Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Определение типа темперамента личности по дерматоглифическим узорам на пальцах
Выполнила: Крейс Софья Андреевна,
ученица 5Б класса, МОБУ «СОШ № 12».
Научный руководитель:
Крейс Наталья Фёдоровна,
учитель биологии.
г. Минусинск 2016
Содержание
Введение
Наличие отпечатков пальцев у человека обнаруживается в возрасте 18 недель после зачатия. В отличие от других линий на руке, отпечатки пальцев постоянны и неизменны. Руки человека иногда настолько выразительны, что и беглый взгляд на них позволяет составить достаточно верное представление об их обладателе. По преданию, великий испанский художник Франциска Гойя брал плату за портрет вдвое больше, если изображал на нём ещё и руки. Не зря считают, что стремление спрятать руки, скажем, за спину говорит, либо о скрытности натуры вообще, либо о нежелании именно в этот момент обнаружить перед окружающими свои чувства. Но всё это относится к внешней - тыльной стороне кисти, тогда как внутренняя сторона должна была бы вызвать, куда больший интерес. Кожа, которой она покрыта, имеет, как известно, сложный рельеф – его образуют гребешки, и поэтому эту кожу специалисты именуют «гребневой». Гребешки составляют характерные узоры, уникальные для каждого человека и не меняющиеся в течение всей жизни ни под какими воздействиями. Гребневые участки нашей кожи – отпечатки пальцев изучает наука дерматоглифика.
По мнению российского психиатра Николая Богданова: «Отпечатки пальцев — это данный природой видимый маркер наследственных способностей человека, т. е. характера, темперамента, психических проявлений свойств нервной системы. Учитывая тесную связь между генами и характером кожных узоров, еще в детском возрасте можно определять характер воспитания, обучения, выбор профессии» [3, с. 27]. Особенности нервной системы человека, тип его темперамента и другие индивидуально-психологические качества можно определить не только традиционными психологическими методами, но и визуальными средствами. Этому способствует использование данных, полученных в результате исследований кожного рисунка кисти человека. Вышеизложенными обстоятельствами обуславливаются актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы – сравнение совпадения типа темперамента личности через дерматогли-фическое исследование и психологическое тестирование .
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, научной литературы по данному вопросу;
2. Провести анкетирование учащихся 5Б класса по опроснику А. Белову на определение типа темперамента;
3. Научиться определять по методике А.В. Власова тип темперамента с помощью дерматоглифики;
4. Провести анализ и обобщение полученных данных.
В основу исследования положена следующая гипотеза: предположим, что в результате исследования типа темперамента по дерматоглифическому исследованию и психологическому тестированию результаты совпадут.
Объектом нашего исследования является тип темперамента личности. Предметом исследования является определение типа темперамента личности по дерматогли-фическими узорами на пальцах учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретический – изучение первоисточников;
Исследовательский (практический) – проведение эксперимента;
Аналитический – анализ полученных результатов;
Синтез – обобщение материалов теории и получение результатов эксперимента, формирование выводов и собственной точки зрения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. В научной работе уточнены цели проведения взаимосвязи индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах учащихся;
2. Проведены исследования типа темперамента учащихся 5Б по методике А.В. Власова и по опроснику А. Белова;
3. Обобщены и проанализированы полученные данные.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что адаптированы конкретные диагностические методики для изучения типа темперамента. Результаты исследования будут использоваться при проведении внеклассных мероприятий, дома самими учащимися.
Глава I. Общие сведения о дерматоглифики
1.1. История изучения дерматоглифики
Первые сведения о гребневой коже и рисунках, ею образуемых (среди них наиболее известны узоры на кончиках пальцев), пришли сюда с востока — из Индии и Китая. Впрочем, самый древний след знаний такого рода зафиксирован не в Азии, а, что удивительно, на Североамериканском континенте, в Новой Шотландии. В 1892 г. североамериканским этнографом Герриком Меллери был найден весьма любопытный петроглиф, выражаясь доступнее - рисунок на камне. Это довольно точное изображение человеческой ладони с множеством беспорядочно идущих по ее полю линий. Любопытнее всего, что конечные фаланги пальцев на этом рисунке имеют отчетливые черты круговых узоров. По справедливому замечанию немецкого криминалиста Роберта Гейндля, неизвестный нам «автор рисунка увидал то, что для взора художников Европы до последних столетий было скрыто». [5, с. 17].
