Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на тему:
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель русского языка и литературы:
Мацакова З.В.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Систематичность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.
Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на уроках отрывки из художественной литературы калмыцких поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематические ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру региона, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику нашей республики: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.
Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
Изучая произведения русской литературы в школе, безусловно, надо обращаться и к региональной литературе. Но при этом нельзя допускать, чтобы произведения локальной литературы заменили собой основное содержание учебной программы. Необходимо согласиться с тем, что "региональный материал служит средством конкретизации общего и дает сведения о частном".
Произведения национально-региональной литературы, органически встроенные в содержание уроков, позволяют, создать благоприятные условия для развития у детей эстетического восприятия художественных текстов, эстетического вкуса, формирования читательских навыков.
Безусловно, чем больше человек будет читать, чем больше познает художественных систем, тем, в конечном счете, он глубже будет понимать законы литературы вообще и своей родной литературы в частности.
Реальная же ситуация в школе такова, что связь литератур (калмыцкой и русской) либо полностью отсутствует, либо существует на самом примитивном уровне. Два предмета, имеющие сходные цели и задачи, изучаемые фактически параллельно, зачастую не соприкасаются в решении общих задач. Несмотря на то, что учителя Калмыкии не первый год ведут работу над содержанием и формой дополнительных национально-региональных требований к ГОС по литературе, многие проблемы, связанные с внедрением национально-регионального компонента, сохраняются и еще требуют рассмотрения.
Педагоги по своему разумению вводят в процесс обучения художественные тексты региональных писателей, поэтов, и при этом, к сожалению, содержание уроков, особенности дополнительных материалов, привлекаемых учителями при разработке уроков с национальным компонентом, не всегда соответствуют требованиям учебных программ.
В решении проблемы обновления содержания литературного образования в Калмыкии приходится учитывать, что с некоторыми произведениями калмыцких писателей школьники знакомятся на уроках родной литературы, а учащиеся, не владеющие калмыцким языком, лишены такой возможности. Принципы отбора и использования высокохудожественных произведений калмыцких мастеров слова в школьной практике еще недостаточно разработаны. Остаются без внимания имеющие ярко выраженный национальный колорит работы калмыцких художников слова, написанные на русском языке (они не изучаются и по программе калмыцкой литературы). В результате подобной бессистемности в подходе к обновлению содержания литературного образования богатейшей национально-региональный художественный материал остается невостребованным. Региональная литература теряет потенциальных читателей, а словесники упускают возможности для улучшения качества своей работы. Бесспорно, литературные знания, полученные на уроках с национально-региональным компонентом, будут прочнее и осознаннее.
Многие учителя осуществляют расширение содержания программы за счет национальной литературы по тематическому принципу. Так, при изучении темы: 'Мифы народов мира" в 5-м классе (по программе под редакцией Курдюмовой Т.Ф.) проводятся уроки по теме "Калмыцкие мифы". Чтение и обсуждение былин, русских народных сказок, малых жанров фольклора сопровождается анализом отдельных отрывков из калмыцкого народного эпоса "Джангар", калмыцких сказок.
Вполне оправдано и выделение специальных уроков для изучения региональной литературы. Но содержание уроков при этом, на наш взгляд, должно быть тесно связано с темой, предлагаемой по базовой обязательной программе, или должно логически завершать ее. Например, в 5-ом классе (программа под ред. Курдюмовой Т.Ф.) возможен следующий вариант использования национального компонента на уроках литературы:
Русская литература | Калмыцкая литература |
1. Фольклор. Русская волшебная сказка "Василиса Прекрасная". | 1. Калмыцкая волшебная сказка "Сказка про три чуда", сказка "Как ленивый старик работать стал" и др. |
2. Библия. | 2. Учение Будды. История Будды. |
3. Литературные сказки. В. Жуковский "Спящая красавица" | 3. Д. Кугультинов "Песнь чудесной птицы" |
4. И. Тургенев "Му-Му" | 4. Б. Басангов "Черный джолум", Н. Манджиев "Дубовая ось" |
5. В. Астафьев "Васюткино озеро", В. Белов "Скворцы" | 5. А. Балакаев "Три рисунка". |
При осторожном и продуманном введении региональной литературы в обучение не нарушается целостность восприятия учащимися литературных произведений, литературного процесса, успешнее реализуются основные цели литературного образования. Словесник может обращаться при анализе произведений русской художественной литературы к историческим фактам культурным, бытовым традициям калмыцкого народа и, преломляя их через призму национального сознания, добиться более полного и глубокого понимания русской культуры и литературы, осознания учащимися общенациональной значимости творчества писателей - классиков.
