СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальные, региональные и этнокультурные особенности при изучении математики и во внеурочной деятельности.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка задач по математике 5-6 класс с использованием национального и регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Национальные, региональные и этнокультурные особенности при изучении математики и во внеурочной деятельности.»



Национальные, региональные и этнокультурные особенности при изучении математики и во внеурочной деятельности.


Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа».

Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности существующего на данный момент типа культуры.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Использование национально-регионального компонента на уроке математики позволяет конкретизировать числовой материал, лучше представить его, формирует вычислительные навыки, познавательный интерес не только к математике, но и к другим предметам разных областей знаний, любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за место где мы живем.

В практике нашей школы можно выделить ряд этапов реализации национального, регионального и этнокультурного содержания: урочная деятельность, спецкурсы, экскурсии и внеурочная деятельность.

К урокам математики, я сама составляю такие задания и даю нестандартное домашнее задание детям (найти какие-то данные, сведения о Хакасии и составить задачу).

На уроках математики использую эти задания, которые могут быть включены в различные этапы урока при изучении таких тем, как «Обозначение и запись натуральных чисел», ««Арифметические действия с натуральными числами», «Проценты».



При изучении темы «Чтение и запись натуральных чисел» (5 класс).

Прочтите текст и запишите цифрами числа из текста.

1. Самый крупный заповедник республики Хакасия - «Хакасский», занимает площадь двести шестьдесят семь тысяч пятьсот шестьдесят пять гектар.

2. Дата образования республики Хакасия – третье июля одна тысяча девятьсот девяносто первого года.

3. Территория республики – шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят девять квадратных километров, а население Хакасии – пятьсот тридцать семь тысяч шестьсот шестьдесят человек.

4. В тысяча девятьсот семьдесят девятом году открыт кукольный театр «Сказка».

5. Длина реки Абакан выражена числом, в котором пять сотен один десяток и четыре единицы километров.

6. Общая протяженность рек в республике Хакасия выражена числом, в котором восемь единиц четвертого класса.

7. В Хакасии пятьсот озер и триста двадцать четыре реки.

8. Глубина Саяно-Шушенского водохранилища двести двадцать метров, площадью шестьсот двадцать один квадратный километр.

9. Протяженность железных дорог в республике – шестьсот сорок три километра, сухопутных – двести девяносто километров.

10. Флора Хакасии включает одну тысячу пятьсот двадцать шесть видов растений.

11. Количество стран, в которые Хакасия экспортирует свою продукцию равно двум единицам второго класса и пяти единицам первого класса. Запишите это число.



«Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс)

  1. Хакасский кукольный театр «Сказка» был открыт в 1979 году, а краеведческий музей на пол века раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей?

  2. Используя следующую таблицу, составь и реши различные задачи.

Озера Хакасии

Название

Площадь (км2)

Глубина (м)

Шира

32

16

Белё

26

17

Чёрное

26

3

Иткуль

16

16



3. В лесах Хакасии живет много птиц. Вот некоторые из них: кукушка, глухарь, рябчик, тетерев. Самая крупная из них достигает массы 6 кг. Это не тетерев. Рябчик крупнее кукушки, но мельче тетерева. Назови птиц в порядке возрастания их массы.

От 100-200 г - ?

До 400 г - ?

До 1 кг - ?

До 6 кг - ?



4. Общая длина реки Чёрный Июс – 150 км. Это на 52 км длиннее реки Тёя и на 42 км короче реки Белый Июс. Река Абакан имеет длину 514 км. Поставь к задаче возможные вопросы и ответь на них.

5. По многим растениям Хакасии можно определять время без часов – по их цветам. Заполни следующую таблицу.













Цветы

Время открывания

Сколько времени открыт цветок

Время закрывания

1.Шиповник

4-5 утра

? ч

19-20 ч

2.Мак

5 ч утра

10 ч

? ч

3.Осот огородный

? ч

6 ч

23-24 ч

4.Одуванчик

5-6 ч утра

? ч

14-15 ч

5.Кислица

? ч

8 ч

17-18 ч

6.Мать-и-мачеха

9-10 ч утра

8 ч

? ч



При изучении темы: «Проценты» (5 класс)

1. В республике Хакасия площадь, покрытая лесом, составляет 2538000 га. Кедр занимает 33 % площади лесов, ель и пихта – 22 %, сосна – 7 %, лиственница – 11 %, береза и сосна – 27 %. Сколько гектаров занимают хвойные породы деревьев на территории нашей республики? Какую площадь занимают лиственные породы деревьев?