Дерматоглифика – раздел морфологии человека, изучающий кожный рельеф ладонных и подошвенных поверхностей, покрытых многочисленными гребешками или папиллярными линиями (дерматоглифами).
Дерматоглифика сравнительно молода: ее возникновение относят к 1892 году, когда один из оригинальнейших биологов своего времени — двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках. [4, с.21]
1. 2. Классификация пальцевых узоров
Кожа имеет сложную морфологическую организацию и выполняет многогранные функции: защитную, иммунную, экскреторную, дыхательную, терморегуляционную, депонирования и синтеза веществ, анализаторную. Кожа осуществляет связи организма с внешней средой.
Структурной единицей кожного рельефа пальцев, ладоней и стоп человека является папиллярный гребень и межгребневая борозда. Гребни образуют рисунки различного вида с различной частотой в узоре. Несмотря на чрезвычайное разнообразие, отдельные элементы дерматоглифики поддаются группировке (классификации).
Первая классификация пальцевых узоров, предложенная Гальтоном, включала три основных узорных типа: завиток, петлю и дугу. Такая трехтиповая классификация пальцевых узоров недостаточна для персональной идентификации и для некоторых биологических исследований, где необходим более тонкий анализ рисунков кожных гребешков. Поэтому вскоре эти три типа пальцевых узоров были детализированы самим Гальтоном, а позднее многими другими исследователями. Но из всех предложенных классификаций наиболее широко используется система Генри, которая включает четыре узорных типа: дуги, петли, истинные завитки и сложные, или составные, узоры. [3, с. 47].
1.2.1. Дуги
Простая дуга не имеет трирадиуса (или дельты) и состоит из гребней, пересекающих поперек пальцевую подушечку и слегка выпуклых дистально. T-образная дуга имеет трирадиус, два краевых радианта которого идут в ульнарном и paдиальном направлениях, а дистальный радиант обрывается и вокруг него обходят гребни в виде дистально вытянутой дуги, образуя дистальную трансверзальную систему (рис.1).
Рисунок 1. Дуга
1. 2.2 Петля
Петли имеют одну дельту. Это полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки начинаются от одного края пальца, идут, изгибаясь дистально, к другому краю, но, не доходя до него, возвращаются к тому краю, от которого начались. Дистальный радиант петли, окаймляя поле узора (центральный узор), образует голову петли (рис. 2).
Рисунок 2. Петля
1.2.3 Завитки (спирали)
И
стинные завитки имеют две дельты. Это замкнутая фигура, в которой папиллярные линии идут концентрически вокруг сердцевины узора. Истинные завитки чаще всего представлены кольцевыми, эллипсоидными и спиральными рисунками (рис. 3). В завитках сильно варьируют объем самого узора, форма и объем сердцевины, направление и соединение узорных радиантов.
Рисунок 3 . Завитки
1. 2. 4 Составные, или сложные, узоры
С
оставной узор имеет два и более трирадиуса и составлен из двух и более простых рисунков. Сложные узоры представлены четырьмя основными типами: центральные карманы, латеральные карманные петли, двойные петли и случайные узоры (рис.4).
Рисунок 4. Двойная петля
1. 3. Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах
Люди с преобладанием дуга – указывает на достаточно ординарных и практичных людей, которые предпочитают дела разговорам, так как, часто, не умеют выражать свои мысли, ограничены в эмоциональном плане. Это очень разумные и экономные, даже жадные люди. Такой человек не любит перемены в жизни, крайне консервативен.
Люди с завитками наоборот – очень эмоциональны, ранимы, часто талантливы. У них разнообразное и очень сложное поведение. Часто они сами не представляют на что способны. Несмотря на свою сверхвыносливость, люди этого типа не могут, и не хотят терпеть неприятные для себя обстоятельства.
Люди с преобладанием петель – это некая «золотая середина» между дугами и завитками. Они легко адаптируются ко всему, что происходит вокруг. Они уравновешены, твёрдо стоят на ногах. Обычно у них достаточно широкий круг интересов, они легко сходятся с другими людьми, адекватно оценивают происходящее.
Радиальная петля (в сторону большого пальца) указывает на совершенствование самой личности. Такой человек самостоятельный, решительный, с лидерскими качествами. И не случайно, так как эту петлю, часто, связывают с планетой Марса, имеющей схожие характеристики.
