МБОУ «Идрицкая СОШ»
«Витов Ключ»
Работа Ивановой Веры
11 лет
Ученицы 4 – «Б» класса
МБОУ «Идрицкая СОШ»
Руководитель работы Зенченко И.Б.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Идрицкая СОШ»
Себежского района Псковской области
2013 г.
Идрица
Содержание
Вступление стр. 3
Витов Ключ стр. 4
Кто такой Витовт? стр. 4
Мог ли Витовт быть в наших краях? стр. 7
Упоминание имени Витовта в летописных источниках
нашего края и краеведческих материалах стр. 10
Артефакты из школьного музея стр. 12
Является ли вода из родника Витов Ключ
целебной? стр. 12
Заключение стр. 13
Использованная литература и Интернет-ресурсы стр. 14
Список приложений стр. 14
Вступление
Недавно я узнала, что недалеко от посёлка Идрица Себежского района Псковской области существует родник под названием Витов Ключ. В нём очень чистая вода, которая хранится очень долго и не портится.
Я решила выяснить, почему родник носит название Витов Ключ?
Таким образом, предметом моего исследования является родник с названием Витов ключ.
Я выдвинула гипотезу, что название родника связано с именем литовского князя Витовта, и поставила цель, выяснить действительно ли название связано с именем Витовта?
В ходе выполнения работы пришлось решать следующие задачи:
1. Выяснить, кто такой Витовт?
2. Приходилось ли Витовту когда-либо бывать в наших краях?
3. Попробовать выяснить, является ли вода из данного источника целебной?
В ходе данного исследования мною были использованы следующие приёмы:
исследование исторического материала и краеведческого, анализ этого материала, эксперимент.
Основная часть
Кто такой Витовт?
Точная дата рождения Витовта неизвестна, а год вычислен приблизительно, на основании косвенных свидетельств. В молодости он участвовал в походах Ольгерда на Москву. В 1370 г. отец дал ему в удел Гродно. Уже как князь гродненский Витовт участвовал в походах против Польши и Ордена.
После смерти Гедимина Витовт признал Ягайлу великим князем. Поначалу они жили в дружбе, но по мере того как разрасталась трещина между Ягайлой и Кейстутом, Витовт однозначно занял сторону отца. Когда в 1381 г., воспользовавшись отлучкой великого князя в Полоцк, Кейстут выступил против него, Витовт тоже двинул свои полки из Гродно на Вильно. Ягайло был арестован, но Витовт вступился за него перед отцом. Ягайло был отпущен и ему была возвращена вотчина — Крево и Витебск. Кейстут стал великим князем, а Витовт сел в Троках. Однако скоро Ягайло перехватил инициативу. Воспользовавшись поражением Кейстута в Северской земле, он организовал восстание в Вильно, 12 июня 1382 г. захватил столицу, а затем взял Троки, посадив там Скиргайлу. Витовт же ушел в Гродно. Вернувшись из Северской земли, Кейстут отправился в свою вотчину, Жемайтию, где не без труда собрал войско и вместе с сыном двинулся против Ягайлы. Две армии встретились 3 августа близ Трок. Чувствуя слабость противника, Ягайло отправил к Витовту посла Скиргайло. Тут склонил сначала Витовта, а затем и Кейстута к мирным переговорам, но едва те прибыли в ставку Ягайлы, как их арестовали и заточили в Кревском замке. Пять дней спустя Кейстут повесился (а, может быть, был убит) и был похоронен с большими почестями. Витовту же удалось бежать, переодевшись в платье служанки своей жены во время свидания.
Первоначально Витовт бежал в Мазовию к своей сестре Дануте и ее мужу Янушу, а затем к Земовиту Плоцкому, но все они отказали в помощи. Тогда Витовт обратился к заклятым врагам, тевтонцам. Те поначалу приняли его без энтузиазма, но затем, надеясь ослабить Литву, столкнув Витовта и Ягайло между собой, объявили Великому княжеству Литовскому войну. 11 сентября 1383 г. крестоносцы вторглись в Литву. К ним присоединился Витовт с тремя тысячами жемайтов. 30 января 1384 г. в Кёнигсберге Витовт присягнул Ордену как князь трокский и передал ему Жемайтию до Невежиса и Ковенскую область. Он также крестился по католическому обряду под именем Виганд. Тем временем Ягайло, занятый подготовкой к браку с дочерью Дмитрия Донского, стал нуждаться в мире. Он тайно начал вести переговоры с Витовтом, обещая тому Волынь с Луцком. Витовт наставивал на возвращении своей вотчины, Трок, занятой Скиргайлой. Ягайло пообещал перевести Скиргайлу в Полоцк, как только оттуда будет выбит Андрей Ольгердович, а Троки вернуть Витовту. Тот согласился, даже не став подписывать никакого договора. Витовт сжег Георгенбург и Новый Мариенбург и с войском перебрался в Литву. 6 ноября он уже вместе с Ягайлой взял и разрушил замок Новый Мариенвердер.
