СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натрий и калий. открытый урок

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс

    10 в                

 Дата

6.02.15.

Тема урока

Натрий и калий.

Цель

Создать условия для:

 * ознакомления обучающихся с наиболее рапространенными щелочными  металлами: натрием и калием  и их применением;

Результат обучения

Знают строение, свойства и области применения натрия и калия. Умеют решать задачи с уастием металлов.

Ресурс

Постер, маркеры, видеоопыты, раздаточные материалы, электронные тренажеры,

Этапы урока

     Активные методы

                            Действия учителя

                       Действия  учеников

І. Организа-ция начала занятия

 

 

 

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

 

ІІІ. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІV. Закреп-ление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлекция.

 

VІ.Подведение итога урока.

VІІ. Д/э:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 1. Приветствует учащихся и гостей, объявляет  тему урока,  настраивает учащихся на успех.

 2. Опрос пройденной темы:

Перечислите щелочные металлы. Почему они так называются?

Каковы особенности строения атомов щелочных металлов?

Какова степень окисления щелочного металла в соединении? Почему?

Каковы физические свойства щелочных металлов?

Какой из щелочных металлов наиболее активен и почему?

Какие реакции характерны для щелочных металлов?

Какие оксиды и пероксиды получаются при окислении щелочных металлов?

Как окрашивают пламя атомы и ионы щелочных металлов?

Какие химические связи образуют щелочные металлы с неметаллами?

Как можно получить щелочные металлы?

Где применяются щелочные металлы?

3. Графический диктант.

4. Деление на группы. (По формулам соединении натрия и калия)

          Новая тема.

5. Прежде чем начать урок, я хочу вам загадать черный ящик.

В чёрном ящике находится металл (натрий и калий). По наводящим вопросам, на которые учитель может отвечать только “да” или “нет”, попробуйте отгадать, что за вещество в чёрном ящике.

                                                                     ( Ответ: Натрий и калий)

 

 

Почему натрий и калий- изучаем вместе?   Потому что они...

 

Металлы-братья

 

Н        Натрий и калий можно назвать если и не металлами-близнецами, то уж

           наверняка металлами-братьями. И тот и другой относятся к щелочным

          металлам, и тот и другой имеют нечетные номера, занимая соседние клет

  ки в таблице Менделеева, правда, в разных периодах; и тот и другой были открыты одновременно блестящим химиком Гемфри Дэви в 1807 году путем электролиза щелочей. И натрий и калий совершенно необходимы организмам и явля

 ются важнейшими металлами жизни. Но так как их действие взаимообус-

 ловлено, то говоря об одном из них, нельзя забывать и про другой.

               Натрий и калий относятся к активнейшим металлам

С одной стороны - это новый материал, а с другой стороны - изучение этого материала тесно соприкасается с ранее изученной теорией в 8-9 классов. Поэтому предлагаю построить урок как экскурсию, путешествие по стране химии, а именно по области щелочных металлов и их соединений.

Ребята, в ходе экскурсии вы будете и экскурсоводами и экскурсантами. Ответственным за работу экскурсоводов будет главный консультант, он внимательно слушает ответы, оценивает их, анализирует, и если экскурсовод не может ответить на заданный вопрос и другие учащиеся тоже, то тогда отвечает главный консультант.

Итак, начнем урок-экскурсию. На столах лежит план нашей экскурсии. Каждый раздел плана - это лаборатория, которая занимается изучением данного вопроса.

Ну что ж, первая лаборатория, в которую мы попадаем - это, конечно же, лаборатория по изучению строения натрия и калия. Кто будет экскурсоводом в этой лаборатории?

           1 лаборатория- изучает строение     Na, К

  • 2 лаборатория- изучает получение     Na, К
  • 3 лаборатория-изучает свойства        Na, К
  • 4 лаборатория- изучает применение Na, К

 

Вот мы посетили все лаборатории. В какой лаборатории вам понравилось больше всего. Напишите на стикерах.  Оценование работы группы.

6. Закрепление:

А) Решение задач разноуровненвых задач:

А-уровень. Сколько моль оксида меди получится при полном окислении 3 моль меди?

В-уровень . К раствору, содержащему 21,3 грамм нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 8 грамм гидроксида натрия, определите массу полученного осадка.

С-уровень. 4,5 г сплава меди с магнием растворили в соляной кислоте. Объём выделившегося водорода составил 3,36 л (н.у.). Какова массовая доля магния в сплаве.

Проверяем задачи по критериям. (приложение)

 

 

 

Рефлекция  «Дерево успеха»

 

Консультанты подсчитывают  баллы.

Оценование учащихся: Формативное и суммативное (по оценочному листу)

§ 23    8 упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает учителя и внутренне настраивается на работу

Активно отвечают на вопросы.

Пишут графический диктант.

Делятся на группы по карточкам, на которых написаныформулы соединении натрия и калия.

Отгалывают что в черном ящике, задавая вопросы, на которые учитель может ответить да или нет.

Краткий рассказ экскурсовода - это подгруппа лития Li.Na. K.Rb. Fr. Cs. Эти элементы находятся в 1-ой группе главной подгруппе, высшая постоянная валентность равна 1, на наружном энергоуровне 1 e, который слабо притягивается к ядру, поэтому атомы щелочных металлов легко его отдают, проявляя степень окисления +1. Это s-элементы. Простые вещества этих элементов называются щелочными металлами. Молекулы щелочных металлов одноатомные, щелочные металлы сильные восстановители, типичные элементы-металлы.

Вопросы к экскурсоводу:

1. Почему щелочные металлы имеют одноатомные молекулы?

2. Какое соединение с кислородом образуют элементы подгруппы лития? Характер соединения.

В то время, когда экскурсовод ведет свой рассказ, на доске двое учащихся строят строение атомов металлов подгруппы лития. Это задание также повторяет класс.

Вывод: Выяснили строение атомов щелочных металлов, знаем, что они легко отдают электроны, очень химически активны. Помня все это, скажите: встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном состоянии или нет?

Теперь перейдем в лабораторию, которая занимается изучением физических свойств.

Кто здесь нас ознакомит с работой, которая ведется в данной лаборатории?(рассказ - в атомах щелочных металлов наблюдается металлическая кристаллическая решетка, а значит имеет место металлическая связь.

Строение кристаллической решетки и объясняет свойства щелочных металлов - металлический блеск, серый цвет, пластичность, электро и теплопроводимость и т.д.)

Вопросы:

1. Как изменяется прочность металлической связи от лития к цезию.

2. Какие из щелочных металлов наиболее часто используются.

А теперь перейдем в экспериментальную лабораторию, которая занимается изучением химических свойств металлов. Кто будет экскурсоводом в этой лаборатории?

Вопросы:

1. Какое общее свойство характерно всем приведенным реакциям?

2. Какое из веществ отдает электроны? Сколько отдается электронов?

 Опыт № 1 2Na+2H2O=2NaOH+H2 NaОН-щелочь, т.к.фенолфталеин изменяет свою окраску на малиновую.