здесь, однако, надо сказать, что подача «веер» (как и «челнок») — одна из наиболее трудных. Можно даже добавить, что «веер» при азиат­ской хватке настолько труден, требует таких больших затрат времени и уси­лий на тренировках, что практически его не применяют Но это вовсе не означает, что и браться за его разучивание не надо. Вполне допустимо, что всегда найдет­ся спортсмен, которому он дастся легче, чем остальным, и его подача станет грозным наступательным оружием.









































2.5 Накаты в настольном теннисе


Накат слева. При накате слева игрок располагается на рас­стоянии 40—70 см от стола вполоборота левым плечом вперед. Ноги в коленях согнуты (правая находится впереди, а левая сзади). Туловище слегка наклонено влево, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Рука с ракеткой находится ниже пояса у левого бока и слегка отклонена назад от сетки. Предплечье параллельно плоскости стола (рис.10). В момент начала подъема , мяча от стола предплечье начинает движение вперед, а ракетка движется вперед-вверх-вправо. Когда мяч достигает высшей точ­ки отскока, ракетка вступает в контакт со средней частью мяча.

Рис.10.Техника наката слева.

Кисть руки закрывает ракетку и скользит по верхнебоковой части мяча. Заканчивая удар, ракетка продолжает движение вперед-вверх до уровня плеча. Туловище в момент удара пово­рачивается слева направо, вес тела переносится на правую ногу. Удар накатом слева против подрезки отличается от описанного выше тем, что угол наклона ракетки регулируется в зависи­мости от силы вращения летящего с большой скоростью мяча. Чем сильнее встречное вращение, тем больше следует отклонить ракетку назад от сетки и увеличить ускорение к моменту контакта ракетки с мячом.

Методика обучения:

1.Имитация наката с ракеткой.

2.Выполнения упражнения с подбрасыванием мяча над столом и с отскоком его выполнить накат слева.

3.Выполнение наката с разных и.п. и с различных точек (необходимы быстрые передвижения).

4..Игра в паре с игроком которые выполняет подрезки.

Накат справа. Основная цель одного из основных атакующих ударов — обеспечить вы­сокую точность попадания мяча в на­меченное место, причем летит он с достаточно большой скоростью. Необ­ходимая крутизна траектории дости­гается тем, что мячу придается верх­нее вращение.

Исходное положение при выполнении удара накатом: ноги на ширине плеч, согнутые в коленях, левая чуть выдвинута вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги (рис. 11).







Рис. 11.Техника наката справа.

Туловище слегка наклонено к столу влево, рука отведена вправо-назад для замаха. Движение начинают, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют равно­сторонний треугольник, т. е. наносить удар по мячу необходимо в высшей точке отскока, когда он находится сбоку и чуть впереди. После удара рука продолжает движение вверх-влево. Во время удара центр тяжести перемещается на левую ногу. После выпол­нения наката важно не задерживаться в конечном положении, а сразу же принять исходное положение, необходимое для вы­полнения последующего игрового действия. Короткий накат. В этом случае со­прикосновение мяча с ракеткой про­исходит над столом. Бывает, что очень близко к сетке. Здесь нужно действо­вать как можно быстрее. И главное в этом ударе — его скорость. Движе­ние руки должно быть не столько сильным, сколько стремительным. Удар обычно выполняют на взлете, по мячу, еще не достигшему высшей точки. Этот накат часто называют быстрым.

Длинный накат — разновидность удара справа, при котором контакт мяча и ракетки происходит сравни­тельно далеко от задней кромки стола. В противоположность быстрому нака­ту удар по мячу выполняют не столь резко и стремительно, зато в него вкладывается большая сила. При ис­пользовании этого приема удар часто наносят по опускающемуся мячу.

Если посланный соперником мяч после отскока взлетает выше сетки, то характер удара несколько меняет­ся. Тогда нет необходимости сообщать мячу столь же сильное еще одно промежуточное вращение, что и при невысоком взлете. Куда лучше уда­рить с большей силой, чем обычно. В этом случае предплечье движется почти в горизонтальной плоскости, движение руки устремлено вперед. Такой удар получил название сметаю­щего. Удар по мячу, отскочившему на­много выше сетки, называется ударом по свече. Здесь лучше всего бить, когда мяч достигнет высшей точки взлета. В момент удара ракетка нахо­дится над головой. Рука при этом чуть согнута и -наносит удар с разма­ху. Мячу, конечно, можно придать и вращение, но особого смысла нет. Он почти отвесно врезается в стол и отскакивает с такой силой, что отра­зить его практически невозможно.

