І. Организа-ция начала занятия
ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
ІІІ. Первичное усвоение новых знаний.
ІV. Закреп-ление.
V. Рефлекция.
VІ.Подведение итога урока.
VІІ. Д/э:
|
Индивидуальная работа.
Взаимопроверка.
Групповая работа.
|
1. Приветствует учащихся и гостей, объявляет тему урока, настраивает учащихся на успех.
2. Опрос пройденной темы:
Перечислите щелочные металлы. Почему они так называются?
Каковы особенности строения атомов щелочных металлов?
Какова степень окисления щелочного металла в соединении? Почему?
Каковы физические свойства щелочных металлов?
Какой из щелочных металлов наиболее активен и почему?
Какие реакции характерны для щелочных металлов?
Какие оксиды и пероксиды получаются при окислении щелочных металлов?
Как окрашивают пламя атомы и ионы щелочных металлов?
Какие химические связи образуют щелочные металлы с неметаллами?
Как можно получить щелочные металлы?
Где применяются щелочные металлы?
3. Графический диктант.
4. Деление на группы. (По формулам соединении натрия и калия)
Новая тема.
5. Прежде чем начать урок, я хочу вам загадать черный ящик.
В чёрном ящике находится металл (натрий и калий). По наводящим вопросам, на которые учитель может отвечать только “да” или “нет”, попробуйте отгадать, что за вещество в чёрном ящике.
( Ответ: Натрий и калий)
Почему натрий и калий- изучаем вместе? Потому что они...
Металлы-братья
|
Н Натрий и калий можно назвать если и не металлами-близнецами, то уж
наверняка металлами-братьями. И тот и другой относятся к щелочным
металлам, и тот и другой имеют нечетные номера, занимая соседние клет
ки в таблице Менделеева, правда, в разных периодах; и тот и другой были открыты одновременно блестящим химиком Гемфри Дэви в 1807 году путем электролиза щелочей. И натрий и калий совершенно необходимы организмам и явля
ются важнейшими металлами жизни. Но так как их действие взаимообус-
ловлено, то говоря об одном из них, нельзя забывать и про другой.
Натрий и калий относятся к активнейшим металлам
|
С одной стороны - это новый материал, а с другой стороны - изучение этого материала тесно соприкасается с ранее изученной теорией в 8-9 классов. Поэтому предлагаю построить урок как экскурсию, путешествие по стране химии, а именно по области щелочных металлов и их соединений.
Ребята, в ходе экскурсии вы будете и экскурсоводами и экскурсантами. Ответственным за работу экскурсоводов будет главный консультант, он внимательно слушает ответы, оценивает их, анализирует, и если экскурсовод не может ответить на заданный вопрос и другие учащиеся тоже, то тогда отвечает главный консультант.
Итак, начнем урок-экскурсию. На столах лежит план нашей экскурсии. Каждый раздел плана - это лаборатория, которая занимается изучением данного вопроса.
Ну что ж, первая лаборатория, в которую мы попадаем - это, конечно же, лаборатория по изучению строения натрия и калия. Кто будет экскурсоводом в этой лаборатории?
1 лаборатория- изучает строение Na, К
- 2 лаборатория- изучает получение Na, К
- 3 лаборатория-изучает свойства Na, К
- 4 лаборатория- изучает применение Na, К
Вот мы посетили все лаборатории. В какой лаборатории вам понравилось больше всего. Напишите на стикерах. Оценование работы группы.
6. Закрепление:
А) Решение задач разноуровненвых задач:
А-уровень. Сколько моль оксида меди получится при полном окислении 3 моль меди?
В-уровень . К раствору, содержащему 21,3 грамм нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 8 грамм гидроксида натрия, определите массу полученного осадка.
С-уровень. 4,5 г сплава меди с магнием растворили в соляной кислоте. Объём выделившегося водорода составил 3,36 л (н.у.). Какова массовая доля магния в сплаве.
Проверяем задачи по критериям. (приложение)
Рефлекция «Дерево успеха»
Консультанты подсчитывают баллы.
Оценование учащихся: Формативное и суммативное (по оценочному листу)
§ 23 8 упражнение.
|
Слушает учителя и внутренне настраивается на работу
Активно отвечают на вопросы.
Пишут графический диктант.
Делятся на группы по карточкам, на которых написаныформулы соединении натрия и калия.
Отгалывают что в черном ящике, задавая вопросы, на которые учитель может ответить да или нет.
Краткий рассказ экскурсовода - это подгруппа лития Li.Na. K.Rb. Fr. Cs. Эти элементы находятся в 1-ой группе главной подгруппе, высшая постоянная валентность равна 1, на наружном энергоуровне 1 e, который слабо притягивается к ядру, поэтому атомы щелочных металлов легко его отдают, проявляя степень окисления +1. Это s-элементы. Простые вещества этих элементов называются щелочными металлами. Молекулы щелочных металлов одноатомные, щелочные металлы сильные восстановители, типичные элементы-металлы.
Вопросы к экскурсоводу:
1. Почему щелочные металлы имеют одноатомные молекулы?
2. Какое соединение с кислородом образуют элементы подгруппы лития? Характер соединения.
В то время, когда экскурсовод ведет свой рассказ, на доске двое учащихся строят строение атомов металлов подгруппы лития. Это задание также повторяет класс.
Вывод: Выяснили строение атомов щелочных металлов, знаем, что они легко отдают электроны, очень химически активны. Помня все это, скажите: встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном состоянии или нет?
Теперь перейдем в лабораторию, которая занимается изучением физических свойств.
Кто здесь нас ознакомит с работой, которая ведется в данной лаборатории?(рассказ - в атомах щелочных металлов наблюдается металлическая кристаллическая решетка, а значит имеет место металлическая связь.
Строение кристаллической решетки и объясняет свойства щелочных металлов - металлический блеск, серый цвет, пластичность, электро и теплопроводимость и т.д.)
Вопросы:
1. Как изменяется прочность металлической связи от лития к цезию.
2. Какие из щелочных металлов наиболее часто используются.
А теперь перейдем в экспериментальную лабораторию, которая занимается изучением химических свойств металлов. Кто будет экскурсоводом в этой лаборатории?
Вопросы:
1. Какое общее свойство характерно всем приведенным реакциям?
2. Какое из веществ отдает электроны? Сколько отдается электронов?
Опыт № 1 2Na+2H2O=2NaOH+H2 NaОН-щелочь, т.к.фенолфталеин изменяет свою окраску на малиновую.
|