Национальные и мировые культурно - ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин

Категория: Русский язык

ГУ «Аулиекольская вечерняя средняя общеобразовательная  школа отдела образования  акимата  Аулиекольского района»

 

 

Доклад «Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин»

 

 

                               Подготовила: учитель русского языка и литературы                                                             Жумабаева Ментай Алпысбайкызы

 

 

 

с. Аулиеколь     2016 год    

План доклада:

1. Введение.                                                                                               

2. Национальные и мировые культурно – ценностные ориентиры школьного образования.                                    

3. Роль учителя в обучении и воспитании культурно – ценностным ориентирам на уроках филологических дисциплин.

4.Роль филологических дисциплин в формировании культурно-ценностных ориентиров подрастающего поколения.       

5. Список литературы.                                                                                        

 

«Насколько богата и многогранна история, настолько многоаспектно познание» Н.А. Назарбаев 

«Мы должны стать нацией с общими ценностями, с гармоничной языковой средой, то есть нацией, не обращенной в прошлое, а устремленной в будущее» Н.А. Назарбаев 

«Каким бы несметным ни было материальное богатство, оно рано или поздно исчерпывается. Есть только одно богатство, которое никогда не истощается, а с течением времени, напротив, растет и умножается, — это знание. Источник же этого богатства — школа» Н.А. Назарбаев 

1. ВВЕДЕНИЕ.

Долгосрочные интересы Казахстана, как и любой страны, направлены на сохранение своей самобытности в мировом сообществе, обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого демократического развития. Их суть сводится к трем содержательным блокам: процветание народа, защита и обустройство территории его проживания, сохранение и развитие национальной культуры. С точки зрения универсальных ценностных ориентиров развития страна сделала стратегический выбор: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. Ключевым элементом системы ценностей в Конституции Республики Казахстан провозглашен человек. Его права и свободы определены как высшая ценность. В числе национальных ценностей Казахстана, определенных Конституцией, находятся: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание Казахстана; ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. В Посланиях Президента Республики Казахстан подчеркивается важная роль таких ценностей, как безопасность, свобода, благосостояние, государственность, законность, человечность, гражданственность, достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость. Эта система национальных ценностей способна стать жизненным ориентиром, их современным мировоззрением. Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию. Перед нами стоит актуальная проблема современности - необходимость углубленного осмысления феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, в том числе и образовательной среды, и необходимостью воспитывать человека культуры. Указанная проблема образования обусловлена сложившимися социальными условиями, особенностями исторического развития страны, неоднократной сменой фоновых знаний носителей русского языка. Приходится констатировать, что часть учителей-предметников, понимая близость и родство культуры и образования, не могут в полной мере обеспечить в образовательном процессе действие культурных механизмов. Кроме того, часть учащихся и их семей имеют слабое представление о традиционных ценностях отечественной культуры, что порождает бездуховность, иждивенчество, потребительство, безответственность. Решение названной проблемы мы связываем с пониманием образования как важнейшего компонента культуры и основного канала для ее передачи подрастающему поколению, осознанием обучения языку не только как средству накопления знаний и формирования необходимых умений и навыков учащихся, но и как средству становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.

 

 

1.    Национальные и мировые культурно – ценностные ориентиры  школьного образования

     Национальные и мировые культурно – ценностные ориентиры - компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Задачи поиска оптимальных путей формирования ценностных ориентиров личности были актуальны во все времена во всем мире. Особую остроту и необходимость они приобретают в моменты смены значимых приоритетов общества. Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется. Меняется модель поведения и ценностные ориентиры современного общества. Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации определенных целей и задач образования:                                                                                                                       •    Оптимальное развитие каждого учащегося на основе педагогической поддержки и его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности; •    Обеспечение качественного образования на основе дифференциации обучения; •    Формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики; •    Формирование учебной деятельности учащихся: умения учиться, наличия развитых познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств.

Национальные и мировые культурно - ценностные ориентиры современного общества конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования:           •    Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий; •    Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; •    Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); •    Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения.  В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельный подход. Образование является фундаментом последующего периода жизни. Это касается формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Современные ценностные ориентиры образования призваны решать главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов. Умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результаты. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространять общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ - компетентности учащихся. При определении стратегических задач, должны учитываться индивидуальные особенности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышления, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.