Изменить направление мяча при накате справа можно незначительны­ми поворотами и наклонами кисти. Иногда направление удара меняется благодаря изменению основной стой­ки. Однако во всех этих случаях основной характер движения остается неизменным. Исключение составляет лишь так называемый скользящий удар, когда мяч послан из своего лево­го угла по диагонали в левый угол стола соперника. Тогда ракетка сопри­касается с боковой стороной мяча, сообщая ему помимо верхнего еще и боковое вращение. Мяч как бы соскальзывает с нее.

Методика обучения:

1.Имитация наката с ракеткой.

2.Выполнения упражнения с подбрасыванием мяча над столом и с отскоком его выполнить накат слева.

3.Выполнение наката с разных и.п. и с различных точек (необходимы быстрые передвижения).

4.Играв паре с игроком которые выполняет подрезки.

5.Стоя спиной к столу ,по сигналу тренера развернуться и выполнить накат справа.

Т
оп-спин.
Топ-спин выполняется в 1 - 1,5 м от стола из поло­жения, при котором левая нога находится впереди, ступни широко расставлены, туловище развернуто вполоборота левым плечом вперед к столу (рис. 12.а,б.). При подготовке к удару спорт­смен еще сильнее разворачивается левым боком к столу, опуская правое плечо. Затем руку с ракеткой отводит назад-вправо ниже уровня игровой поверхности стола. Левая рука находится впере­ди, тяжесть тела смещена на правую ногу. В тот момент, когда начинает подъем от стола, игрок, почти не поднимая плеча, вращением туловища подводит согнутую в локте руку с ракеткой к мячу. Затем, резко ускоряя движение туловища выпрямлением правой ноги, сообщает тем самым ракетке дополнительное дви­жение вверх и посылает мяч на сторону противника. Угол под­вода ракетки к мячу меняется в

Рис.12. Техника выполнения топ-спина.

Рис.12. Техника выполнения топ-спина.

зависимости от силы вращения отражаемого мяча. Чем сильнее вращение, тем больше угол наклона ракетки к столу. Для приема мяча со слабым вращением угол наклона ракетки к поверхности стола уменьшается, и она, идет больше вверх, чем вперед. Основное назначение топ-спина - придание мячу сильного верхнего и бокового вращения.

Методика обучения:

1.Имитация с ракеткой удара.

2.Выполнения упражнения с подбрасыванием мяча над столом и с отскоком его выполнить топ-спин.

3.Выполнение топ-спина с разных и.п. и с различных точек (необходимы быстрые передвижения).

4.Играв паре с игроком которые выполняет подставку либо толчок.

5.Стоя спиной к столу ,по сигналу тренера развернуться и выполнить топ-спин.

6.Стоя от стола в 3-4 м по сигналу тренера выполнить рывок столу и произвести удар топ-спин.


















2.6 Подрезки


П
одрезка слева
. Исходная стойка типична для игры слева: правая нога немного впереди, туловище повернуто влево, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Рука сильно согнута в локте и отведена назад-вверх-влево для замаха. В момент удара следует энергичное движение предплечьем вперед-вправо-вниз с обязательным поворотом кисти. Ракетка встречается с мячом именно в этот момент (рис. 13). При выполнении движения происходит небольшой поворот туловища, центр тяжести пере­носится на правую ногу. Если противник посылает мяч с нижним вращением, то, чем оно сильнее, тем больше должен быть угол наклона. Техника выполнения подрезки слева позволяет исполь­зовать этот прием для отражения мячей, направленных прямо в туловище, когда движение выполняют только предплечьем и кистью. Следует отметить, что сила удара при подрезке ме­няется в зависимости от встречной скорости полета мяча и расстоя­ния между игроком и столом.

Рис.13.Техника выполнения подрезки слева.

Методика обучения:

1.Имитация с ракеткой подрезки слева.

2.Выполнение подрезки с разных и.п. и с различных точек (необходимы быстрые передвижения).

3.Играв паре с игроком которые выполняет подставки.

4.Стоя спиной к столу ,по сигналу тренера развернуться и выполнить подрезки слева.

5.Стоя от стола в 3-4 м по сигналу тренера выполнить рывок столу и произвести подрезку слева

Подрезка справа. В исходном положении спортсмен стоит лицом к столу, слегка выставив левую ногу вперед. При подго­товке к удару рука делает замах вверх-назад-вправо, левая нога и левое плечо находятся ближе к столу, ноги слегка согнуты в коленях. При приеме мяча, посланного сильным ударом, ре­комендуется пропускать мяч глубже. Для этого игрок делает наклон к правой ноге (рис. 14).