Локтевая петля (ульнарная) – умение приспосабливаться к обстоятельствам. В отличие от радиальной петли, человек с локтевой петлей - более общительный, многосторонний, разнообразный и гибкий. [6, с. 15].
В свое время японский исследователь Такашима обобщил бытующие среди его соотечественников представления о психологических особенностях обладателей тех или иных узоров. Так, например, завитки, по народным поверьям, указывают на успешность в ремеслах и упрямство, составные узоры – на лживость, петли – на недостаток настойчивости, дуги – на жестокий, грубый характер. Его земляк Коджима суммировал результаты собственных наблюдений над 200 тыс. заключенных. По его мнению, носители большого числа петель на пальцах обладают мягкими манерами, слегка меланхоличны, весьма трезвомыслящи и безжалостны в бизнесе. Люди с завитками на пальцах неугомонны, чувствительны, умны, деятельны, часто подвержены сомнениям и не склонны к криминалу. Те, у кого на пальцах комбинация петель с завитками, выдержаны, добры, послушны, правдивы, но часто нерешительны и пассивны в делах. Обладатели дуг и радиальных петель амбициозны, холодны, упрямы, непослушны, ведут себя вызывающе, их можно назвать бунтарями. Остается не совсем ясным, каким образом Коджиме удалось протестировать столь внушительный массив индивидуальных отпечатков. В его выводах различим дух народных верований. Современная наука движется куда более скромными шагами. И все же, характеристики японских исследователей могут быть отчасти дополнены по публикации их американских коллег, показавших в частности, что среди студентов персоны с дугами на указательном и среднем пальцах левой руки (очевидно, только для них были получены значимые различия) гораздо более открыты и правдивы, хотя и отличаются большей тревожностью, чем люди с завитками.
Глава II. Методы изучения типа темперамента
2.1. Тип темперамента и отпечатки пальцев
Особенности нервной системы человека, тип его темперамента и другие индивидуально-психологические качества можно определить не только традиционными психологическими методами, но и визуальными средствами. Этому способствует использование данных, полученных в результате исследований кожного рисунка кисти человека, что является областью специальной отрасли знаний – дерматоглифики.
В 2010 году А.В. Власовым разработана антропологическая методика определения типа темперамента с помощью дерматоглифики, суть которой заключается в следующем:
Используя результаты дактилоскопии левого и правого указательных пальцев (находящиеся в личном деле) или полученные самостоятельно (при помощи штепсельной подушки, губной помады, сканирования и т.п.) определяется тип узора папиллярных линий на этих пальцах и определяется тип темперамента (см. табл.1.).
Таблица 1.
Взаимосвязь основных узоров папиллярных линий и типом темперамента
Тип узора папиллярных линий на: | Тип темперамента |
левом указательном пальце | правом указательном пальце |
петля | петля | Сангвиник |
петля | завиток | Сангвиник/флегматик |
дуга | дуга | холерик |
дуга | петля | Холерик/сангвиник |
дуга | завиток | Холерик/флегматик |
завиток | завиток | флегматик |
петля | дуга | Меланхолик (сочетает в себе качества сангвиник/холерик) |
завиток | петля | Меланхолик (сочетает в себе качества флегматик/сангвиник) |
завиток | дуга | Меланхолик (сочетает в себе качества флегматик/холерик) |
Так, было установлено, что у лиц с сильной и уравновешенной нервной системой на пальцевом узоре чаше встречаются «петли», у лиц с сильной и подвижной нервной системой – «завитки», а у лиц со слабой нервной системой – «дуги». Если соотносить в процентном отношении тип темперамента и пальцевой узор на десяти пальцах, то обнаруживается следующее: 1) холерик имеет больше 50% «завитки» (остальные «петли»); 2) сангвиник имеет больше 50% «петель» (остальные «завитки»); 3) флегматик имеет, как правило, все «петли»; 4) меланхолик имеет хотя бы одну «дугу», и чем их больше, тем слабее нервная система, то есть низкая работоспособность человека [Акинщиковой Г.И., Полуэктовой С.А. 1971].
2.2. Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента.
Для определения типа темперамента существуют специально разработанные опросники. После ответов на четыре блока вопросов, вам будет предложена несложная формула для наиболее точного расчета вашего темперамента. С помощью этой методики также можно определить тип темперамента вашего ребенка.
