Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6
Научная работа на тему:
«Дрожжи»
Работу выполнил:
Ученик 3б класса
Тигля К.С.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Каплун М.А.
Домодедово 2016
Содержание
стр.
Введение 3
1.Обзор литературы
1.1. Что такое дрожжи? 4
1.2 Углекислый газ 4
2. Методика исследования 5 - 6
3. Результаты исследования 7-11
Выводы 12
Заключение 13
Литература 14
Приложение 15-17
введение
Каждый день мы садимся за стол, чтобы подкрепиться. Много вкусных и полезных блюд можно использовать в пищу. Они готовятся из разных продуктов, в том числе для приготовления используется тесто. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?
Я обратился с этим вопросом к маме, и узнал, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.
Моя мама очень любит готовить блюда из теста. При этом она иногда говорит про пельменное тесто, а иногда про дрожжевое.
Я спросил, в чём разница. Мама предложила мне самому почувствовать разницу на ощупь. Выяснилось, что одно твёрдое, а другое очень мягкое. Со слов мамы я узнал, что второе и есть дрожжевое тесто. В него добавляют дрожжи, и поэтому оно получается таким воздушным.
Что же это за продукт такой дрожжи и как они работают?
Я предположил, что дрожжи состоят из воздушных шариков, которые поднимают тесто и делают его воздушным.
Чтобы ответить на вопросы и подтвердить гипотезу, я решил провести исследование, целью которого явилось изучение работы дрожжей. Объект исследования - дрожжи. Предмет исследования – работа дрожжей. В ходе исследования были решены такие задачи:
Узнать, что такое дрожжи
Исследовать, как работают дрожжи
Узнать, что помогает работе дрожжей
Определить, какой газ делает тесто воздушным
Понаблюдать, как дрожжи работают в тесте
Для успешного решения задач применялись разнообразные методы исследования: Рассматривание, наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ.
обзор литературы
1.1. Что такое дрожжи ?
С давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба. Это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. При этом происходит процесс разложения (другими словами – брожение) и выделяется углекислый газ. Одним из условий брожения является наличие сахара [1. С.47].
Русское слово «дрожжи» имеет общий корень со словами «дрожь», «дрожать». Есть ещё английское слово («yeast» (джист) – дрожжи), которое образовано от староанглийского слова «gyst», что означает «выделять газ» [3].
Всего в мире насчитывается много разновидностей дрожжей. Но в питании мы используем лишь 4 из них: пивные, хлебопекарные, молочные и винные дрожжи. Пивные дрожжи содержатся в «живом» пиве. А вот винные дрожжи можно встретить в природе в виде налета на виноградных гроздьях. Молочные дрожжи встречаются во всех кисломолочных продуктах. Хлебопекарные дрожжи активно используются для выпечки пышного хлеба и хлебобулочных изделий [2. С.95]. Дрожжи могут быть прессованные и сухие активные.
Дрожжи, добавленные в тесто при выпечке хлеба, делают его легким, вырабатывая пузырьки углекислого газа.
Таким образом, дрожжи – это одноклеточные грибы, которые вызывают брожение при добавлении сахара. При этом выделяется углекислый газ.
2.2. Углекислый газ
Углекислый газ – это газ без запаха и цвета. Выделяется при дыхании животных и растений. Образуется при гниении и брожении. Углекислый газ не поддерживает горение. Это свойство углекислого газа применяется в пожаротушении – противопожарные установки и огнетушители [4].
методика исследования
Исследование проводилось в январе 2016 года.
Через изучение и анализ литературы выявил строение дрожжей.
Методом рассматривания определил внешний вид сухих активных дрожжей.
Рассматривая шарики-гранулы дрожжей под микроскопом, установил их структуру дрожжей.
Методами наблюдения и сравнения выявил условия, которые помогают начать работу дрожжей. Для этого развели дрожжи с водой в трёх чашках. В первой вода была холодная, во второй – тёплая, в третьей – горячая (приложение 1).
Методы наблюдения и сравнения помогли определить причины ускорения работы дрожжей. Дрожжи развел с водой в двух чашках. В первой вода тёплая, во второй – тёплая с сахаром.
Проведя эксперимент, определил, что при работе дрожжей выделяется газ. Для этого в чашке развел дрожжи с тёплой водой с сахаром. Затем всё перелил в бутылку и натянул воздушный шарик (приложение 2).
Методом измерений определил, какого газа становится меньше при работе дрожжей. Для этого взял две банки. В каждую насыпал дрожжи. В одну из них сахар. В банки поочерёдно вставлял датчик определения количества кислорода электронной лаборатории (приложение 3).
На мониторе компьютера появилась кривая, которая показала количество кислорода. Далее в банки добавил тёплую воду и подождал 30 минут и ещё раз провел определение количества кислорода.
Экспериментальным путём доказал, что в банке с сахаром выделился углекислый газ. Для этого в банку сразу после её открытия поместил горящую спичку.
Как работают дрожжи в тесте, наблюдал в течение 40 минут. Для этого завел тесто: размешал дрожжи в тёплой воде с сахаром. Добавил муки, замесил тесто и поставил в тёплое место. Через каждые 10 минут зрительно отслеживал «подъём» теста. Тесто обминал и опять отслеживал подъём. Затем из этого теста мы испекли булочки.
результаты исследования
Изучив литературу о дрожжах, выявил, что дрожжи это грибы. Каждый гриб состоит из одной клетки. О том, что в состав этой клетки входит воздух, нет упоминания. Значит, дрожжи не состоят из воздушных шариков.
В своём исследовании я использовал сухие активные хлебопекарные дрожжи. Эти дрожжи сформированы в маленькие шарики-гранули светло-коричневого цвета. Под микроскопом выявилось, что шарик-гранула представляет собой плотную структуру. И в ней тоже не видны воздушные шарики (см. фото 1).

