IX городской научно-исследовательских работ
«Хетагуровские чтения»
Направление: Гуманитарное.
Категория: Старшее звено.
Тема : «Коста и христианство»
Автор работы:
Чехоева Ольга Алановна
МБОУ гимназии №4, 9 класс
т.: 76-47-48
Научный руководитель:
Алборова Зарина Хазбиевна
Учитель осетинского языка и литературы
Владикавказ, 2016г
Введение
Основной вехой в истории развития осетинской литературы, явилось творчество выдающегося общественного деятеля, поэта, художника, писателя и публициста Kоста Левановича Хетагурова.Уникальный стиль его произведений, который лег в основу литературного осетинского языка, синтезировал мотивы осетинского народного творчества и культурного опыта русской литературы, и мировой культуры вцелом.
Исторический момент, пробудивший к жизни многогранный талант Хетагурова, был переломным как в судьбе Российского Государства, так и в судьбе Кавказского региона. Стремительный переход от патриархально-родового строя к капиталистическим отношениям на рубеже XIX-XX веков обусловил ряд кардинальных изменений во всех сферах жизни населения Терской области, и как отмечал Василий Иванович Абаев: «Значение Хетагурова не только в том, что он пробудил национальное самосознание народа. Его великая заслуга в том, что он дал этому сознанию определенную идейную направленность", и продолжает: "Любой народ, чтобы стать с достоинством в ряду других народов, нуждается в том, чтобы иметь людей, которые могли бы быть его национальным символом!" До Коста у осетин не было такого человека. И таким человеком стал именно он.
Будучи многогранно одарённым человеком, Коста Хетагуров, не раз обращался к теме религии - и в часности к вере, поскольку понимал большое значение этих духовных вершин в жизни осетинского народа. Ведь Коста не случайно затрагивал вопросы христианства?
ЗАГОЛОВОК «Коста и христианство».
Легенды о первых миссионерах Осетии восходят к апостольским временам - Андрея Первозванного и Симона Кананита. Мне стало известно о том, что на осетинской земле проповедовала сама , однако, полагаясь на исторические данные, распространение о христианстве в Осетии, фиксируются лишь к VII веку, по этому этот факт, как исследователь, беру на веру!
В 916 году состоялось великое крещение Алании и Святитель Николай Мистик учредил Аланскую епархию. Центром осетинского христианства в тот период становится территория Карачаево-Черкесии, где находились Зеленчукские храмы. Следует отметить, что эти три аланских храма, датируемые IХ–Х веками нашей эры, сохранились до наших дней, и являются древнейшими христианскими храмами на территории России!
Благодаря христианству, у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита, о чем свидетельствует надгробная надпись на Зеленчукском камне, о котором нам всем известно теперь. В четвёртой четверти XIII века, происходит объединение Зихской и Аланской митрополий, которое сопровождается уходом христианского населения в. Сарайскую Метрополию. Далее следует падение Византии и нашествие кочевников, следствием чего становится возврат во многом к народном обычаям.
Начало русской колонизации Северного Кавказа, открывало новый период в истории распространения христианства, и здесь,следует отметить, что христианство горцам стало приносить мир и любовь, открытие школ, развитие письменности, и вцелом приводило всё к зарождению образования и культуры.
Христианские мотивы в творчестве Коста мне очевидны.
Дело в том, что К. Л. Хетагуров, был тесно связан со многими духовными учреждениями Владикавказской епархии. Ряд его статей, посвященных например - церковноприходским школам Осетии, женскому училищу во Владикавказе, Ардонской духовной семинарии, говорят о его огромном интересе к христианскому вопросу на его Родине. А как художник, который расписывал христианские храмы и писал проникновенные картины на эту же тему, он делом доказывал свою причасность и горячее участие в укреплении христианской веры в осетинском обществе. Его работы бударажили сознание его современников тогда, а сегодня восхищают наше.
Что стоит написанная прекрасная икона Св. Нины - просветительницы Грузии?!