Так, например, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", в котором раскрывается тема подвига русского народа в войне 1812 года, можно рассказать учащимся об участии калмыков в Отечественной войне 1812 года. Уместным будет обращение к тексту книги "Военная доблесть калмыков".
"Предки калмыков имели собственное войско и крепкую военную организацию, которая во многих случаях столкновений с неприятелем оказывалась более стойкой и превосходящей. Калмыки успешно охраняли южные и юго-восточные границы России, известным было Ставропольское Калмыцкое войско. Калмыцкие полки участвовали в Отечественной войне 1812 года, защищали своё Отечество от врага вместе с русским народом. Помнят в народе имена героев этой войны - Джамбо Тайши Тундутова, Середжаба Тюменя" /3/.
Воспоминания о войне 1812 года не изгладились в памяти калмыков. Монолог старого солдата, вспоминающего знаменитую Бородинскую битву в стихотворении "Бородино" М.Ю. Лермонтова можно дополнить и воспоминаниями воинов-калмыков, сохранившимися в народных исторических песнях "Машак-Боро" и "Сем хамрта пранцуз".
Хоть у французов носы в четверть
Но нам не трудно их рубить...
Наши лошади крепки,
Наш владелец джюджа храброй.
Летим с ним в Москву,
Там побьем 50 тысяч французов,
Они Москву разорили...
Мы умрем за государя и отечество! /4/
Таким образом, возможности калмыцкого фольклора активно используются для эстетического и нравственного воспитания учащихся на уроках словесности в 5-6-7 классах.
Если в 5-7 классах включение национальных, художественных текстов не сопряжено с особыми трудностями, то в 9-10 классах, когда изучение литературы 19 века строится на историко-литературной основе, возникают сложности в работе. Во-первых, калмыцкая литература в 19 веке в отличие от русской литературы, достигшей в этот период эпохи расцвета, представлена в основном, духовными произведениями. Во-вторых, необходимо помнить, что кочевой быт в то время не располагал к занятиям литературой. Поэтому в старших классах уже невозможно вводить художественные произведения калмыцкой литературы тематическими блоками, как это осуществлялось в средних классах. Здесь возможны другие приемы. Например, обращение к творениям калмыцких писателей и поэтов при изучении вопросов теории литературы. С теоретическими понятиями (романтизм, реализм, выразительные средства, язык, стиль писателя) можно знакомить учащихся, опираясь на примеры региональной литературы. Так, понятие об автобиографических произведениях (роман, повесть рассказ), полученное при чтении и обсуждении таких произведений, как "В людях", "Мои университеты" М. Горького, "Детство", "Отрочество", "Юность" Л. Толстого можно углубить, обратившись к подобным же произведениям калмыцкой литературы ("Мудрёшкин сын" А. Амур-Санана). Региональный материал можно использовать для расширения основных тем и разделов учебной программы. Так, в 10 классе после завершения уроков по изучению творчества известного русского драматурга А.Н. Островского при обобщении знаний целесообразно провести урок по теме "А.Н. Островский и калмыцкий театр". Эпиграфом к уроку могут послужить слова самого драматурга: "Национальный театр - есть признак совершеннолетия нации" 151. В начале урока необходимо дать справку об истории создания калмыцкого театра, рассказать о развитии калмыцкой драматургии. Необходимо познакомить учащихся с творческими судьбами актеров калмдрамтеатра, рецензиями, воспоминаниями зрителей о наиболее памятных постановках национального театра. Учащиеся должны знать имена известных калмыцких драматургов, народных артистов Калмыкии. Проведя такую вступительную работу, можно вместе с учащимися изучить репертуар театра за разные годы и проследить, как представлены в нем пьесы А.Н.Островского.
Благодатной почвой для введения региональной литературы является программа 11 класса, но здесь словесники встречаются с трудностями другого рода. Калмыцкая литература 20 века так же неоднозначно развивалась, как и вся многонациональная русская литература. В выпускном классе проводятся уроки по теме "А.М. Горький и калмыцкая литература". "Романтизация подвига и борьба за новую жизнь в стихотворениях калмыцких поэтов", "Калмыцкое зарубежье" (творчество С. Балыкова, "Девичья честь"), "Особенности и закономерности литературного процесса в калмыцкой литературе 30 - 50 годов". Таким образом, происходит интенсивное обновление содержания литературного образования в соответствии с современными тенденциями духовного развития общества. Изменились наши представления об идейно-эстетических ценностях. Понятно, что обновление содержания уроков - процесс нелегкий и достаточно длительный, участие в этом деле - благородная задача учителя словесности, осознающего, какое большое значение имеет литературное образование для воспитания подрастающего поколения