Тема урока : Национальная политика и народы России в XVIII в.
Цель урока: Выяснить, какие народы проживали на территории Российской империи во время правления Екатерины 2, характерные черты национальной и религиозной политики в изучаемый период.
Задачи:
• Выяснить, что было характерно для национальной и религиозной политики России во в/п XVIIIв
• Сравнить политику Екатерины II (по данным направлениям) с политикой предшествующего периода (эпоха дворцовых переворотов).
• Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: выделять главную мысль в тексте, структурировать текст; аргументировать свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать деятельность правителей и делать выводы.
Планируемые результаты: :
Предметные результаты: формировать понятийный аппарат, давать определения понятий «дворянство, унификация, толерантность, Новокрещенская контора», уметь выделять главное в тексте.
Метапредметные:
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладевать навыками самоконтроля, развивать навыки владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Уметь аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные : уметь самостоятельно определять цели своего обучения, задачи в учебе и познавательной деятельности, решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы, овладевать навыками самоконтроля, уметь систематизировать разные виды информации.
Познавательные: обосновывать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.
Личностные результаты: формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; воспитывать у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, критическое мышление, расширить представления о роли и значении личности в истории, понимание недопустимости дискриминации одного народа другим и т.д.
Основные понятия : Новокрещенская контора, старообрядцы, кубанское казачество, унификация, гетман, черта оседлости.
Оборудование: учебник ,рабочая тетрадь.
Тип урока: урок открытия нового знания
ХОД УРОКА
I . ОРГМОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План урока
1. Унификация управления на окраинах империи
2. Ликвидация украинского гетманства
3. Формирование кубанского казачества.
4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию
5. Религиозная политика
Целеполагание: самостоятельно сформулируйте цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:
Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить… понять…
Ответы учащихся
Главный вопрос урока: Россия XVIII в – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Что это значит? Аргументируйте.
Сегодня мы с вами выясним, что было характерно для национальной и религиозной политики Екатерины Великой. С какой позиции мы будем характеризовать нац. И религ. Политику Екатерины?
1. Унификация управления на окраинах империи
2. Ликвидация украинского гетманства
3. Формирование кубанского казачества.
Мы знаем, что при Екатерине II территория Российской империи увеличилась. Какие территории вошли в состав государства? (Северное Причерноморье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва)
Вспомните, в чём была особенность управления этих земель в эпоху дворцовых переворотов?
Как жилось крестьянам на этих землях?
(На этих территориях сохранялись некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а на украинских землях- даже элементы автономии: управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, а в городах еще было распространено Магдебургское право; укр. крестьяне сохраняли право перехода от одного помещика к другому)
Учитель: как вы думаете, устраивало ли такое положение дел Екатерину 2?
(Конечно же нет, еще в начале своего правления унифицировала органы управления и админ.-террит. деление Новгородское земли, Смоленска и Прибалтики.)
А теперь прочитайте название п1 (стр32). Найдите, что означает термин «унификация» и предположите, как могла измениться политика властей на национальных окраинах?
Унификация- приведение к единообразной системе или форме; в данном случае- приведение в соответствие с российскими законами органов управления и административно- территориального деления территорий, вошедших в состав Российской империи или пользующихся привилегиями и автономными правами.
Работа с учебником: п.2. 3 на стр. 33
Задание: Определите, какие шаги были предприняты Екатериной 2 по унификации российского законодательства и государственного управления на украинских землях?
4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.
Мы помним, что Россия было многонациональным государством. Так какую же политику проводила по отношению к своим подданным разных национальностей Екатерина 2?
Что же изменилось в религиозной и национальной политике России во второй половине 18 века?
Ещё одним аспектом национальной политики Екатерины II является приглашение в Россию иностранных переселенцев. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а также Новороссии и Северного Кавказа.
С этой целью в 1762—1764 гг. Екатериной были изданы два манифеста: «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» — призывал иностранных подданных переселяться в Россию,а второй- определял перечень льгот и привилегий для переселенцев.
Уже в середине 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30 тыс. переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Особенно большим был наплыв немецких колонистов, которые селились преимущественно в Поволжье. Их численность была столь велика, что уже в 1766 г. пришлось временно приостановить приём новых немецких переселенцев до обустройства уже въехавших. Иностранные колонисты привлекались и для заселения Новороссии.
Первыми колонистами Новороссийского края были сербы. Их переселение началось с указа Елизаветы Петровны от 24 декабря 1751 г. о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» и о создании там поселений: Новой Сербии, Славяно-Сербии и др. Здесь жили не только сербы, но и молдаване, хорваты. Новым поселенцам отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье и предоставлялись права на беспошлинную торговлю.
Екатерина II продолжила практику иностранной колонизации Новороссии. В манифесте 1763 г. она призывала иностранцев селиться здесь главным образом для развития промыслов и торговли.
В 1779 г. были опубликованы «Жалованные грамоты христианам греческого и армянского закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение». Согласно им переселенцы (греки и армяне) получали на новом месте земли и дома, а также освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. В свою очередь новопоселенцы должны были открывать фабрики, развивать ремёсла и торговлю.
5. Религиозная политика
Многообразие народов, проживающих в Российской империи, обусловило и многообразие религиозных конфессий. Наша с вами задача- разобраться, какие конфессии были распространены, выяснить основные аспекты религиозной политики Екатерины. Предлагаю выяснить это, поработав в группах.
Задание: п.5 на стр 34
1 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины среди народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»?
2 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к раскольникам и старообрядцам.
3 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к католикам, взаимоотношения с орденом иезуитов. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?
4 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к мусульманскому населению. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной 2?
5 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 в Башкирии и по отношению к иудеям. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины 2 по отношению к этой группе населения?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Религиозная политика Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии — официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России, установлением религиозной толерантности при сохранении определённых политических ограничений для неправославных этнических групп.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Вопросы:
1. Что нового и интересного вы узнали на уроке?
2. Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 32- 37, ответить на вопросы на стр. 37 1-6