А если обратиться к росписям Собора в Алагире,в восстановлении живописи и интерьера которого, он принимал активное участие, то можно увидеть, как ярко выраженные осетинские черты Девы Марии являются одним из подтверждений того, что роспись храма выполнял именно художником-осетином, а именно Коста...
Кисти Коста принадлежат выполненные маслом тематические композиции в верхних частях южной, северной и восточной стен собора, а также художественный орнамент на арках и столбах.
Большую художественную ценность представляет роспись центральной части купола. На нём изображен "Белый голубь". Он в сиянии лучей. Исходит от него, светлый розовато-желтый цвет на ярко-синем фоне неба с белыми облаками и золотыми звездами. В основании купола протянута полоса белого орнамента.
В это же время, как мне стало известно, Коста написал картину «Скорбящий ангел». Это произведение, считается одним из наиболее выразительных его полотен .Сюжет картины следующий: - Посреди полотна в натуральную величину изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии, перепоясанном в талии, голова его откинута назад, и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняя свет, покоится на лице, образуя над глазами глубокую тень. Левая совершенно обнаженная рука опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец, а посреди его помещен лист пергамента с четырьмя буквами.
Картина написана художником в 29 лет,в полном расцвете творческих сил, и воспринимается возвышенно и романтически.
Данная картина написана смелыми мазками, что вполне воспринимается, как высокая и светлая одухотворенность.
В этой картине Коста изобразил не просто скорбящего ангела, а скорее образ поэтической Музы - женщины, которую он знал лично. Это Анна Попова.
Таким образом, в таком небольшом городе, где все друг друга знали, где знали людей стоящих близко к поэзии к музыке и другим видам искусства, общество не могло не догадываться кто прототип данного произведения. Одно то, как он рискнул изобразить знакомое всем лицо именно в этом художественном варианте? Остаётся только предполагать. А у меня ответ такой - потому что это всё его очень волновало. Он любил, переживал разочаровывался. Отвергалась, не рассматривалась его личность как претендующая на руку женщин, и Анны Поповой в частности. Его интересовала духовная подоплёка происходящих в его жизни, и в жизни его родины событий.Поэтому, я рассматриваю эту работу, как самовыражение Коста художника - авангардиста того времени , попробовшего сочетать свои чистые чувства к этой молодой девушке и облачить их в ранг христианской святости .
Посвящение А.Я.П.
Да, я уж стар… Ты смотришь боязливо
На впалые глаза, глубокие морщины.
Мой горб рисуется в рубище некрасиво,
На плечи падают лохмотьями седены…
Да,я уж стар!...
Другой вариант - если этот ангел похож на эту девушку, то это тоже по своему высвечивает нам Коста как очень тонкого человека, выразившего свою любовь в святом образе.
Сейчас разные интерпретации позволяют себе режиссёры - постановщики в театрах мира. Можно увидеть современную тракутовку "Ревизора" Н. В. Гоголя, современную трактовку пьес Островского. Иногда думаешь, где же само произведение в своей основе? Тем не менее - это дает полёт фантазии самому автора постановки и исполнителю, что удивляет и радует под час зрителя. А вот прошло больше века и мы, осетины , воспринимаем эту работу не как изображённую Анну Попову, или напоминающую Анну Попову, а именно как очень красивую работу Коста, в которой он отразил свое уважение к вере христианской . Ведь он не взял за основу и не создал канонический образ девы Марии, а их, как известно четыре основных вида : ЕЛЕУСА, ЗНАМЕНИЕ, ОДЕГИТРИЯ и ОРАНТЕ. Коста написал нам вольный, не канонический, но всё же храмовый образ ангела. Он не сделал из него святого с именем. Он представил ангела и этот ангел женщина, живое существо спустившееся с небес на какое то мгновение, принесшее с собой частичку национального осетинского колорита и христианский оттенок.
