СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нации и межнациональные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нации и межнациональные отношения. Презентация для проведения урока в 11 классе.Видео "Неравнодушные люди" в папке "Видео"

 

Просмотр содержимого документа
«Нации и межнациональные отношения»

Неравнодушные люди Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья – Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась …(видео) Проанализируйте ситуацию : 1. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? 2. Выскажите вашу оценку: А) действий и позиций тех, кто установил плакат; Б) тех, кто спокойно проезжал мимо; В) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; Г) заявлений, сделанных в СМИ

Неравнодушные люди

Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых

оживленных трасс Подмосковья – Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова

остановилась …(видео)

  • Проанализируйте ситуацию :
  • 1. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката?
  • 2. Выскажите вашу оценку:
  • А) действий и позиций тех, кто установил плакат;
  • Б) тех, кто спокойно проезжал мимо;
  • В) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги;
  • Г) заявлений, сделанных в СМИ
Тема урока:  Нации и межнациональные отношения

Тема урока: Нации и межнациональные отношения

Работа в парах  Вам предложено составить план по теме: «Межнациональные  отношения» В соответствии с какими пунктами вы будете освещать  данную тему Пункты плана 1. Что такое (понятие, определение..) 2. Причины возникновения (подходы к определению понятия, теории происхождения, взгляды мыслителей…) а) б) 3. Характерные черты (признаки, особенности) а) б) 4. Функции 5. Типы (виды, форма, структура, критерии..) 6. Значение (роль, последствия, тенденции…) 7. Особенности (проблемы, традиции…) в современном обществе (мире) 8. Пути решения А еще вы узнаете: о ст Карымская, о регионе Даурия, и о том, кому поставили памятник перед Кафедральным Собором Казанской иконы Божьей Матери в Чите и кому должны были поставить

Работа в парах Вам предложено составить план по теме: «Межнациональные отношения» В соответствии с какими пунктами вы будете освещать данную тему

  • Пункты плана
  • 1. Что такое (понятие, определение..)
  • 2. Причины возникновения (подходы к определению понятия, теории происхождения, взгляды мыслителей…)
  • а)
  • б)
  • 3. Характерные черты (признаки, особенности)
  • а)
  • б)
  • 4. Функции
  • 5. Типы (виды, форма, структура, критерии..)
  • 6. Значение (роль, последствия, тенденции…)
  • 7. Особенности (проблемы, традиции…) в современном обществе (мире)
  • 8. Пути решения
  • А еще вы узнаете: о ст Карымская, о регионе Даурия,
  • и о том, кому поставили памятник перед Кафедральным
  • Собором Казанской иконы Божьей Матери в Чите
  • и кому должны были поставить
Прочитайте высказывания. На какие 2 группы можно их разделить  Какие тенденции национальных отношений в них выделены? К Маркс: «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».  2. Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами». 3. Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». 4. А. Эйнштейн: «Национализм – детская болезнь, корь человечества» 5. Петр 1: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». 6. М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все»

Прочитайте высказывания. На какие 2 группы можно их разделить Какие тенденции национальных отношений в них выделены?

  • К Маркс: «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные цепи».
  • 2. Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».

3. Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

4. А. Эйнштейн: «Национализм – детская болезнь, корь человечества»

5. Петр 1: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».

6. М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все»

ТЕНДЕНЦИИ  в межнациональных отношениях Составьте схему, учебник стр. 86

ТЕНДЕНЦИИ

в межнациональных отношениях

Составьте схему, учебник стр. 86

ТЕНДЕНЦИИ  в межнациональных отношениях Интеграция Постепенное объединение этносов  Дифференциация Разъединение,противостояние различных этносов ФОРМЫ проявления Экономические и политические союзы Национализм Транснациональные корпорации Международные культурные центры Протекционизм в экономике Взаимопроникновение религий, культур Религиозный фанатизм Самоизоляция в целом  идеологии расизм а и шовинизма Задание в парах Распределите на две группы представленные формы

ТЕНДЕНЦИИ

в межнациональных отношениях

Интеграция

Постепенное объединение этносов

Дифференциация

Разъединение,противостояние различных этносов

ФОРМЫ

проявления

  • Экономические и политические союзы
  • Национализм
  • Транснациональные корпорации
  • Международные культурные центры
  • Протекционизм в экономике
  • Взаимопроникновение религий, культур
  • Религиозный фанатизм
  • Самоизоляция в целом
  • идеологии расизм а и шовинизма

Задание в парах

Распределите на две группы представленные формы

ФОРМЫ Формы интеграции: Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации международные культурные центры Взаимопроникнов.  религий, культур Формы  дифференциации: религиозный фанатизм национализм протекционизм в экономике самоизоляция в целом  идеологии расизм а и шовинизма.   «Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума»  Переведите высказывание на обществоведческий язык. В чем смысл высказывания. Помощь: стр 87

ФОРМЫ

Формы интеграции:

  • Экономические и политические союзы
  • Транснациональные корпорации
  • международные культурные центры
  • Взаимопроникнов.

религий, культур

Формы дифференциации:

  • религиозный фанатизм
  • национализм
  • протекционизм в экономике
  • самоизоляция в целом
  • идеологии расизм а и шовинизма.

«Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума»

Переведите высказывание на обществоведческий язык. В чем смысл высказывания. Помощь: стр 87

Участие России в интеграционных процессах

Участие России в интеграционных процессах

Задание на оценку Опишите межэтнические отношения опираясь на схему, заполняя пропуски … ЦИИ  в межнациональных отношениях ? Интеграция ФОРМЫ Религиозный … … в экономике ? ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Задание на оценку

Опишите межэтнические отношения опираясь на схему, заполняя пропуски

ЦИИ

в межнациональных отношениях

?

Интеграция

ФОРМЫ

Религиозный …

… в экономике

?

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Межнациональные конфликты

Межнациональные конфликты

 Задание: определите причины межнациональных конфликтов  (учебник, стр. 88-89)   1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне 2. культурно-языковые –  недостаточное использование языка и культуры в общ. жизни ( права русских в Прибалтике) 3. этнодемографические ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти 4. экологические 5. этнотерриториальный (Нагорный Карабах) 6. исторические - прошлые обиды (депортация народов в годы Великой Отечественной войны) 7. Конфессиональные  Шовинизм  Дискриминация   Холокост Сепаратизм   Апартеид   Сегрегация   Геноцид Национализм

Задание: определите причины межнациональных конфликтов (учебник, стр. 88-89)

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне

2. культурно-языковые – недостаточное использование языка и культуры в общ. жизни ( права русских в Прибалтике)

3. этнодемографические ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти

4. экологические

5. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)

6. исторические - прошлые обиды (депортация народов в годы Великой Отечественной войны)

7. Конфессиональные

  • Шовинизм Дискриминация   Холокост Сепаратизм  
  • Апартеид   Сегрегация   Геноцид Национализм
Типы межнациональных конфликтов:   1. государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия) 2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах) 3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти) 4. социальнопсихологический —прав человека (права русских в Прибалтике

Типы межнациональных конфликтов:

  • 1. государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)
  • 2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)
  • 3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)
  • 4. социальнопсихологический —прав человека (права русских в Прибалтике
ТЕНДЕНЦИИ  в межнациональных отношениях Дифференциация  Интеграция ФОРМЫ Конфликт типы ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

ТЕНДЕНЦИИ

в межнациональных отношениях

Дифференциация

Интеграция

ФОРМЫ

Конфликт

типы

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

я я

я

я

Вопрос для размышления : Работа в группе Какими путями, на ваш взгляд, можно урегулировать межнациональный конфликт

Вопрос для размышления :

Работа в группе

  • Какими путями, на ваш взгляд, можно урегулировать межнациональный конфликт
Пути разрешения национальных конфликтов ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Пути разрешения национальных конфликтов

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

    Задание: определите пути решения национального конфликта. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп; Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров; Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Задание: определите пути решения национального конфликта.

  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
  • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
  • Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
  • Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Домашняя работа 1 .Привести по одному примеру межнац конфликта. Указать причины конфликта, его тип. 2 . Учить термины  

Домашняя работа

1 .Привести по одному примеру межнац конфликта. Указать причины конфликта, его тип.

2 . Учить термины

 

Тест проверь себя: 1.Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также единством религиозных представлений, обрядов, -это 1) Народность 2) племя  3) нация 4) национальность

Тест проверь себя:

1.Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также единством религиозных представлений, обрядов, -это

1) Народность 2) племя

3) нация 4) национальность

Тест проверь себя: 2.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к межнациональному сотрудничеству 1) взаимовыгодные интересы 2) экономические связи и отношения 3) шовинизм 4)кооперация 5) межнациональные браки Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда. Ответ:___________________________________

Тест проверь себя:

2.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением

одного, относятся к межнациональному сотрудничеству

1) взаимовыгодные интересы

2) экономические связи и отношения

3) шовинизм

4)кооперация

5) межнациональные браки

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Ответ:___________________________________

Тест проверь себя: 3.К формам межнационального сотрудничества не относится 1) открытие совместных предприятий 2) проведение спортивных соревнований 3) осуществление обмена материальными ценностями 4) распространение печатной продукции, содержащий пропаганду расовой нетерпимости

Тест проверь себя:

3.К формам межнационального сотрудничества не относится

1) открытие совместных предприятий

2) проведение спортивных соревнований

3) осуществление обмена материальными ценностями

4) распространение печатной продукции, содержащий пропаганду расовой нетерпимости

Тест проверь себя: 4.Верны ли суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов. А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится запрет национальной розни в любой её форме Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится политика насаждения единой культуры, религии, языка. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тест проверь себя:

4.Верны ли суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов.

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится запрет национальной розни в любой её форме

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится политика насаждения единой культуры, религии, языка.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест проверь себя: 5.К причинам межнациональных конфликтов относится (-ятся) 1) стремление к созданию новых государств 2) территориальный спор 3) геноцид одного народа в отношении другого 4) все перечисленное

Тест проверь себя:

5.К причинам межнациональных конфликтов относится (-ятся)

1) стремление к созданию новых государств

2) территориальный спор

3) геноцид одного народа в отношении другого

4) все перечисленное


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!