Витовт получил от Ягайлы Гродно, Берестье, Подляшье и Волковыск. Чтобы унаследовать от дяди Любарта Волынь, он перекрестился из католичества в православие под именем Александр. В Троках остался сидеть Скиргайло. Тем временем Ягайло занялся организацией политического союза с Польшей. В 1385 г. была подписана Кревская уния, объединявшая два государства. На следующий год Ягайло крестился, взяв имя Владислав, женился на польской королеве Ядвиге и был коронован польским королем. В Литве он поставил наместника Скиргайло. Воспользовавшись отъездом Ягайлы, вновь поднял голову Андрей Полоцкий. Скиргайло подавил мятеж и занял Полоцк, отказавшись при этом возвращать Витовту Троки. В качестве компенсации Витовт получил Владимир-Волынский и Луцк, но обиду все равно затаил. Пользуясь недовольством среди литвинов политикой Ягайлы — потерей суверенитета и ростом влияния поляков — Витовт возобновил борьбу.
В 1389 г. Витовт бежал к тевтонцам. Он подтвердил условия Кёнигсбергского договора 1384 г., но однажды обманутые им тевтонцы отнесли к князю-изгою настороженно. Тевтонцы потребовали передачи заложников: Витовтовых братьев Сигизмунда и Товтивила, сестры Римгайлы, жены Анны, дочери Софьи и некоторых представителей литовской знати. Лишь после этого тевтонцы дали Витовту войска. Кроме того, к нему стали стекаться рыцари из разных стран Европы, включая будущего короля Англии Генриха IV и маршала Франции Жана ле Менгра. Коалиция Витовта совершила ряд походов на территорию Литвы, крупнейшим из которых стал поход 1390 г. В течение пяти недель войска коалиции осаждали Вильно, который оборонял Скиргайло, но столкнулись с рядом проблем: испортилась погода, кончился порох, крестоносцы требовали избрания нового магистра вместо погибшего под Георгенбургом Конрада Цёлльнера фон Ротенштайна, закончился срок службы наемников. В итоге осада была снята, и воска вернулись в Пруссию.
21 января 1391 г. Витовт выдал дочь Софью замуж за великого князя московского Василия I. Он стал рассматривать Москву как потенциального союзника против Ягайлы. Тем временем новый великий магистр Конрад фон Валленрод начал собирать новый крестовый поход против язычников-литвинов. Крестоносцы разорили Укмерге и Майшаголу, а Витовт захватил Меречь и Гродно, перекрыв Ягайле доступ в Вильно. Однако в целом война шла не очень удачно как для Витовта, так и для Ягайло, и стороны решили приступить к мирным переговорам. 4 июля 1392 г. двоюродные братья встретились в имении Остров близ Лиды и подписали соглашение, по которому Витовт становился великим князем литовским и получал обратно свою вотчину — Трокское княжество, сохранив при этом Луцк. Ягайло же получал титул верховного князя Литвы и становился сюзереном Витовта. Также Витовт пообещал, что после его смерти земли Великого княжества станут собственностью короля Польши. Это обязательство было подтверждено Виленско-Радомской унией 1401 г.
Формально зависимый от Польши, Витовт проводил самостоятельную политику, направленную на расширение сферы влияния Великого княжества Литовского, поднятие международного престижа государства и укрепление центральной власти. Первым делом Витовт провел укрупнение вотчин, забрав себе Полоцк и Витебск. Затем он совершил поход на Южную Русь, где отнял Подолию у Фёдора Кориатовича (тот бежал в Венгрию) и Киев у Владимира Ольгердовича (тот получил ничтожный Копыль). В Киеве был посажен Скиргайло, который перед этим самостоятельно взял Черкассы и Звенигород. Волынь и Подолия стали частью польской короны, а Витовт стал в тех областях кем-то вроде наместника, проводника королевской власти.
Но постепенно среди литовской знати, особенно русского происхождения, начало накапливаться недовольство ростом польского влияния в княжестве. В 1398 г. на съезде на острове Салине литовские и русские князья и бояре провозгласили Витовта самостоятельным правителем, тем самым фактически разорвав унию. На том же съезде Витовт вступил в тайные переговоры с тевтонцами и отказался от претензий на Жемайтию.