Являясь приверженцем христианства, Коста заинтересовался переводом "Евангелие" на осетинский язык. Он выразил надежду, что с переизданием Евангелие, раз и навсегда будет установлен осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу несомненно даст возможность читать "Священное писание бегло и удобопонятно».
Христианские мотивы нашли свое отражение не только в живописи Коста, но и в его поэзии. Почитании Коста религии было связано с тем, что он с самого рождения находился в
религиозной обстановке, где обращение к Богу было естественным
жизненным обстоятельством.
Об этом говорит стихотворение
«Воспоминание»
В данном случае христианские идеалы тесно переплетаются с
образом старой няни, которая «то ласкала меня, то молилась, то
чутко дремала, когда я дремал…».
Прототипом для создания образа заботливой сиделки стала Чендзе Дзапарова-
Туаева, кормилица Хетагурова, в доме которой он провел свое
детство. Нежная забота, сострадание, любовь, проявляемые по
отношению к заболевшему маленькому Коста, неотделимы от веры в Господа, на
которого уповала женщина в своих стараниях облегчить страдания
больного. Для нее Христос – неизменный спутник не только в
испытаниях, но и в радости.
Я стал поправляться… С цветущей весною
Настал и канун воскресенья Христа…
Счастливая няня сидела со мною
И все осенялась знаменьем креста
Ведь Коста Хетагуров, как мне стало известно,рожденный в яслях, в хлеву, почти как Христос в каком то смысле встретил Мир и Мир встретил его сразу по - простому; по - любви; по - людски..., и даже матерей их звали одинаково. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки и жизни в Пятигорске. Именно тагда, Коста проникается великой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания. Это отражено и в стихотворении «Страстная неделя» и в рисунке - "Христос".
В этих произведениях и в сознании Хетагурова Христос присутствует как высшая ценность, как идеал. Он олицетворяет собой всепрощение и беспримерную любовь к людям, ко всему человечеству.
Каждое обращение к образу Иисуса Христа проникнуто у поэта пониманием огромной ценности принесенной жертвы. Описанию последних дней земной жизни Христа посвящена поэма Хетагурова «Се человек» (1895). Здесь Иисус предстает перед читателем гордым и мужественным, абсолютно осознанно и спокойно принимающим свой жребий. В этом произведении мы видим Его обладающим достаточной силой, чтобы усмирить толпу одним взглядом. Апофеозом Христолюбия Хетагурова можно по праву считать стихотворение Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене» (1888)
Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив. Этот великий праздник занимал в жизни поэта значительное место.
Сейчас, когда идёт "Велий Пост", мне особенно хочется это подчеркнуть!
В кругу передовой интеллигенции - "Пасха" - широко праздновалась и воспринималась как начало новой жизни, возвеличивание братского единения и любви, торжество цветения и солнечного света. Все эти высшие ценности выразились в чаянья КостаХетагурова, и вылились народный лозуг "Свобода. Равенство. Братство."
Христос воскрес!
Умолкли ненависть и злоба,
Цепей бряцанье, звон оков!..
Развейся, мрак холодный гроба,
Безумье варварских веков ..
Прочь, скорбь, печали и сомненья,
Свершилось чудо из чудес:
Из мрака суеты и тленья
Христос воскрес, Христос воскрес!
Христос воскрес!
Умолкли ненависть и злоба,
Цепей бряцанье, звон оков!..
Развейся, мрак холодный гроба,
Безумье варварских веков ..
Прочь, скорбь, печали и сомненья,
Свершилось чудо из чудес:
Из мрака суеты и тленья
Христос воскрес, Христос воскрес!
Другим, не менее важным аспектом деятельности Коста, является его связь с русской литературной традицией и культурой в целом. Творчества Коста Хетагурова связано с наследием великих русских поэтов и писателей. В их произведениях поэт черпал вдохновение и силы для продолжения своей работы, эти люди служили для него духовным ориентиром, были близки ему как в личностном, так и в творческом плане. Большое значение в творчестве Коста занимала его взаимосвязь с поэзией Некрасова. В поэзии Некрасова, как и творчестве Коста, отражены многие сюжеты и мотивы из Евангелие и Библии, но среди всего этого многообразия можно выделить несколько наиболее часто употребляемых образов: образ Храма; Молитва; Образ Пророка; Образ Христа.