Инструкция. Внимательно прочитайте список свойств, присущий тому или иному темпераменту, и ставить "+", если свойство вам присуще, и знак "-", если это свойство у вас не выражено. Тестовый материал (вопросы). 1. Если вы: 1. Спокойны и хладнокровны. 2. Последовательны и обстоятельны в делах. 3. Осторожны и рассудительны. 4. Умеете ждать. 5. Молчаливы и не любите зря болтать. 6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. 7. Сдержанны и терпеливы. 8. Доводите начатое дело до конца. 9. Не растрачиваете попусту сил. 10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе. 11. Легко сдерживаете порывы. 12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию. 13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. 14. Постоянны в своих интересах и отношениях. 15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. 16. Ровны в отношениях со всеми. 17. Любите аккуратность и порядок во всем. 18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 19. Обладаете выдержкой. 20. Постепенно сходитесь с новыми людьми.
2. Если вы: 1. Стеснительны и застенчивы. 2. Теряетесь в новой обстановке. 3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми. 4. Не верите в свои силы. 5. Легко переносите одиночество. 6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. 7. Склонны уходить в себя. 8. Быстро утомляетесь. 9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 11. Впечатлительны до слезливости. 12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. 13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 14. Склонны к подозрительности, мнительности. 15. Болезненно чувствительны и легко ранимы. 16. Чрезвычайно обидчивы. 17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. 18. Малоактивны и робки. 19. Безропотно покорны. 20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
3. Если Вы: 1. Неусидчивы, суетливы. 2. Невыдержанны, вспыльчивы. 3. Нетерпеливы. 4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. 5. Решительны и инициативны. 6. Упрямы. 7. Находчивы в споре. 8. Работаете рывками. 9. Склонны к риску. 10. Незлопамятны и необидчивы. 11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12. Неуравновешенны и склонны к горячности. 13. Нетерпимы к недостаткам. 14. Агрессивный забияка. 15. Обладаете выразительной мимикой. 16. Способны быстро действовать и решать. 17. Неустанно стремитесь к новому. 18. Обладаете резкими, порывистыми движениями. 19. Настойчивы в достижении поставленной цели. 20. Склонны к резким сменам настроения.
4. Если вы: 1. Веселы и жизнерадостны. 2. Энергичны и деловиты. 3. Часто не доводите начатое дело до конца. 4. Склонны переоценивать себя. 5. Способны быстро схватывать новое. 6. Неустойчивы в интересах и склонностях. 7. Легко переживаете неудачи и неприятности. 8. Легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам. 9. С увлечением беретесь за любое новое дело. 10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. 11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. 12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой. 13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. 14. Выносливы и работоспособны. 15. Обладаете быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. 16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке. 17. Обладаете всегда бодрым настроением. 18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях. 20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
Ключ к тесту на темперамент. Подсчитайте количество "+" по каждому темпераменту отдельно. 1 блок - флегматик 2 блок - меланхолик 3 блок - холерик 4 блок - сангвиник Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (количество "+" по одному типу темперамента разделить на количество "+" по всем четырем типам темперамента и умножить на 100%). В окончательном виде ваша формула темперамента примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35% С + 15% Ф + 14%М, что означает, что ваш темперамент на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.
Глава III. Результаты исследования
Исследования проводились в МОБУ «СОШ № 12» в 5Б классе, сентябрь-декабрь 2015 года. Результаты исследования приведены в таблице №2.
Таблица №2 Типы темпераментов 5Б класса
ФИ учащихся | Тип узора папиллярных линий на | Тип темперамента по А.В. Власову | Тип темперамента по А. Белову |
| На левом указательном пальце | На правом указательном пальце | | |
1. Е | петля | петля | сангвиник | флегматик |
2. С | петля | петля | сангвиник | флегматик |
3. З | дуга | петля | сангвиник | флегматик |
4.Т | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
5.М | петля | дуга | Меланхолик (сочетает в себе качества сангвиник/холерик) | флегматик |
6. Л | дуга | петля | Холерик/сангвиник | сангвиник |
7. Р | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
8. Ш | завиток | завиток | флегматик | флегматик |
9. А | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
10. З | петля | завиток | Сангвиник/флегматик | сангвиник |
11. М | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
12. С | петля | завиток | Сангвиник/флегматик | сангвиник |
13. К | петля | завиток | Сангвиник/флегматик | сангвиник |
14. Т | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
15. Л | петля | завиток | Сангвиник/флегматик | флегматик |
16. С | петля | петля | сангвиник | флегматик |
17. А | петля | петля | сангвиник | сангвиник |
18.В | дуга | дуга | холерик | сангвиник |
19. Т | завиток | завиток | флегматик | флегматик |
20. К | завиток | петля | Меланхолик (сочетает в себе качества флегматик/сангвиник) | флегматик |
Из таблицы №2 видно, что в этой закономерности присутствует элемент погрешности при определении типа темперамента, это объясняется необъективностью результатов психологических тестов (шкала лжи), погрешностью биометрического исследования, уровень достоверности которого составляет 85-95%. Преобладающим типом темперамента является сангвиник, на 2 месте – флегматик.