Р
ис.14.Техника выполнения подрезки справа.

Методика обучения: такая же ,как и при обучении техники выполнения подрезки слева.

Перед соприкосновением мяча с ракеткой туловище слегка наклоняется вниз и движется справа налево, рука продолжает движение вперед-вниз-влево под мяч, чтобы контакт мяча с ра­кеткой произошел перед грудью игрока. В момент соприкосно­вения мяча с ракеткой предплечье сообщает ракетке ускорение, за счет которого мячу придается нижнее вращение. В этот момент центр тяжести тела постепенно переносится с правой ноги на левую. Угол наклона ракетки в момент удара по мячу может быть от 0 до 90°. Величина его определяется характером вращения, приданного мячу соперником, а также намерениями игрока, выполняющего подрезку. После подрезки мяча ракетка продолжает движение вперед-влево, центр тяжести целиком пере­носится на левую ногу, туловище поворачивается к столу. Игрок занимает положение для выполнения следующего удара. При сильных верхних вращениях мяча движения подрезки должны быть предельно резкими, а направление ракетки почти верти­кально. Сильно закрученные мячи принимают подрезкой у самого пола, когда скорость вращения мяча уже угасает.

К
рученая «свеча».
Техника выполнения «свечи» у большинства спортсменов схожа. Наиболее простой вариант этого приема выполняют следующим образом. Мяч принимают на ракетку, когда рука находится чуть ниже пояса (рис. 15).

Рис.15. Техника выполнения «свечи».

При ударе ракетка движется вверх-вперед и в конце чуть в сторону. Ракетка сопровождает мяч до тех пор, пока не достигнет уровня груди. Как правило, крученая «свеча» справа удается легче, чем слева. Это легко объяснимо, поскольку спорт­смену удобнее контролировать движение открытой стороной ра­кетки. Отметим работу кисти — она резко идет вперед-вверх.

Методика обучения: такая же, как и при обучении техники выполнения подрезки слева.




































3 ТАКТИКА ИГРЫ


Под тактикой игры в настольный теннис следует понимать целесообразное применение различных серий ударов в опреде­ленном ритме и темпе, а также использование психологических приемов борьбы против противника в конкретных условиях. Меж­ду техникой и тактикой существует самая тесная связь. Выполнение какого-то технического приема само по себе не может рассматриваться в тактическом плане. Основными техническими элементами являются комбинации, т. е. серии ударов по мячу. Следовательно, чем шире арсенал приемов и лучше их выполне­ние, тем легче осуществлять задуманные комбинации. Уровень тактической подготовленности теннисиста зависит от его техни­ческого мастерства, физической и психологической подготовки. Техническое мастерство неразрывно связано со способностью к быстрой оценке игровой ситуации, прогнозированию развития событий и умения корректировать собственные действия.

Сильнейшие представители современного тенниса предпочи­тают весьма ограниченное количество технических действий и доводят их до автоматизма, что позволяет моментально при­нимать и реализовывать тактические решения в зависимости от складывающейся игры и возникающих частных ситуаций. Различают тактику одиночных и парных игр.

Тактика одиночных игр. Теннисист еще до начала встречи должен иметь четкое представление об игровых и психологи­ческих особенностях противника. При составлении тактического плана необходимо учитывать: во-первых, какие удары и из каких зон являются его основным оружием; во-вторых, насколько про­тивник способен выдерживать высокий темп и перестраиваться при его изменении; в-третьих, умение приспосабливаться к чужой игре или навязывать собственную тактику. Кроме того, необхо­димо учитывать уровень физической подготовленности соперника, силу ударов, быстроту перемещений, скоростную выносливость, исходную позицию при приеме подачи. Особенности покрытия ракеток также влияют на тактику игры: при игре с соперником, использующим ракетку с жесткой пупырчатой резиной, подачи с сильным вращением дают меньший эффект, чем подачи с раз­ной скоростью и направлением полета мяча, а также с обман­ными движениями руки, вооруженной ракеткой.

Тактика атакующего против атакующего. На ударах на­катами и топ-спинами строят свою тактику большинство тенни­систов атакующего стиля. Спортсмены ведут игру в быстром темпе, требующем высокой скоростной выносливости, быстроты реагирования, хорошей концентрированности, переключаемое и устойчивости внимания, быстроты оперативного и тактического мышления, хорошей координации движений.

Против игроков с односторонним серийным нападением разум­но чередовать удары по длине и вращению, варьировать темп и разнообразить выполнение подач и их прием.