2.    Роль учителя в обучении и воспитании культурно – ценностным ориентирам

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.  Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешного развития как личности, так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана. Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.  Учителя должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых казахстанцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В настоящее время в методике преподавания филологическим дисциплинам отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения языку ознакомить учащихся с культурой Казахстана, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории Казахстана, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа. Школа, образование, в целом национальная система образования призваны выполнять функцию «ценностного наследования», формирования «корневого человека» по П. А. Флоренскому и соответственно исторического достоинства нации, народа, их иммунитета против чуждых ценностей и идеологий.  Успешность образовательного процесса связана и с активной позицией учителя, выбора им условий и методик обучения, использованием здоровьесберегающих технологий, применением в обучении образовательных технологий. Культуроведческий аспект - это как важное направление современной методики, представляющее собой совокупность теоретических положений, практических наработок, экспериментальных исследований, позволяющих учителю стать Посредником между Учеником, с одной стороны, Культурой и Языком - с другой, а учащимся приобщиться к культуре народа, воспринять, эмоционально пережить и присвоить базовые ценности национального и общечеловеческого характера, которые, включаясь в структуру личности, становятся ценностным базальным образованием и созидают человеческое в человеке. Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения языкам с целью формирования культуроведческой компетенции школьников не разработана в методике преподавания филологическим дисциплинам, не определены конкретные средства, формы, методы трансляции культурной информации. Школьный курс изучения языкам сегодня не способен в полной мере соответствовать когнитивным и духовно-нравственным запросам личности, возникающим у нее в период активной социализации. Данный факт подтверждается тем, что современные учебники, а именно, представленный в них дидактический языковой материал, практически не решают задачу познания учащимися ценностей общества сквозь призму языка; не разработана система упражнений и заданий, целенаправленно реализующая ценностный поход к обучению языку. Таким образом, можно утверждать, что потребность учащихся в ценностном опыте предыдущего поколения, отсутствие дидактических средств, необходимых при формировании ценностного отношения к языку, родной стране, ее истории и традициям, являются предпосылками для создания в современной методической науке и школьной практике единой ценностно-ориентированной системы обучения языку, основанной на учете закономерностей усвоения родного языка и построенной в рамках инновационных научных подходов к обучению речи.

Задача учителя - словесника:  - исследовать процессы, которые происходят в образовании, в лингвистике, в методике преподавания языка на современном этапе; - выявить потенциальные возможности программ, учебников, дидактических материалов и пособий по филологическим дисциплинам при обучении школьников в аспекте культуры; - построить модель обучения языку в аспекте культуры; - осмыслить процесс обучения и воспитания на уроках филологических дисциплин с ценностных позиций и выявить феноменальные явления культуры, которые могут являться средствами приобщения учащихся к ценностям культуры на уроках языка, определить принципы и критерии их отбора. Нужно построить трехмерную модель обучения школьников языку, соединяющая три базовых вектора - языковую систему, отечественную культуру и личность учащихся, что позволит увидеть закономерность и необходимость возникновения в образовательном пространстве культуроведческого фона, на котором происходит обучение, воспитание, развитие личности и передача от учителя ученикам культурного наследства. Культуроведческий фон возникает при кропотливой, целенаправленной работе учителя - доброго друга, учителя - внимательного собеседника, учителя - опытного помощника, что позволит разработать культурно-ориентированную концепцию обучения языку учащихся средних классов школы, которая сочетает целевую установку обучения, средства и условия достижения цели, а также прогнозируемый результат обучения. 

4. Роль филологических дисциплин в формировании культурно-ценностных  ориентиров подрастающего поколения