Следует отметить, что тип кожного рисунка двойная петля (смешанный рисунок) соотносится к варианту петлеобразного семейства и поэтому в самостоятельный вариант, который может дать ещё ряд различных вариаций смешанного или самостоятельного типа темперамента не относится. Этим самым допускается вариант погрешности в методе определения типа темперамента, но она незначительна по сравнению с основной характеристикой данного типажа.
Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Определение типа темперамента по А.В. Власову 5Б – 30 человек
Схема 1. Типы темперамента
Из диаграммы 1 видно, что в 5Б классе по обеим методикам преобладающим типом темперамента является сангвиник – 42%.
Определение типа темперамента по А. Белову 5Б – 30 человек
Из диаграммы 2 видно, что в 5Б классе по обеим методикам преобладающим типом темперамента является сангвиник – 42%.
Совпадение типов темперамента учащихся 5Б класса по дерматоглифическому исследованию и психологическому тесту.
Установлена взаимосвязь между определением типа темперамента по методике А.В. Власова и по опроснику А. Белова, однако выдвинутая гипотеза подтверждена полностью, так как существует элемент погрешности. Несовпадение результата по типу темперамента у многих ребят может быть следствием: необъективности результатов психологических тестов (шкала лжи), погрешности биометрического исследования, уровень достоверности которого составляет 85-95%.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Заключение
1. Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
2. Провели анкетирование по опроснику А. Белова. В нашем классе преобладающим типом темперамента является сангвиник, на 2 месте – флегматик.
3. Научились определять тип темперамента по методике А.В. Власова. В нашем классе преобладающим типом темперамента является сангвиник, на 2 месте – флегматик.
4. Установлена взаимосвязь между определением типа темперамента по методике А.В. Власова и по опроснику А. Белова, однако выдвинутая гипотеза подтверждена полностью, так как существует элемент погрешности. Несовпадение результата по типу темперамента у многих ребят может быть следствием: необъективности результатов психологических тестов (шкала лжи), погрешности биометрического исследования, уровень достоверности которого составляет 85-95%.
Внутренние и внешние проявления темперамента одного и того же человека иногда совпадают, иногда не совпадают. Кроме того, то, как сам человек представляет свой темперамент, может не вполне соответствовать действительности. Человек вполне может ошибаться в оценке типа своего темперамента, его достоинств и недостатков. Природный тип темперамента человека может быть скрыт за социально обусловленными формами поведения. Поэтому наука дерматоглифика сможет в будущем определить на 100% тип темперамента человека.
Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: «Академический проект», 2002.
Беленький Г. Дерматоглифика // Краткая медицинская энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1989.
Богданов Н.Н. и др. Хрестоматия по дерматоглифике, — М., 2006.
Богланов Н.Н. Судьба и характер…на кончиках пальцев // Первое сентября. 2002. № 56.
Гладкова Т.Д. Дерматоглифический метод в антропологии, антропогенетике, медицине и криминалистике. – М.: «Наука», 1989.
Делоне Н.Л. Адаптивные фенотипы человека в физиологии и медицине // Успехи физиологических наук, 1999. – т. 30. – № 2.
Малиновская Н.В. Изучение типов темперамента и характера школьников // Биология в школе. 2005. № 5.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Петунин О.В. Типология ВНД // Биология в школе. 2005. № 6.
Петунин О.В. Типология ВНД // Биология в школе. 2005. № 8.
Власов А. В. Визуальный экспресс метод психодиагностики личности по узорам папиллярных линий указательных пальцев [Текст] / А. В. Власов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 219-221.