Неравнодушные люди
Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых
оживленных трасс Подмосковья – Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова
остановилась …(видео)
- Проанализируйте ситуацию :
- 1. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката?
- 2. Выскажите вашу оценку:
- А) действий и позиций тех, кто установил плакат;
- Б) тех, кто спокойно проезжал мимо;
- В) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги;
- Г) заявлений, сделанных в СМИ
Тема урока: Нации и межнациональные отношения
Работа в парах Вам предложено составить план по теме: «Межнациональные отношения» В соответствии с какими пунктами вы будете освещать данную тему
- Пункты плана
- 1. Что такое (понятие, определение..)
- 2. Причины возникновения (подходы к определению понятия, теории происхождения, взгляды мыслителей…)
- а)
- б)
- 3. Характерные черты (признаки, особенности)
- а)
- б)
- 4. Функции
- 5. Типы (виды, форма, структура, критерии..)
- 6. Значение (роль, последствия, тенденции…)
- 7. Особенности (проблемы, традиции…) в современном обществе (мире)
- 8. Пути решения
- А еще вы узнаете: о ст Карымская, о регионе Даурия,
- и о том, кому поставили памятник перед Кафедральным
- Собором Казанской иконы Божьей Матери в Чите
- и кому должны были поставить
Прочитайте высказывания. На какие 2 группы можно их разделить Какие тенденции национальных отношений в них выделены?
- К Маркс: «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».
- 2. Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».
3. Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
4. А. Эйнштейн: «Национализм – детская болезнь, корь человечества»
5. Петр 1: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».
6. М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все»
ТЕНДЕНЦИИ
в межнациональных отношениях
Составьте схему, учебник стр. 86
ТЕНДЕНЦИИ
в межнациональных отношениях
Интеграция
Постепенное объединение этносов
Дифференциация
Разъединение,противостояние различных этносов
ФОРМЫ
проявления
- Экономические и политические союзы
- Национализм
- Транснациональные корпорации
- Международные культурные центры
- Протекционизм в экономике
- Взаимопроникновение религий, культур
- Религиозный фанатизм
- Самоизоляция в целом
- идеологии расизм а и шовинизма
Задание в парах
Распределите на две группы представленные формы
ФОРМЫ
Формы интеграции:
- Экономические и политические союзы
- Транснациональные корпорации
- международные культурные центры
- Взаимопроникнов.
религий, культур
Формы дифференциации:
- религиозный фанатизм
- национализм
- протекционизм в экономике
- самоизоляция в целом
- идеологии расизм а и шовинизма.
«Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума»
Переведите высказывание на обществоведческий язык. В чем смысл высказывания. Помощь: стр 87
Участие России в интеграционных процессах
Задание на оценку
Опишите межэтнические отношения опираясь на схему, заполняя пропуски
… ЦИИ
в межнациональных отношениях
?
Интеграция
ФОРМЫ
Религиозный …
… в экономике
?
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Межнациональные конфликты
Задание: определите причины межнациональных конфликтов (учебник, стр. 88-89)
1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне
2. культурно-языковые – недостаточное использование языка и культуры в общ. жизни ( права русских в Прибалтике)
3. этнодемографические ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти
4. экологические
5. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)
6. исторические - прошлые обиды (депортация народов в годы Великой Отечественной войны)
7. Конфессиональные
- Шовинизм Дискриминация Холокост Сепаратизм
- Апартеид Сегрегация Геноцид Национализм
Типы межнациональных конфликтов:
- 1. государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)
- 2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)
- 3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)
- 4. социальнопсихологический —прав человека (права русских в Прибалтике
ТЕНДЕНЦИИ
в межнациональных отношениях
Дифференциация
Интеграция
ФОРМЫ
Конфликт
типы
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
я
я
Вопрос для размышления :
Работа в группе
- Какими путями, на ваш взгляд, можно урегулировать межнациональный конфликт
Пути разрешения национальных конфликтов
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Задание: определите пути решения национального конфликта.
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
- Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
- Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
- Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Домашняя работа
1 .Привести по одному примеру межнац конфликта. Указать причины конфликта, его тип.
2 . Учить термины
Тест проверь себя:
1.Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также единством религиозных представлений, обрядов, -это
1) Народность 2) племя
3) нация 4) национальность
Тест проверь себя:
2.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением
одного, относятся к межнациональному сотрудничеству
1) взаимовыгодные интересы
2) экономические связи и отношения
3) шовинизм
4)кооперация
5) межнациональные браки
Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.
Ответ:___________________________________
Тест проверь себя:
3.К формам межнационального сотрудничества не относится
1) открытие совместных предприятий
2) проведение спортивных соревнований
3) осуществление обмена материальными ценностями
4) распространение печатной продукции, содержащий пропаганду расовой нетерпимости
Тест проверь себя:
4.Верны ли суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов.
А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится запрет национальной розни в любой её форме
Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится политика насаждения единой культуры, религии, языка.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тест проверь себя:
5.К причинам межнациональных конфликтов относится (-ятся)
1) стремление к созданию новых государств
2) территориальный спор
3) геноцид одного народа в отношении другого
4) все перечисленное