Получив образование в России, во многом усвоив и приняв русскую культурную традицию, Коста в то же время сохранил свое этническое самосознание, не утратил глубокую духовную связь со своим народом. Вся его деятельность была направлена на возрождение и развитие национальной культуры. При этом он ясно осознавал тесную исторически сложившуюся взаимосвязь русской и осетинской культур, и оттенял важность русского влияния на Кавказ. Его творчество стало своеобразным синтезом христианских образов, православных традиций и элементов осетинского фольклора, прежде всего нартского эпоса, а так же прогрессивных гуманистических идей и глубокого уважения к обычаям народа.
Заключение
Так как Северная Осетия является многонациональной республикой, жители которой придерживаются разных конфессий, Коста, как никто другой, понимал необходимость развития дружеских отношений между представителями различных народов. В своих произведениях он развивал чувства любви к человеку, братства народов и свободы; поддерживал идею прогресса в общественных отношениях. Это делает его творчество особенно актуальным в наши дни. Ведь, несмотря на многовековой опыт прошлых войн, и XXI в. некоторые вопросы даже на межгосударственном уровне решаются не мирным путем, а с помощью угроз и открытой агрессии. И здесь христианская вера, играет огромнейшую роль в наши дни!
Коста Леванович Хетагуров был человеком своей эпохи, но в то же время он далеко опередил ее. В то неспокойное время ему удалось увидеть правильный путь развития. Он верил в прогресс и в то, что человечество само выбирает свой путь развития, в то, что мы в силах изменить свое будущее в лучшую сторону. Современники не всегда понимали его при жизни. Лишь с годами стал осознаваться тот великий вклад, который внес Коста в мировую культуру и в поддержке христианства, в часности. Его творчество звучит по новому своей актуальностью в наши дни, ведь проблемы, с которыми он боролся, идеи, которые он воплощал, результаты своей борьбы, которые он осмысливал и страдал наказываемый властями, свойственны и современному обществу. Наиболее полно, силу творческого гения Коста определил известный осетинский ученый XX века Василий Иванович Абаев к мнению которого, я обращалась уже в своей работе. Он говорил: «Истинно великие люди имеют ту особенность, что их величие с течением времени не только не тускнеет, но становится все ярче, убедительнее, зримее... Только теперь образ Коста, его историческое значение встают во весь исполинский рост».
Голоса папы Франциска и патриарха Кирилла, которые встретились в этом году на Кубе прозвучали в унисон в вопросе дискриминации христиан на Ближнем Востоке.
Они отметили, что в ходе встречи обсуждался широкий круг вопросов, которые касаются не только взаимодействия между католиками и православными, но также проблемы современного мира - в частности, положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в тех местах, где христианство зарождалось. Из-за непростой ситуации в этих регионах, христиане вынуждены покидать свои дома.
Силой данной нам веры в всевышнюю силу, лидеры изо всех сил стараются жестокость ума и холодность сердец остановить постулатами веры и мы должны быть в рядах тех кто их поддеожит и им поможет.
Список используемой литературы:
1.М.Краснов " Историческая записка о ставропольской гимназии" М. Краснов. Ставрополь-Кавказский, 1887. - 32 с.
2.Сергей Мальцев сборник «Духовная поэзия».Владикавказ,2005.-19 с.1 том.
3.Мальцев С. Коста Хетагуров.Духовная поэзия(Текст)/с. Мальцев.-Владикавказ:Проект
Пресс,2005.-32 с.
4.Князева В. Н. Христианские ценности в поэзии К.Л. Хетагурова // Дарьял. 2007.№6. С.34-42.
5.Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинение.
6.Дзагурти Губади. Осетинская литература // литературная энциклопедия,т. 8,1934.