Фото 1. Структура шариков-гранул
Наблюдая за условиями, которые помогают началу работы дрожжей и сравнивая результаты, установлено, что в чашке с горячей водой дрожжи не начали работать. Вода осталась светло-коричневого цвета. В чашке с холодной водой дрожжи начали работу, но для этого им понадобилось больше времени, чем в чашке с тёплой водой. Здесь быстро появилась пена на поверхности светло-коричневой жидкости. Следовательно, для начала работы дрожжам нужна тёплая вода.
Наблюдая, как дрожжи работают в тёплой воде без сахара и сахаром, сравнивая результаты, определено, что сахар ускоряет работу дрожжей. Пена появилась раньше, и её было больше, чем в чашке без сахара.
Этот процесс называется брожением (см. фото 2).

Фото 2. Разведённые дрожжи с сахаром
Поэтому, чтобы дрожжи быстрее начали работу, чтобы начался процесс брожения нужно добавить сахар.
Что происходит при работе дрожжей, помог эксперимент с шариком. Разведённые в воде дрожжи с сахаром начали работу (началось брожение) и воздушный шарик, который до этого просто свисал с бутылки, начал надуваться (см. фото 3).

Фото 3. Шарик надулся при брожении дрожжей
Это помогло установить, что при работе (брожении) дрожжей выделяется газ.
Электронный датчик определения количества кислорода показал, что в банках с сухими дрожжами и сахаром одинаковое количество кислорода – 19,8% (см.фото 7).

Фото 7. Количество кислорода в банках с сухими дрожжами
Через 30 минут в банках количество кислорода уменьшилось. В банке с разведёнными дрожжами без сахара в первые 25 секунд датчик показал 19 % (см. фото 8).

Фото 8. Количество кислорода в банке без сахара
А в банке с разведёнными дрожжами и сахаром его стало очень мало – 8% (см. фото 9).

Фото 9. Количество кислорода в банке с сахаром
Это доказывает, что при брожении выделяется газ, но не кислород.
Помещённая горящая спичка в банку с меньшим количеством кислорода сразу потухла. Следовательно, при брожении выделяется углекислый газ, так как углекислый газ не поддерживает горение.
Затем, как работают дрожжи в тесте, наблюдала в течение 40 минут. На протяжении этого периода времени тесто постоянно увеличивалось в размерах («поднималось») (см. фото 10, 11 ).
Фото 10. Дрожжевое тесто Фото 11. Дрожжевое тесто поднимается
Через 40 минут тесто поднялось (см. фото 12).

Фото 12. Тесто поднялось
Его обмял. При этом лопались пузырьки углекислого газа. Далее повторно наблюдал подъём теста. Затем из этого теста испекли булочки. Они получились пышные (см. фото 13)

Фото 13. Испечённые булочки
При разломе булочки были видны дырочки, которые заполнены воздухом.
Это доказывает, что при работе дрожжей в тесте выделяется углекислый газ. При этом тесто становится мягким, изделия из теста пышными.
выводы
Для приготовления хлебобулочных изделий необходимо дрожжевое тесто. Для его получения используют хлебопекарные дрожжи, которые могут быть прессованными и сухими активными.
Сухие активные дрожжи имеют форму маленьких шариков-гранул светло-коричневого цвета, которые имеют плотную структуру. Чтобы дрожжи начали свою работу, им необходима тёплая вода. Добавление сахара ускоряет работу дрожжей и вызывает процесс брожения, в результате которого выделяется углекислый газ.
Дрожжи продолжают свою работу и с добавлением муки, в тесте. При этом тесто поднимается, выделяется углекислый газ. На ощупь оно определяется мягким. После выпечки изделия из дрожжевого теста получаются пышными.
Из всего сказанного следует, что предположение о том, что дрожжи состоят из воздушных шариков, которые поднимают тесто и делают его воздушным, оказалось ошибочным.
заключение
Изучив литературу при выполнении данной работы, я узнал, что дрожжи относятся к грибам. Это грибы, которые состоят из одной клетки. Разведённые в тёплой воде дрожжи начинают свою работу, а с добавлением сахара начинается процесс брожения. В результате этого выделяется углекислый газ. Эти свойства дрожжей применяются в хлебопечении. И чтобы хлебобулочные изделия получились вкусными, пышными, необходимо соблюдать следующие условия: разведённые дрожжи, тепло, сахар.
По материалам и итогам проведённого исследования создана презентация. Меня очень заинтересовала эта тема. В дальнейшем я хочу выяснить, какие ещё существуют разновидности грибов.
литература
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. — М. : Стереотип , 2011.
Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей./под редакцией Б.М. Дроняева.- М.: АСТ-ЛТД, 1995. - Том 3.
Электронные ресурсы
http:// www.yourlifestyle.ru
http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Начало наблюдения за работой дрожжей, разведённых в разной воде

Приложение 3
Начало эксперимента с шариком
