Национальные, региональные и этнокультурные особенности при изучении математики и во внеурочной деятельности.
Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».
Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности существующего на данный момент типа культуры.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Использование национально-регионального компонента на уроке математики позволяет конкретизировать числовой материал, лучше представить его, формирует вычислительные навыки, познавательный интерес не только к математике, но и к другим предметам разных областей знаний, любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за место где мы живем.
В практике нашей школы можно выделить ряд этапов реализации национального, регионального и этнокультурного содержания: урочная деятельность, спецкурсы, экскурсии и внеурочная деятельность.
К урокам математики, я сама составляю такие задания и даю нестандартное домашнее задание детям (найти какие-то данные, сведения о Хакасии и составить задачу).
На уроках математики использую эти задания, которые могут быть включены в различные этапы урока при изучении таких тем, как «Обозначение и запись натуральных чисел», ««Арифметические действия с натуральными числами», «Проценты».
При изучении темы «Чтение и запись натуральных чисел» (5 класс).
Прочтите текст и запишите цифрами числа из текста.
1. Самый крупный заповедник республики Хакасия - «Хакасский», занимает площадь двести шестьдесят семь тысяч пятьсот шестьдесят пять гектар.
2. Дата образования республики Хакасия – третье июля одна тысяча девятьсот девяносто первого года.
3. Территория республики – шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят девять квадратных километров, а население Хакасии – пятьсот тридцать семь тысяч шестьсот шестьдесят человек.
4. В тысяча девятьсот семьдесят девятом году открыт кукольный театр «Сказка».
5. Длина реки Абакан выражена числом, в котором пять сотен один десяток и четыре единицы километров.
6. Общая протяженность рек в республике Хакасия выражена числом, в котором восемь единиц четвертого класса.
7. В Хакасии пятьсот озер и триста двадцать четыре реки.
8. Глубина Саяно-Шушенского водохранилища двести двадцать метров, площадью шестьсот двадцать один квадратный километр.
9. Протяженность железных дорог в республике – шестьсот сорок три километра, сухопутных – двести девяносто километров.
10. Флора Хакасии включает одну тысячу пятьсот двадцать шесть видов растений.
11. Количество стран, в которые Хакасия экспортирует свою продукцию равно двум единицам второго класса и пяти единицам первого класса. Запишите это число.
«Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс)
Хакасский кукольный театр «Сказка» был открыт в 1979 году, а краеведческий музей на пол века раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей?
Используя следующую таблицу, составь и реши различные задачи.
Озера Хакасии
Название | Площадь (км2) | Глубина (м) |
Шира | 32 | 16 |
Белё | 26 | 17 |
Чёрное | 26 | 3 |
Иткуль | 16 | 16 |
3. В лесах Хакасии живет много птиц. Вот некоторые из них: кукушка, глухарь, рябчик, тетерев. Самая крупная из них достигает массы 6 кг. Это не тетерев. Рябчик крупнее кукушки, но мельче тетерева. Назови птиц в порядке возрастания их массы.
От 100-200 г - ?
До 400 г - ?
До 1 кг - ?
До 6 кг - ?
4. Общая длина реки Чёрный Июс – 150 км. Это на 52 км длиннее реки Тёя и на 42 км короче реки Белый Июс. Река Абакан имеет длину 514 км. Поставь к задаче возможные вопросы и ответь на них.
5. По многим растениям Хакасии можно определять время без часов – по их цветам. Заполни следующую таблицу.
Цветы | Время открывания | Сколько времени открыт цветок | Время закрывания |
1.Шиповник | 4-5 утра | ? ч | 19-20 ч |
2.Мак | 5 ч утра | 10 ч | ? ч |
3.Осот огородный | ? ч | 6 ч | 23-24 ч |
4.Одуванчик | 5-6 ч утра | ? ч | 14-15 ч |
5.Кислица | ? ч | 8 ч | 17-18 ч |
6.Мать-и-мачеха | 9-10 ч утра | 8 ч | ? ч |
При изучении темы: «Проценты» (5 класс)
1. В республике Хакасия площадь, покрытая лесом, составляет 2538000 га. Кедр занимает 33 % площади лесов, ель и пихта – 22 %, сосна – 7 %, лиственница – 11 %, береза и сосна – 27 %. Сколько гектаров занимают хвойные породы деревьев на территории нашей республики? Какую площадь занимают лиственные породы деревьев?