В игре против противника, применяющего двустороннее быст­рое нападение, целесообразно с каждым последующим ударом усиливать верхнее вращение, и, когда приходящий мяч после от­скока станет выходить за пределы стола, появляется возмож­ность для замаха и тем самым для проведения сильного завер­шающего удара или топ-спина.

При игре соперником атакующего существуют следующие тактические комбинации:

  1. Подача с применением топ-спина или наката, направленная
    на непосредственный выигрыш очка.

  2. Выигрыш очка после нескольких ударов при неточной игре
    соперника.

  3. Прием подачи укороченным ударом с последующим соединением выигрышной ситуации. Использование таких ударов даст игроку большие тактические возможности.

  4. Прием подачи вращением, верхним или боковым, с после­ дующим переходом к сильному элементу.

  5. Вынужденный (трудная подача противника) пассивный прием подачи. После этого противник выполняет сильнейший элемент. На него целесообразно отвечать по одному из вариантов:

а) подставка и направление мяча в туловище или неудобное для приема место;

б) крученая «свеча»;

в) создание сильного нижнего вращения и направление мяча в место, неудобное для удара, с целью заставить противника сделать ошибку;

г) контригра сильным элементом из средней зоны.

Тактика игры, атакующего против защитника. Защи­щающийся игрок привык отдавать мячи пассивно, он меньше рискует и соответственно меньше допускает ошибок при приеме подач. Комбинация «подача-выигрыш очка» здесь не является типичной. При такой игре больший удельный вес приобретают комбинации, проводимые в процессе розыгрыша очка. И все-таки при встрече с защитником атакующий игрок делает ставку на сильный завершающий удар или топ-спин. Но прежде чем решиться на сильный удар или топ-спин, нужно их подготовить. Поэтому, играя с защитником, нужно помнить, что накатывать следует средними по силе ударами, не спешить с завершением атаки, чередовать короткие подачи с длинными; после серии длинных косых ударов по углам неожиданно посылать короткий мяч в середину стола, затем стараться завершить атаку по прямой. Общим недостатком защитников является плохой прием мячей, направленных прямо в игрока (в живот). Следовательно, атаку нужно вести косыми ударами по углам, а завершать ее ударом в середину стола. Если же защитник плохо переме­щается, то в игре с ним очень эффективны укороченные удары. В этом случае после укоротки следует выполнение сильнейшего элемента атакующего игрока.

Тактика игры защитника против атакующего. В этом слу­чае комбинации зависят от действия противника. Выигрыш очка происходит либо в результате ошибки атакующего игрока, либо тогда, когда атакующий своими действиями создает выгодную для защитника ситуацию. Свой сильный атакующий элемент игрок защитного плана выполняет, как правило, один-два раза, что усложняет его прием противником. В этом случае наиболее ве­роятно применение следующих тактических комбинаций:

  1. Укороченная подача с последующим атакующим ударом. Это единственная атакующая комбинация игроков защитного стиля. Эффект ее заключается в неожиданности. Используют ее нечасто и преимущественно в решающие моменты игры.

  2. При отражении мяча из средней зоны выполнение атакую­щего удара по завышенному укороченному мячу. Это в основном использование ошибки игрока атакующего стиля, завысившего мяч. Удар защищающегося в этом случае должен обладать силой завершающего.

  3. После серии мячей, низко направленных в левую сторону стола соперника, выполняется удар с сильным нижним вра­щением в противоположную сторону. Смысл комбинации — спровоцировать нападающего игрока на ошибку мнимой просто­той удара. Для этого мяч слегка завышается, что притупляет бдительность соперника: он недооценивает силу нижнего вращения мяча.

  4. Если нападающий плохо перемещается, необходимо за­ставить его сместиться в какую-либо сторону и быстро послать мяч в открывшийся угол.

Тактика защитника против защитника. В соревнованиях- между двумя защитниками в одном случае победу приносят так называемые зеркальные действия, т. е. ответы аналогич­ными ударами. В другом случае комбинации сведены к комбинаци­ям атакующего против игрока защитного стиля или же наоборот.

Тактика парных игр. Успех в парной игре зависит от пра­вильного подбора партнера и сыгранности. Пары следует под­бирать, учитывая стиль игры и способность партнеров рацио­нально перемещаться.