    Во многих сферах общественной жизни ныне растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. В современном мире устное и письменное слово не только не теряют своего значения, но, даже наоборот, остаются важнейшим каналом и средством общения, усиливаются и другие его функции. Например, через слово происходит манифестация власти и административных полномочий, утверждается социальный статус личности, громадно значение слова при межкультурных коммуникациях, в случаях обращения тех или иных управленческих или властных структур к общественности, а также в сфере политики. Недаром есть хрестоматийное утверждение: кто владеет словом, тот обладает властью. Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения, какими являются, например, английский и русский языки.               Современные казахстанские дети в основном билингвальны, и поэтому преподавание филологических дисциплин должно быть взаимосвязанным. Гораздо проще ребенку понять смысл бытовых сказок русского народа, если провести параллель с казахскими сказками об Алдаре Косе. Невозможно понять всю красоту и стройность речи шекспировских героев, не прочитав хотя бы отрывок на языке оригинала. Кроме того, дети нового поколения открыты и восприимчивы, у них отсутствует шаблонное мышление, они стремятся не только получать новые множественные знания, но и стараются анализировать и сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Поэтому перед учителем стоит задача направить ребенка и создать условия, когда получение знаний станет увлекательным процессом, а не тяжкой обязанностью.  В процессе изучения у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Учителя - филологи в своей работе долджны постоянно взаимодействовать: проводить интегрированные уроки, давать задания сопоставительного характера, организовывать мероприятия, где учащиеся смогут не только делиться полученными знаниями, но и применять их на практике. Таким образом, знания в области филологии остаются базовыми для формирования современного культурного человека, живущего в демократическом открытом обществе. Именно филология, знание языков и литератур разных народов позволяет человеку пребывать и развиваться на нескольких культурных уровнях: на уровне этнической, национальной культуры, культуры отдельной страны, а также иметь доступ к мировым культурным процессам. В результате создаются условия для формирования толерантной личности, то есть личности, обладающей необходимой широтой знаний в области родной и других культур и с терпимостью, пониманием и уважением относящейся к этим иным культурам и народам, ее носителям. Это особенно актуально для современного Казахстана, населенного многими народами, имеющими свои самобытные культурные традиции и особенности развития.

 

 

 

 

 

 

5. Список литературы  1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования // Советская педагогика.-1981.-№8. С.61-69. 2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. - №1. - С.80-89. 3. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: На материале пед. класса лицея: Дис . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997, - 195 С. 4. Бессонов Е.Г. "Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи" (Санкт-Петербург, 2013г.) 5.Абдигалиева Г.К.  "Ценностные ориентиры казахстанской культуры" (2014г.) 6. Ш.М. Шуиншина "Основные приоритеты развития филологического образования Казахстана" (доклад , Астана, 2015г.)

Просмотр содержимого документа
«Национальные и мировые культурно - ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин»


ГУ «Аулиекольская вечерняя средняя общеобразовательная школа отдела образования акимата Аулиекольского района»






Доклад

«Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин»






Подготовила: учитель русского языка и литературы

Жумабаева Ментай Алпысбайкызы









с. Аулиеколь

2016 год



План доклада:


1. Введение.


2. Национальные и мировые культурно – ценностные ориентиры школьного образования.


3. Роль учителя в обучении и воспитании культурно – ценностным ориентирам на уроках филологических дисциплин.


4.Роль филологических дисциплин в формировании культурно-ценностных ориентиров подрастающего поколения.


5. Список литературы.




«Насколько богата и многогранна история, настолько многоаспектно познание»

Н.А. Назарбаев


«Мы должны стать нацией с общими ценностями, с гармоничной языковой средой, то есть нацией, не обращенной в прошлое, а устремленной в будущее»

Н.А. Назарбаев



«Каким бы несметным ни было материальное богатство, оно рано или поздно исчерпывается. Есть только одно богатство, которое никогда не истощается, а с течением времени, напротив, растет и умножается, — это знание. Источник же этого богатства — школа»

Н.А. Назарбаев



1. ВВЕДЕНИЕ.


Долгосрочные интересы Казахстана, как и любой страны, направлены на сохранение своей самобытности в мировом сообществе, обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого демократического развития. Их суть сводится к трем содержательным блокам: процветание народа, защита и обустройство территории его проживания, сохранение и развитие национальной культуры.

С точки зрения универсальных ценностных ориентиров развития страна сделала стратегический выбор: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. Ключевым элементом системы ценностей в Конституции Республики Казахстан провозглашен человек. Его права и свободы определены как высшая ценность. В числе национальных ценностей Казахстана, определенных Конституцией, находятся: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание Казахстана; ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества. В Посланиях Президента Республики Казахстан подчеркивается важная роль таких ценностей, как безопасность, свобода, благосостояние, государственность, законность, человечность, гражданственность, достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость. Эта система национальных ценностей способна стать жизненным ориентиром, их современным мировоззрением.

Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Перед нами стоит актуальная проблема современности - необходимость углубленного осмысления феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, в том числе и образовательной среды, и необходимостью воспитывать человека культуры.

Указанная проблема образования обусловлена сложившимися социальными условиями, особенностями исторического развития страны, неоднократной сменой фоновых знаний носителей русского языка. Приходится констатировать, что часть учителей-предметников, понимая близость и родство культуры и образования, не могут в полной мере обеспечить в образовательном процессе действие культурных механизмов. Кроме того, часть учащихся и их семей имеют слабое представление о традиционных ценностях отечественной культуры, что порождает бездуховность, иждивенчество, потребительство, безответственность.

Решение названной проблемы мы связываем с пониманием образования как важнейшего компонента культуры и основного канала для ее передачи подрастающему поколению, осознанием обучения языку не только как средству накопления знаний и формирования необходимых умений и навыков учащихся, но и как средству становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.






  1. Национальные и мировые культурно – ценностные ориентиры

школьного образования


Национальные и мировые культурно ценностные ориентиры - компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Задачи поиска оптимальных путей формирования ценностных ориентиров личности были актуальны во все времена во всем мире. Особую остроту и необходимость они приобретают в моменты смены значимых приоритетов общества.

Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется. Меняется модель поведения и ценностные ориентиры современного общества. Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации определенных целей и задач образования:                                                                                                                      

  • Оптимальное развитие каждого учащегося на основе педагогической поддержки и его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности;

  • Обеспечение качественного образования на основе дифференциации обучения;

  • Формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики;

  • Формирование учебной деятельности учащихся: умения учиться, наличия развитых познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств.


Национальные и мировые культурно - ценностные ориентиры современного общества конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования: 

  • Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельный подход. Образование является фундаментом последующего периода жизни. Это касается формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Современные ценностные ориентиры образования призваны решать главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов. Умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результаты.

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространять общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ - компетентности учащихся. При определении стратегических задач, должны учитываться индивидуальные особенности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышления, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.



  1. Роль учителя в обучении и воспитании культурно – ценностным ориентирам


В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешного развития как личности, так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана. Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Учителя должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых казахстанцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

В настоящее время в методике преподавания филологическим дисциплинам отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения языку ознакомить учащихся с культурой Казахстана, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории Казахстана, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа. Школа, образование, в целом национальная система образования призваны выполнять функцию «ценностного наследования», формирования «корневого человека» по П. А. Флоренскому и соответственно исторического достоинства нации, народа, их иммунитета против чуждых ценностей и идеологий.

Успешность образовательного процесса связана и с активной позицией учителя, выбора им условий и методик обучения, использованием здоровьесберегающих технологий, применением в обучении образовательных технологий.

Культуроведческий аспект - это как важное направление современной методики, представляющее собой совокупность теоретических положений, практических наработок, экспериментальных исследований, позволяющих учителю стать Посредником между Учеником, с одной стороны, Культурой и Языком - с другой, а учащимся приобщиться к культуре народа, воспринять, эмоционально пережить и присвоить базовые ценности национального и общечеловеческого характера, которые, включаясь в структуру личности, становятся ценностным базальным образованием и созидают человеческое в человеке.

Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения языкам с целью формирования культуроведческой компетенции школьников не разработана в методике преподавания филологическим дисциплинам, не определены конкретные средства, формы, методы трансляции культурной информации.

Школьный курс изучения языкам сегодня не способен в полной мере соответствовать когнитивным и духовно-нравственным запросам личности, возникающим у нее в период активной социализации. Данный факт подтверждается тем, что современные учебники, а именно, представленный в них дидактический языковой материал, практически не решают задачу познания учащимися ценностей общества сквозь призму языка; не разработана система упражнений и заданий, целенаправленно реализующая ценностный поход к обучению языку.

Таким образом, можно утверждать, что потребность учащихся в ценностном опыте предыдущего поколения, отсутствие дидактических средств, необходимых при формировании ценностного отношения к языку, родной стране, ее истории и традициям, являются предпосылками для создания в современной методической науке и школьной практике единой ценностно-ориентированной системы обучения языку, основанной на учете закономерностей усвоения родного языка и построенной в рамках инновационных научных подходов к обучению речи.