2. Синица и скворец – одни из самых известных птиц Хакасии. Синица истребляет за 1 день до 6000 насекомых, что в 20 раз больше чем скворец поедает гусениц. Сколько гусениц в день уничтожает скворец? Ответ выразите в процентах.
3. Население Хакасии 537 668 человек. Городское население – 71 %, русские составляют 79 %, хакасы – 11 %. Сколько человек составляет городское население? Сколько русских и хакасов?
4. Количество озер в Хакасии около 1000. Около 500 озёр относятся к весьма крупным (площадь водной поверхности более 10 га), более 100 - соленые. Выразите в процентном соотношении количество озер?
При изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» (5 класс)
Записав данные в столбик, предлагаю преобразовать данные числа в метры и записать полученные числа.
1. От Абакана по железной дороге до Москвы 4054 км, Красноярска – 585 км, Иркутска – 1309 км, Новосибирска – 843 км, Хабаровска – 4660 км, Санкт-Петербурга – 4440 км, Владивостока – 5422 км, Новокузнецка – 390 км, Сочи – 4967 км, Кызыла – 450 км.
После изучения темы «Сложение и вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс)
Выполните действия. В прямоугольниках впишите буквы, соответствующие найденным ответам. Из букв составьте название самой высокой вершины (горы) Хакасии. Гора является частью хребта Сальджур, её высота составляет 2969,4 метра.
7
: 3
= __________________________________________________________
4
+ 1
= _________________________________________________
11
·1
= ________________________________________________________
11
- 5
= _________________________________________________________
7
- (1
+ 3
) = ___________________________________________________
(1
-
) ·6
= _____________________________________________________
(4
- 2
) :
= _____________________________________________________
__________________________________________________________
6,1 | 7 | 29 | 2,75 | 2 | 5  | 20 | 20,5 |
Ы | С | О | А | К | Л | З | В |
При изучении темы «Диаграммы» (6 класс)
1. Лось занесен в Красную книгу Хакасии. Постройте столбчатую диаграмму изменения массы лося с течением времени, если новорожденный лосенок имеет массу 10кг, в 1год – 180 кг, в 2,5 года – 282кг, в 3 года – 350 кг, в 4 года – 430 кг, взрослый достигает свыше 600 кг.
Отражение особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания образования находит место и во внеурочной деятельности школы. В продолжение этой работы во внеурочной деятельности – викторинах, вечерах, математических боях, когда все учащиеся живут темой готовящегося мероприятия, находят нужную литературу, готовят оформление стенда, газеты, сообщения, доклады, игры.
Несколько раз в школе проводили «Немецкое Рождество». Где все классы принимали участие: разучивали песни на немецком языке, изготавливали национальные украшения, блюда.
Весной проводили восточнославянский традиционный праздник «Масленица». Главными традиционными атрибутами которого являются сжигание чучела Масленицы, забавы, катания на санях, гулянья, блины и лепешки.
Учителя вместе с детьми постоянно участвуют в концертах в сельском доме культуры. Мы исполняем песни не только на русском, но и на хакасском, украинском языках.
Принимали также участие в районном фестивале «Новолетие»- праздник славянских народов. Наша школа представляла украинскую культуру. Во всех номинациях заняли призовые места.
Принимали участие в межрегиональном фестивале культуры российских немцев «Серебряный зонт», который проходил в Саяногорске. Наша школьница заняла 1-ое место за стихотворение на немецком языке.
Также принимали участие в республиканском конкурсе по разработке программы летнего оздоровительного лагеря при школе. Где также заняли
2-ое место с программой «Родная земля – Казачий край».
Таким образом, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты, а именно: развивает у детей эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию, позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности, даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Реализация национального, регионального и этнокультурного содержания позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.