2. Синица и скворец – одни из самых известных птиц Хакасии. Синица истребляет за 1 день до 6000 насекомых, что в 20 раз больше чем скворец поедает гусениц. Сколько гусениц в день уничтожает скворец? Ответ выразите в процентах.

3. Население Хакасии 537 668 человек. Городское население – 71 %, русские составляют 79 %, хакасы – 11 %. Сколько человек составляет городское население? Сколько русских и хакасов?

4. Количество озер в Хакасии около 1000. Около 500 озёр относятся к весьма крупным (площадь водной поверхности более 10 га), более 100 - соленые. Выразите в процентном соотношении количество озер?



При изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» (5 класс)

Записав данные в столбик, предлагаю преобразовать данные числа в метры и записать полученные числа.

1. От Абакана по железной дороге до Москвы 4054 км, Красноярска – 585 км, Иркутска – 1309 км, Новосибирска – 843 км, Хабаровска – 4660 км, Санкт-Петербурга – 4440 км, Владивостока – 5422 км, Новокузнецка – 390 км, Сочи – 4967 км, Кызыла – 450 км.



После изучения темы «Сложение и вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс)

Выполните действия. В прямоугольниках впишите буквы, соответствующие найденным ответам. Из букв составьте название самой высокой вершины (горы) Хакасии. Гора является частью хребта Сальджур, её высота составляет 2969,4 метра.





7 : 3 = __________________________________________________________




4 + 1 = _________________________________________________



11 ·1 = ________________________________________________________



11 - 5 = _________________________________________________________



7 - (1 + 3 ) = ___________________________________________________



(1 - ) ·6 = _____________________________________________________


(4 - 2 ) : = _____________________________________________________




__________________________________________________________




6,1


7


29


2,75


2



5


20

20,5

Ы

С

О

А

К

Л

З

В






При изучении темы «Диаграммы» (6 класс)

1. Лось занесен в Красную книгу Хакасии. Постройте столбчатую диаграмму изменения массы лося с течением времени, если новорожденный лосенок имеет массу 10кг, в 1год – 180 кг, в 2,5 года – 282кг, в 3 года – 350 кг, в 4 года – 430 кг, взрослый достигает свыше 600 кг.















Отражение особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания образования находит место и во внеурочной деятельности школы. В продолжение этой работы во внеурочной деятельности – викторинах, вечерах, математических боях, когда все учащиеся живут темой готовящегося мероприятия, находят нужную литературу, готовят оформление стенда, газеты, сообщения, доклады, игры.

Несколько раз в школе проводили «Немецкое Рождество». Где все классы принимали участие: разучивали песни на немецком языке, изготавливали национальные украшения, блюда.

Весной проводили восточнославянский традиционный праздник «Масленица». Главными традиционными атрибутами которого являются сжигание чучела Масленицы, забавы, катания на санях, гулянья, блины и лепешки.

Учителя вместе с детьми постоянно участвуют в концертах в сельском доме культуры. Мы исполняем песни не только на русском, но и на хакасском, украинском языках.

Принимали также участие в районном фестивале «Новолетие»- праздник славянских народов. Наша школа представляла украинскую культуру. Во всех номинациях заняли призовые места.

Принимали участие в межрегиональном фестивале культуры российских немцев «Серебряный зонт», который проходил в Саяногорске. Наша школьница заняла 1-ое место за стихотворение на немецком языке.

Также принимали участие в республиканском конкурсе по разработке программы летнего оздоровительного лагеря при школе. Где также заняли

2-ое место с программой «Родная земля – Казачий край».



Таким образом, для успешной  реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты, а именно: развивает у детей эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию, позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности, даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными. 

Реализация национального, регионального и этнокультурного содержания позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.