Как научить детей навыкам, которые действительно пригодятся в будущем?
Все родители пребывают в заблуждении, что для того, чтобы, скажем, их дети в будущем стали учеными мировой величины, нужно чтобы они уже сейчас, в столь юном возрасте, были звездами школьной и олимпиадной величины.
Да, дети действительно нуждаются в обширных знаниях в разных областях, и к просто чтению и письму нужно по возможности добавлять многие другие науки, а мир не стоит на месте, так же как и программа в школе.
Сейчас объем информации удваивается каждый год, и этот процесс со временем только ускоряется. Обучение знаниям в такой ситуации все больше теряет смысл и все больше внимания уделяется обучению навыкам взаимодействия и эффективного творчества – навыкам 21 века.
Отточить все важнейшие жизненные способности можно через увлекательные занятия и игры, которые учат самым важным навыкам работы и ее организации.
4 ключевых навыка это: командная работа, коммуникация, креативность и критическое мышление.
Командная работа
Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны, и только совместная работа с учетом особенностей каждого может дать самые эффективные результаты, каких невозможно достичь одному.
Работа в группах начинается с определения личных качеств учеников и правильном распределении команд, чтобы в каждой были ученики с разными сильными сторонами. Необходимость действовать вместе помогает понять, как нужно распределять задачи и как координироваться, чтобы сильные стороны работали на максимуме, а слабые были подстрахованы другими участниками. Кроме того, командообразующие игры помогают настроиться на других участников и начать видеть свои действия глазами своих друзей.
Коммуникация
Умение общаться, слушать других и доносить свои мысли до разных людей – важнейшее качество для работы в команде.
Основа работы– команда учеников. Они обучаются вместе и постоянно находятся в коммуникации друг с другом потому , что достичь результата в данном проекте можно только сообща, помогая друг другу и взаимно объясняя непонятные моменты в работе. В таких условиях навык эффективной коммуникации тренируется и постоянно применяется на практике – без взаимодействия и общения работа вообще не сдвинется с места.
Креативность
Умение находить нестандартные решения и создавать новые методы в работе с задачами высокой неопределенности – это необходимое условие развития в быстро меняющемся мире.
Ученики сами выбирают, какими методами они будут работать над проектом и как они будут достигать поставленных целей. У них нет готового плана и материалов, и в процессе им приходится искать свои собственные способы движения вперед. В такой ситуации приходится все время проявлять изобретательность и использовать творческое мышление, а значит, развивать креативность.
Критическое мышление
Критика в нашем представлении – это неприятный процесс, это что-то негативное и обидное, от чего нужно защищаться. Но в современном мире умение оценивать информацию критически означает не бездумное негативное отрицание, а возможность рассмотреть предмет со всех сторон; не принимать на веру любое предположение, не подкрепленное аргументами; умение выбрать наиболее достоверное и экономичное решение вопроса.
Работа в команде, направлена на эффективное обсуждение информации и действий всех участников: нужно давать аргументированные предложения, совместно обсуждать проблемы и решения с разных точек зрения, во время обсуждений не делать нападок на личность, а говорить о действиях и ролях.
Именно такой способ работы помогает развивать в себе и в других эффективное, не травмирующее критическое мышление.
Было бы великолепно, если бы все эти навыки присутствовали у каждого нашего ученика. Нам бы не пришлось делить на сильных и слабых, на одаренных и нет. Очень всегда сложно сделать выбор, в какую группу отнести того или иного ученика, чтобы он не обиделся и не потерял интерес к тому или иному предмету. А эти навыки учат совместной работе, где в результате все оказываются равны.
Я считаю, что лучший способ приобрети эти навыки – игра. Игра –это традиционный признанный способ обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей, так как создается доброжелательная атмосфера и ситуация успеха.
Я использую следующие игры для достижения данных навыков:
Игра «Громкая буква».
Каждому ребенку присваивается определенная буква английского алфавита. Затем я , учитель, называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы. Следующий этап данной игры заключается в том, что мы не просто повторяем алфавит, мы вспоминаем нами раннее изученные слова, потому, что я диктую буквы так, что из них получаются слова. Например, дети с буквами A N T выходят к доске, а другой ребенок читает полученное слово.
Игра «Цифры в беспорядке».
Ученики выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Я называю определенное число, ученики должны обвести и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. В эту игру можно играть в команде.
Эти примеры я применяю в начальной школе. Темы в этих играх можно менять. В начальной школе, любая тема подойдет.
В средней школе, я использую следующие задания:
Например, в пятом классе, тема «Семейные узы0», мною читается несколько раз небольшой связный текст (с изученными раннее словами и выражениями), ученики слушают и делают небольшие рисунки по опорным словам. Потом по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше.
В девятых классах, я очень люблю задания на развитие воображения и фантазии. Работа проходит в группах. Им выдается листок с опорными словами по пройденной теме и учащиеся должны составить рассказ (или диалог , если группы маленькие) по ним. Какая группа справилась быстрее и в полном объеме (используя все слова) выигрывает.
Например, тема Dreams and nightmares. Опорные слова могут быть: Poor you! That’s horrible! I had a horrible nightmare at night, shaking like a leaf and with my heart pounding…
Хочется подчеркнуть, что все эти задания и упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогают детям «проживать» воображаемые ситуации.
Источники поиска материала:
Интернет портал «ЛОИРО»
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - М., 1966. - 541с.
Агафонова И.Н. Развитие умения детей младшего школьного возраста сотрудничать в паре//Школа.-2003.- с. 17-18.