Тактика пары теннисистов атакующего стиля заключается в следующем. Оба теннисиста играют в ближней зоне, реже — в средней и почти не играют далеко от стола. Позиция вблизи стола позволяет вести игру в быстром темпе. Варианты так­тики основываются на ударах в такие места стола, где соперник, доставая мяч, мешал бы своему партнеру. Для этого мяч посы­лается в разных направлениях, что заставляет соперников ра­зойтись по углам стола, потом дважды посылают мяч в одно место. Особенно эффективна эта тактика в случае слабого взаимо­действия или медленного перемещения соперников. Тактика игры теннисистов комбинированного стиля наиболее универсальна. Главное достоинство в ней: умелое сочетание защиты с нападением с преобладанием неудобных для соперни­ков ударов. Вот почему в последнее время комплектуются пары из защитников и нападающих, удачно дополняющих друг друга. И хотя такая пара не представляет особой загадки для соперников— известно ведь, кто из игроков будет нападать, а кто защищаться,— она может оказаться достаточно неудобно для соперника. Это может быть достигнуто лишь при доведенном до автоматизма взаимодействии и взаимопонимании партнеров.

Пара теннисистов защитного стиля основное внимание уде­ляет отражению ударов мячами, наименее удобными дли про­должения атакующих действий и тем более для нанесения за­вершающего удара. Защитники пытаются усыпить бдительность соперников сериями разных по силе вращения подрезок и при первом удобном случае атаковать. Сильное психологическое воз­действие на соперников оказывают серии контратакующих ударов обоих партнеров, от которых ожидают только защитных действий. Если же один из партнеров несилен в контратаке, он старается отразить мяч в неудобное для противника место, а партнер при первом удобном случае — выполнить завершающий удар. Если же оба защитника недостаточно владеют приемами контр­атаки, им остается строить тактику лишь на ожидании ошибок соперников. Тактика смешанных пар определяется тем, что в большинстве случаев партнер имеет более высокую техническую и физическую подготовку, чем партнерша. При решении такти­ческих задач, образно говоря, девушка не должна проигрывать свой мяч, а юноша должен постараться выиграть свой. В сме­шанных парах важна психологическая и игровая совместимость партнеров, • кропотливая отработка взаимодействий и быстрых перемещений в разных игровых ситуациях. Вот примерные ком­бинации при игре смешанных пар:

  1. Юноша проводит против девушки сильно крученый удар в неудобное место с целью выиграть очко или заставить ее отдать высокий мяч для завершающего удара партнерши.

  2. Юноше при игре против юноши следует выполнить сильно крученый удар или отдать мяч короткой срезкой в неудоб­ное место, после чего партнерша наносит завершающий удар либо выполняет укороченный удар, а партнер завершает атаку.

  3. Девушке при игре против юноши отдает мяч срезкой в неудобное для выполнения сильного ответного удара место или начинает атаку с топ-спина, после чего партнер усиливает вращение мяча или наносит завершающий удар.

  4. Девушке при игре против девушки начинает атаку или посылает коротко подрезанный мяч, партнер же выполняет силь­ный топ-спин или завершающий удар.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основной задачей физ. воспитания является развитие гармонически развитой личности, которая будет являться патриотом своей Родины, ведь лишь тогда страна богата, когда, население ее здорово. Именно здоровье является показателем экономики страны и нации в целом. Здоровье — это богатство данное нам природой его нужно беречь и поддерживать. Поддержать здоровье мы можем с помощью занятий физической культуры, во всех образовательных учреждениях эти часы здоровья есть и именно на них нужно подготавливать молодое поколение к труду и обороне на благо своей страны развивать в нем дух и патриотизм. В средних образовательных учреждениях в которых не специализированного зала можно избрать для общей и специальной подготовки такое средство физ. культуры как настольный теннис, т. к. настольный теннис служит укрепле­нию здоровья человека, вырабатывает у него такие качества, как ловкость, глазо­мер, быстроту мышления, то есть все то, что пригодится и в повседневной жизни. Его притягательность и в том, что здесь могут на равных сражаться за победу люди разного возраста. И далеко не всегда победителем станет самый мо­лодой или самый сильный. Многое зави­сит от умения, навыков, ловкости и коор­динации.

Я думаю, что мое методическое пособие поможет вам и станет помощником при воспитании и развитии всесторонней личности.


















Список используемой литературы


1.«Теория и методика настольного тенниса», Г.В. Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В. Матыцин, Физическая культура и спорт. Издательский центр «Академия», 2006 г. 2.«Учись играть в настольный теннис».  Барчукова Г. В.,«Советский спорт», Москва, 1989 г. 3.«Настольный теннис», «Физкультура и спорт», 1987 г. 4.«Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым», Р. Худец,“Виста Спорт”, 2005 г.



35