Задача учителя - словесника:

- исследовать процессы, которые происходят в образовании, в лингвистике, в методике преподавания языка на современном этапе;

- выявить потенциальные возможности программ, учебников, дидактических материалов и пособий по филологическим дисциплинам при обучении школьников в аспекте культуры;

- построить модель обучения языку в аспекте культуры;

- осмыслить процесс обучения и воспитания на уроках филологических дисциплин с ценностных позиций и выявить феноменальные явления культуры, которые могут являться средствами приобщения учащихся к ценностям культуры на уроках языка, определить принципы и критерии их отбора.

Нужно построить трехмерную модель обучения школьников языку, соединяющая три базовых вектора - языковую систему, отечественную культуру и личность учащихся, что позволит увидеть закономерность и необходимость возникновения в образовательном пространстве культуроведческого фона, на котором происходит обучение, воспитание, развитие личности и передача от учителя ученикам культурного наследства.

Культуроведческий фон возникает при кропотливой, целенаправленной работе учителя - доброго друга, учителя - внимательного собеседника, учителя - опытного помощника, что позволит разработать культурно-ориентированную концепцию обучения языку учащихся средних классов школы, которая сочетает целевую установку обучения, средства и условия достижения цели, а также прогнозируемый результат обучения.


4. Роль филологических дисциплин в формировании культурно-ценностных

ориентиров подрастающего поколения


Во многих сферах общественной жизни ныне растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. В современном мире устное и письменное слово не только не теряют своего значения, но, даже наоборот, остаются важнейшим каналом и средством общения, усиливаются и другие его функции. Например, через слово происходит манифестация власти и административных полномочий, утверждается социальный статус личности, громадно значение слова при межкультурных коммуникациях, в случаях обращения тех или иных управленческих или властных структур к общественности, а также в сфере политики. Недаром есть хрестоматийное утверждение: кто владеет словом, тот обладает властью. Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения, какими являются, например, английский и русский языки.

Современные казахстанские дети в основном билингвальны, и поэтому преподавание филологических дисциплин должно быть взаимосвязанным. Гораздо проще ребенку понять смысл бытовых сказок русского народа, если провести параллель с казахскими сказками об Алдаре Косе. Невозможно понять всю красоту и стройность речи шекспировских героев, не прочитав хотя бы отрывок на языке оригинала. Кроме того, дети нового поколения открыты и восприимчивы, у них отсутствует шаблонное мышление, они стремятся не только получать новые множественные знания, но и стараются анализировать и сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Поэтому перед учителем стоит задача направить ребенка и создать условия, когда получение знаний станет увлекательным процессом, а не тяжкой обязанностью.

В процессе изучения у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Учителя - филологи в своей работе долджны постоянно взаимодействовать: проводить интегрированные уроки, давать задания сопоставительного характера, организовывать мероприятия, где учащиеся смогут не только делиться полученными знаниями, но и применять их на практике.

Таким образом, знания в области филологии остаются базовыми для формирования современного культурного человека, живущего в демократическом открытом обществе. Именно филология, знание языков и литератур разных народов позволяет человеку пребывать и развиваться на нескольких культурных уровнях: на уровне этнической, национальной культуры, культуры отдельной страны, а также иметь доступ к мировым культурным процессам. В результате создаются условия для формирования толерантной личности, то есть личности, обладающей необходимой широтой знаний в области родной и других культур и с терпимостью, пониманием и уважением относящейся к этим иным культурам и народам, ее носителям. Это особенно актуально для современного Казахстана, населенного многими народами, имеющими свои самобытные культурные традиции и особенности развития.















5. Список литературы

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования // Советская педагогика.-1981.-№8. С.61-69.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. - №1. - С.80-89.

3. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: На материале пед. класса лицея: Дис . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997, - 195 С.

4. Бессонов Е.Г. "Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи" (Санкт-Петербург, 2013г.)

5.Абдигалиева Г.К. "Ценностные ориентиры казахстанской культуры" (2014г.)

6. Ш.М. Шуиншина "Основные приоритеты развития филологического образования Казахстана" (доклад , Астана, 2015г.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей