СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальный костюм Поволжья

Нажмите, чтобы узнать подробности

некоторые момены онациональном костюме Поволжья

Просмотр содержимого документа
«Национальный костюм Поволжья»

17



Содержание

Ведение 3

1. Педагогика народной игрушки 4

2.Историческая память и символика костюма 8

3.Экскурсия в музей народного костюма 13

Заключение 16

Список литературы 17


Ведение

В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. В наше конфликтное время одной из актуальной проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

Мы вполне согласны с мнением многих исследователей, что воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. На наш взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Цель работы: описать работу с дошкольниками по изучению костюмов народов Поволжья.

1. Педагогика народной игрушки

Можно согласиться с мнением Богомоловой М.И., которая считает, что национальная кукла является игрушкой, способствующей воспитанию национальных чувств.

Для ознакомления детей с разными народами, населяющими нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

  1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

  2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республике она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами.

В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

  1. Куклы, передающие характерные черты национальности;

  2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев;

  3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений»

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой — черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.[2]

Исследованием народной игрушки занимались Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский.

Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).

Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять, окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, — в этом большая сила се влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие, красные городецкие кони.

Народная русская игрушка бодрая, жизнерадостная. Много подлинного юмора вложил народ в свою игрушку (те же, барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замечательные свистульки: бойкая лошадка или петух, которым дуют в хвост, а иногда «в хвост и в гриву»). Художник Мезрина на таких лошадок сажает барина в цилиндре, комизм усиливается. Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички, с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, звучания знает мастер, и ему самому весело создавать эти игрушки.

Народная педагогика, проникая в сущность детской игры, понимает, что наивный реализм этой игры достигается не столько внешне натуралистическими чертами формы, сколько обеспечением реальной динамики, присущей предмету. Например, игрушечный конь — на колесах (деревянная подставка с колесами), т. е. вводится зрительная условность, создающая жизненную реальность образа. Конь, который в руках ребенка «не бежит»,— не конь и не игрушка. «Плохой»,—заявляет ребенок. «Падает, таких коней не бывает».[6]

Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке (хотя многие из них принадлежат игрушкам разных народов), требуют от нас самого внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.

Конечно, помимо ценных художественных и педагогических тенденций в дальнейшем развитии народной игрушки важно соблюсти принцип — близость к современной жизни. Художнику и педагогу в содружестве с мастером игрушки предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки. В этом деле необходимо подлинное знание народной игрушки (художественного и педагогического содержания), величайшее к ней уважение, большой такт.

2.Историческая память и символика костюма

Костюм как продукт исторической эстетической практики человеческой культуры объединяет в себе внутренний мир человека и внешние факторы бытия посредством знаков. Ценность традиционных костюмов народов Поволжья в том, что они содержат некоторые элементы костюма тысячелетней давности. Эти костюмы меньше тронуты цивилизацией и могут прояснить исторические условия формирования и причины появления элементов одежды и украшений.

Одной из функций одежды является обеспечение экологического температурного гомеостаза. Эффективность утепления различных областей тела человека неодинакова. Наибольшая она в области туловища в воротниковой зоне, наименьшая в области головы, кистей, стоп. Древние интуитивно об этом знали и принимали различные меры для сохранения здоровья. [5]

В народной традиционной одежде оптимизированы не только материальные, но и духовные начала. У древних народов Поволжья существовало поверье, как спастись от мяскяй-эби - ведьмы. Человек, за которым она гналась, должен был оторвать и бросить ворот своего платья, молясь при этом, после этого погоня прекращалась. Вместо души отдавали вышитый или меховой (какого-либо зверя) воротник и этим спасались.

Охранную, гигиеническую, экологическую функцию несли и налобные повязки-хараусы у женщин. Хараусы украшались трудоемкой вышивкой. Их принято было носить в праздники и при гостях, демонстрируя свое высокое общественное положение и богатство. У девушек, которым позволялось показывать красоту волос до замужества, на затылке сзади к волосам прикреплялся накосник - треугольник с преобладанием красного цвета тоже охранного значения. Треугольник - половинка равностороннего ромба, означал, что у этой девушки нет еще мужа, ее пары. Он изготовлялся иногда на каркасе из бересты, ткань вышивалась или орнаментировалась символичными узорами. С внутренней стороны к треугольнику прикреплялся пучок конских волос, вплетаемый в косу девушки.

По костюму можно было определить гражданское состояние человека. Использование элементов костюма замужней женщины для девушки считалось неприличным, и наоборот. В составе костюма тюркских народов издавна использовались серебряные монеты, которые применялись как подвески к волосам - сулпы и как бляхи в чресплечной перевязи - хасита. Нет сомнений, что кожаные полоски амазонок, надеваемые через плечо и найденные в древних погребениях на территории Поволжья археологами, и хасита имеют общие исторические корни. Башкирские и татарские женщины также нашивали на хасита самоцветы, серебряные и другие монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, звезд и, кроме того, считалось, что звон монет отгоняет злых духов. В это время уже отказались от шумящих колокольчиков, под давлением запретов ислама исчезали и массивные бляхи, и пластинки с изображениями животных.

Искусство монетного чекана было известно здесь еще до образования Золотой Орды. Но в золотоордынское время монета становится самым массовым печатным материалом того времени. Ханы пропагандировали свои идеи и через монеты. Монеты включали историческую информацию и имели четкую религиозную ориентацию, хотя встречаются и компромиссные образцы для завоевания умов людей, оставшихся язычниками. На территории Золотой Орды, куда входила и Башкирия, пользовались параллельно двумя календарными системами. Тюркские народы в древности, еще до ислама, пользовались двенадцатилетним циклическим календарем, состоявшим из годов мыши, коровы, барса (тигра), зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.

С принятием ислама начал действовать мусульманский календарь хиджра - хронологическая система счисления времени, которая берет начало с 622 года. Монеты доводили до сознания масс идеи верхушки общества. Выпуски монет с мусульманской и с христианской символикой отражают сложные процессы в Приуралье и Поволжье, когда народы-язычники были готовы к принятию монотеистических религий классового общества. Хотя патриархальные обычаи еще долго сохранялись, местной особенностью является переплетение мусульманских и языческих обычаев и традиций в костюме народов края. В эпоху хана Тохтамыша (1358-1374 годы) выпускалась самая многочисленная серия медных монет с зодиакальной символикой. Все они чеканились в городах Поволжья, тем более местного медного сырья было достаточно.

Женская одежда обильно украшалась монетами и самоцветами, количество монет и кораллов свидетельствовало о богатстве и социальном статусе семьи. Женские украшения выполняли роль своеобразных банков, в тяжелые моменты жизни или во время войны женщины отдавали свои украшения для приобретения средств существования и вооружения.

Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно сначала металлическими пластинками, штампованными бляхами, позднее преимущественно серебряными монетами. Так изготавливались нагрудники, накосники, наспинники, перевязи - хасита, поясные накладки, подвески на одежду из группы монет, монетками на цепочке украшались кольца, серьги, браслеты, ожерелья. После присоединения территории к России русские серебряные копейки XVI-XVIII веков стали распространенным элементом национальных башкирских, татарских, чувашских и марийских украшений.

Очень много информации может передать костюм как знаковая система. Образы - знаки, точно найденные и шлифованные веками, многими поколениями людей в процессе формирования костюма, насыщены информацией о природе, окружающей данный этнос, о религиозных и мифологических представлениях народа, о его хозяйственных занятиях. Оригинальные предметы, связанные с культом коня, были найдены в Бахмутинском (VII в. н.э.) и в Стерлитамакском (VIII-IX в. н.э.) могильниках. Среди них коньковидные подвески, небольшие фигурки лошадей, ременные бляшки в виде конских голов, хотя завершаются они клювами хищных птиц. Такие украшения древности имели большой ареал распространения на обширной территории Волго-Камского бассейна, в особенности часто встречаются они в одеждах племен и народностей угро-финского происхождения. Этот древний "звериный" стиль своеобразно проявляется в одежде XIX века, мужском чекмене из белого шерстяного материала. Около пояса сзади имитация "коньковидных" симметричных подвесок, выполненных аппликацией из красного материала. Это условное подражание давним подвескам. По краям и в центре аппликации схематично изображены конские головки, обращенные в противоположные стороны. Вышитые крестом полоски в середине и по нижнему краю изображения передают ажурность древних металлических подвесок. Согласно постулатам ислама, металлическая подвеска древнего "звериного" стиля плавно перетекает в едва узнаваемую вышивку. Спустя тысячелетие сюжеты древности сохранились в аппликации XIX века, это - вспоминание о том, как раньше пришивались металлические коньковидные подвески. Но смысл этих знаков остался прежним: защитнику-мужчине добротный конь необходим. В прошлом жизнь мужчины-воина без коня невозможно было представить.

Можно сделать вывод о том, что одежда древнего населения Башкортостана, когда еще невозможно было выделить этносы, состояла приблизительно из десяти частей:

  1. Остроконечный головной убор типа башлыка зимой, кожаная шапочка и налобная повязка в теплое время года.

  2. Рубаха из волокнистого материала без плечевого шва, выкроенная из прямоугольных полотнищ.

  3. Нагрудники мужские и женские из кожи и меха.

  4. Передники мужские и женские из кожи и меха, иногда совмещенные с нагрудником.

  5. Верхняя одежда типа кафтана с длинными рукавами из войлока и меха.

  6. Плащи (аркалык, архалук от слова "спина"), накинутые на плечи, короткие до талии или длинные, застегнутые пряжкой в виде кольца с заколкой на груди или на правом плече.

  7. Пояса мужские и женские, необходимые для закрепления распашной одежды без застежки.

  8. Штаны, довольно узкие, меховые или войлочные, расшитые узорами.

  9. Кожаные и войлочные чулки, или мягкие сапоги с голенищами разной высоты, украшенные аппликацией, бисером, металлом.

  10. Много украшений, непосредственно на теле в виде шейных, ушных подвесок, ручных браслетов и колец, а также пришитых к одежде, обуви и головным уборам в виде розеток и пластинок.

Одежда первоначально возникла в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий. Это самое первое условие формирования костюма на территории Башкортостана, связанное с природно-географической средой.

Кроме защиты тела и характеристики личности, язык костюма представлял естественную модель для дифференциаций и классификаций разнообразных явлений как природного, так и социального мира. Гузель Казбулатова, кандидат философских наук.

3.Экскурсия в музей народного костюма

Опишем практическое занятие по изучению дошкольниками костюмов народов Поволжья. «Это что-то из чего-то и для кого-то» - интегрированное занятие с использованием системного анализа.

Цели занятия:

воспитывать любовь и уважение к культуре народов, населяющих территории Поволжья, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Ввести в словарь детей новые слова ичиги, шаровары, калфак, оборки, волан.

Предварительная работа.

Экскурсия в национальный мини музей.

Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм».

Составление и рисование орнаментов.

Развитие речи с применением элементов ТРИЗА, «мозговой штурм».

Материал:

куклы в старинных национальных одеждах и в современных, разрезные картинки с национальным орнаментом, наглядный материал по ИЗО, компьютеры.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим национальные костюмы народов Поволжья. Посмотрите. В нашем национальном уголке куклы мальчик и девочка в национальных костюмах. Давайте рассмотрим костюм мальчика. Какой на нем интересный костюм! Вынесем его на наш девятиэкранник.

«Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…»

- Для чего нужен мальчику такой костюм?

- Можно сказать, нарядный?

- Что он будет делать в таком костюме?

- «Это что-то из чего-то»

Из чего состоит костюм мальчика?

На голове – тюбетейка.

На мальчике что еще надето?

- Рубаха.

- Поверх нее надевается костюм, который называется «камзол».

Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы. Сшита из ярких, дорогих тканей, рубаха – из парчи, камзол – из бархата. На ногах у мальчика красивые сапоги – ичиги.

Почему все такое красивое?

- Да, наряд праздничный.

- «Это что-то часть чего-то»?

- «Чем-то было раньше что-то»?

Раньше, когда люди не умели ткать ткани, они надевали на себя куски кожи животных, которая их спасала от холода и жары. А потом они научились ткать ткани и сшить из них себе одежду.

Мужчины носили свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы.

- Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии?

- Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют. Ребята, почему же изменилась одежда людей?

- Что такое мода?

- Давайте посмотрим внимательно костюм мальчика и девочки. А лучше представьте, что вы надели такие костюмы. Сыграем в игру «Хорошо – плохо» и обнаружим, что же в них нас может не устраивать.

- А теперь придумаем такой костюм, который будут носить в 21 веке, а может быть и в 22 веке. Он должен быть удобным, красивым, прочным и еще каким? (Общие обсуждения).

- 21 век. Представьте, что вы – модельеры, кутюрье и вам на конкурс танцоров от народов Поволжья нужно придумать костюмы. Нарисуйте с помощью компьютера, какие же будут эти костюмы. В своих работах не забудьте отразить элементы национального орнамента.

Заключение

Исследования Богомоловой М.И., Сусловой Э.К. показали, что в настоящее время достаточно полно разработаны средства, методы воспитания у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, однако среди педагогов нет единого мнения о принципах и требованиях к отбору содержания работы. Одни считают, что нужно знакомить с народами по принципу национальной близости. Данной точки зрения придерживается М.И. Богомолова. А Э.К.Суслова предлагает знакомить детей с жизнью других народов по территориальному принципу. Как показывают многие исследования, прежде, чем планировать работу с детьми дошкольного возраста, по вышеуказанной проблеме педагогам необходимо расширение знаний в области национального воспитания.

Список литературы
  1. Богомолова, М.И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников [Текст] / М.И. Богомолова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – с.6-10.

  2. Богомолова, М. И. Праздник как средство интернационального воспитания дошкольника [Текст] / М.И. Богомолова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №1. – с. 8-12.

  3. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников в игре [Текст] / М. И. Богомолова // Вопросы преподавания дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе. – 2001. – с. 141-157.

  4. Максимов, Ю. В. Народное прикладное искусство в интернациональном воспитании детей. Актуальные проблемы педагогики и эстетического восприятия [Текст] / Ю.В. Максимов // М. – 2004. – с. 142-145.

  5. Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. Статья из журнала "Ватандаш", N 3, 2005.

  6. Флерина Е. Л., Эстетическое воспитание дошкольника. М, Изд-во АПН РСФСР, 2001, стр. 261—267.