СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национально-региональный компонент

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы образовательной организации по использованию национально-регионального компонента

Просмотр содержимого документа
«Национально-региональный компонент»

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский




Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви,

свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и

высоконравственных детей.

Воспитание в школе должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие

каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы неуклонно возрастает роль краеведения, как одной из важнейших общественных задач.

Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному

краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие». Краеведение

рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине, оно – основа патриотизма. Знание своего края,

его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку

родной край – живая, деятельная частица великого мира.

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является

воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и

государства, преемственности поколений. Одной из приоритетных задач школы является

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,

уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родины только по книгам.
Как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество.
Патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
Роль краеведения в учебной и внеурочной работе неуклонно возрастает. Важность данной проблемы связана с национально-региональным компонентом школьного образования.
Краеведение — это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Надо ли этим заниматься? И надо ли это кому-нибудь сегодня? С этим вопросом мы обратились к учащимся школы. Вот какие ответы мы получили:
- это интересно,
- это важно знать, чтобы уважать историю предков,
- всегда интересно, откуда ты родом,
- просто удивительно, как люди могли освоить этот суровый край,
- уважающие себя люди должны знать свой род,
- история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
Из этого можно сделать вывод: для ребят это интересно.

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, духовно-нравственными традициями народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли краеведческий компонент на уроках истории и обществознания «История Кузбасса», на уроках литературы «Литература Кузбасса» и краеведческий компонент во внеклассной работе. Из программ, предлагаемых для обучения на первой ступени образования, учителями нашей школы была выбрана «Школа России». Но по освоению содержания регионального компонента предлагаемые УМК уровень обученности сегодняшнего выпускника начальной школы оценивают независимо от выбранной системы обучения. Учитывая требования и возможности ФГОС, в 1 классе осуществляется обучение по курсу «Мой дом – моя Родина» (учитель Мирошникова Н. А.).Особенность данного курса состоит в том, что он ориентирован на изучение историко-культурного наследия Кемеровской области как части России. Программа курса представляет собой внеурочную деятельность и построена с учетом интеграции курсов «Литературное краеведение» и краеведческих материалов школьного музея. Отсюда основные направления работы: -историко-краеведческое; это знакомство с культурой края, изучение истории родного края; -эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения; -военно-историческое; это ведение поисковой работы, сбор материалов об участниках военных событий. Регионально-национальный компонент в начальной школе вводится с целью формирования у младших школьников целостного представления о Кемеровской области, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной, социальной). Это способствует формированию креативных способностей учащихся, развитию гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям. Учителя начальных классов Таратутина И.А., Несмашная Н.И., Мирошникова Н. А. имеют большой опыт в использовании регионального компонента на уроках. В этом можно убедиться, обратившись к их сайтам, где можно найти разработки уроков, которые построены на краеведческом материале или региональный компонент используется фрагментарно. Сегодня учителя нашей школы показали вам возможности использования регионального компонента на уроках математики и информатики, литературы, географии, искусства. На личных сайтах учителей размещены материалы и уроки с применением краеведческого материала. С 2002 года в школе действует детско-юношеская организация «Новая Россия». Разработанная программа этой организации состоит из семи разделов. Один из них – краеведение. За последние три года были проведены по данному направлению следующие мероприятия: Фестиваль народов Кузбасса Конкурс сочинений «Кузбасс – мой край родной» Выставки рисунков «Мой край», «Мое село», «Портрет моей родины» Игра – путешествие «Природа Кузбасса» Праздники «Мотивы моего села», «Я люблю тебя, Кузбасс», « Малая моя родина», «За околицей» Экологическая игра «Земля – наш дом, мы в нем живем» Ежегодно ученики школы участвуют в конкурсе юных поэтов «И лаской, и душой к тебе, Кузбасс». Результатом творчества детей стала книжка «Родничок» Традиционным является участие наших школьников в районной и областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля», в районной викторине «Мой край бесценный, оттого что мой» Активное участие принимают ученики школы в волонтерском движении. Оказывают посильную помощь престарелым людям, если им требуется помощь в уборке урожая, территории. В 2009 году ученикам 8 класса были вручены личные книжки волонтеров. Школьный краеведческий музей, которому в 2010 году было присвоено имя Героя Советского Союза П. Р. Саенко, оказывает неоценимую помощь в реализации патриотического воспитания обучающихся. Здесь проходят не только экскурсии, но и уроки, классные часы, мероприятия. Многие экспонаты принесли дети. Значит, они понимают необходимость сохранения примет прошлого. Это тоже результат воспитания любви к своему краю. Особое место в региональном содержании образования занимает экологическое воспитание. Школьники вовлекаются в практическую природоохранную деятельность: изготавливают кормушки и скворечники, убирают территории, прилегающие к школе и памятнику погибшим односельчанам. Заложен школьный парк. Традиционными стали экологические праздники, например, праздник русской березки. Он проводится воспитателями летнего оздоровительного лагеря. Одина из смен лагеря была полностью посвящена экологии Кузбасса. Обучающимися школы была выполнена научная работа по экологии. Классные руководители планируют работу в классах, опираясь на общешкольный план воспитательной работы. В каждом классе предусмотрена работа с использованием краеведческого материала. Самыми интересными мероприятиями , проведенными в этом году оказались классные часы в 4. 5 и 7 классах. Учащиеся 4 класса с классным руководителем Мирошниковой Н. А. приготовили презентацию с фотографиями из прошлого дедушек и бабушек. Это был для них настоящий подарок. Взрослые тепло благодарили детей. Ведь сколько воспоминаний оживили в памяти эти фотографии. Классный час назывался «Мои года – мое богатство». Пятиклассники тоже пригласили своих бабушек, приготовили выступление, а бабушки рассказывали о своей жизни, детях и внуках. Мероприятие было посвящено дню пожилого человека, прошло в очень доброй, теплой атмосфере и называлось «О красоте души и сердца» В 7 классе прошел классный час «Символы России». Ребята не только поговорили о государственной символике, но и попробовали составить фамильные гербы. Разработки мероприятий вы можете найти на сайтах. Учителя обобщают и распространяют свой опыт использования национально-регионального компонента в учебной и воспитательной работе. Педагоги нашей школы Степанижова Е. Г. И Несмашная Н. Г. в 2011 году участвовали в заочной региональной научно-практической конференции, проводимой Кемеровским государственным сельхозинститутом, с работами «Развитие творческих способностей обучающихся по русскому языку во внеурочной деятельности» и «Региональный компонент в преподавании русского языка». Библиотекарь Шульц И. Н. на методическом объединении представила презентацию «Поэты Кузбасса детям». Кроме того, она является участницей конкурса «Книгиня – 2011» в номинации «Здесь Родины моей начало». С 2009 года в школе работает творческое объединение «Малая Родина». Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Центром детского творчества. Руководит объединением Шульц И. Н. Она Разработала авторскую программу краеведческой направленности. Основная цель программы: воспитание патриотизма у подрастающего поколения средствами краеведения. Программа действует третий год, так что уже можно говорить о результатах. Ирина Николаевна организовала исследовательскую деятельность. В 2009 году ученик 8 класса Лаптев Никита выступил на районной краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля» с работой «Село мое родное» (об исчезнувших селах Китатской территории) и занял первое место. На областной конференции Никита занял третье место, и его работа в 2010 году была напечатана в «Педагогическом поиске». Продолжением стала работа «Моя земля, мои земляки», о Героях Советского Союза и Героях Социалистического труда, которые проживали на Китатской сельской территории. На районной краеведческой конференции Никита занял первое место, на областной - третье. Результативной оказалась исследовательская деятельность Журбенко Виталия. В 2010 году на районную конференцию «Живи, Кузнецкая земля» он представил работу «Слово об учителе». Она была посвящена Заслуженной учительнице школ Российской Федерации Емельяновой Ефросинье Кондратьевне. С этой же работой Виталий выступил на областной конференции. При изучении архивных материалов и воспоминаний о Емельяновой ее коллег и учеников стало известно, что учительница взяла на воспитание ребенка из детского дома, открытом в с. Новониколаевка в 1943 году. Поэтому следующую свою работу он посвятил детскому дому. Она была названа«Детский дом – дом жизни».На районной краеведческой конференции она была признана лучшей. На областной конференции Виталий получил третье места, а на 15 научно-практической всероссийской конференции «Научное творчество молодежи» в г. Анжеро-Судженск в 2011 году Виталий занял первое место. Материалы, которые были собраны детьми и Ириной Николаевной, заинтересовали Яйский и Ижморский архивы. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Ведь цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся, их социальной адаптации;


Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки. Д.Ушинский.