Проводя антиордынскую политику на востоке, Витовт в 1397 и 1398 гг. провел два не очень удачных похода против татар. В1398 г. он принял у себя бывшего хана Тохтамыша, изгнанного из Орды Тимур-Кутлуком. Также Витовт пытался привлечь папу для организации крестового похода против татар. В 1399 г. Витовт, собрав войска, выступил в новый поход и встал на берегу Ворсклы. Тимур-Кутлук испугался Витовтова воинства и начал мирные переговоры, но тут к нему прибыл темник Едигей, убедивший прервать их и готовиться к сражению. 12 августа произошла битва. Несмотря на численное првосходство, хорошо вооруженная, но неповоротливая литовско-русская армия была наголову разбита. Ордынцы преследовали литовцев до самого Киева. Большинство князей, участвовавших в сражении, погибли. Витовт был ранен и во время бегства едва не утонул. Лишь ценой огромного выкупа литовцам удалось спасти Киев от разорения. В багодарность за спасение Витовт заложил в Ковно костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии, известный ныне как костёл Витовта. Поражение на Ворскле означало крах претензий Витовта на объединение восточнославянских земель. Он потерял Смоленское княжество, а в 1401 г. был вынужден подписать Радомско-Виленские соглашения, укрепившие связи Литвы с Польшей. Витовт был признан великим князем литовским, но только пожизненно: переданные ему во владение земли после смерти должны были отойти к Ягайле и королевству Польскому. С помощью польских войск в 1404 г. Витовт вновь вернул Смоленск, но поссорился соСвидригайлой, который отъехал на службу к московскому князю. В 1406-1408 гг. Витовт трижды вторгался в пределы Московского княжества, вмешивался в новгородские и псковские дела, посылая туда своих родственников, но особо не преуспел. Свидригайле, имевшему свои интересы в Литве, не удалось поднять Москву на борьбу с Витовтом. Разочаровавшись в Василии I, Свидригайло вернулся в Литву и затеял тайные переговоры с тевтонцами. Узнав об этом, Витовт на 9 лет заключил двоюродного брата в оковы.
Вместе с этим, Витовту и Ягайле удалось добиться определенных успехов на западном фронте. В 1401 г. Витовт разорвал Салинское соглашение с Орденом, приняв под свое крыло жмудь. В 1404 г. без участия Витовта был заключен Рацёнжский договор, ненадолго положивший конец войне с немцами. Ягайло опять уступил Жемайтию Ордену, но в 1409 г. жмудь подняла очередное восстание, что привело к новой войне.
15 июля 1410 г. близ Грюнвальда состоялась великая битва. Орден выставил около 23 тысяч воинов, включая наемников. Ягайло собрал около 37 тысяч человек. Витовт привел 11-тысячную русско-литовско-татарскую легкую конницу. Крестоносцы были разгромлены, потеряв практически всех своих военачальников, что означало фактический развал Ордена, однако окончательно добить тевтонцев не удалось. Из-за недостатка провианта и болезней осада Мариенбурга была снята, и Витовт вернулся в Литву. Первый Торуньский мир не позволил Ягайле и Витовту в полной мере воспользоваться плодами своей победы. Литва получила назад Жемайтию, но лишь до смерти Витовта, после чего должна была быть возвращена Ордену. Неудачный мир привел к росту недовольства литвинов, и Ягайле пришлось принимать меры для скрепления польско-литовских уз. 2 октября 1413 г. была подписана Городельская уния, неразрывно связавшая Великое княжество Литовское и королевство Польское. Литовская знать католического вероисповедания была уравнена в правах с польской шляхтой и получила право голоса при назначении великого князя. Уния ослабила права великого князя и русских бояр, но усилила позиции лично Витовта. В дальнейшем Витовт и Владислав-Ягайло действовали слаженно, в интересах единого государства.
В 1425 г. умер великий московский князь Василий Дмитриевич, поручив Витовту заботу о жене, сыновьях и всем московском княжестве. Витовт заключил договора с тверским, рязанским и пронским князьями, сделав их своими вассалами, но договора эти имели силу только до его смерти и не способствовали присоединению этих княжеств к Литве.
В 1429 г. на съезде в Луцке состоялся съезд, в котором участвовали Витовт, Владислав-Ягайло, император Сигизмунд, ряд русских князей, а также легат папы римского и послы из Москвы, Орды и даже Византии. Этот съезд показал возросшую роль Великого княжества Литовского в европейской политике. На съезде Сигизмунд поднял вопрос о коронации Витовта королевской короной, но, опасаясь недовольства польских панов, Витовт не дал явного согласия. Подготовка к коронации шла в обход Польши и была намечена на 8 сентября 1430 г. (праздник Рождества Девы Марии). Но поляки не пропустили делегацию, которая везла короны для Витовта и его жены Ульяны. Витовт согласился короноваться при условии, что после его смерти корона перейдет к сыну Владислава-Ягайло, но до коронации так и не дожил. Он умер 27 октября 1430 г., по преданию, услышав известие о захвате короны польскими шляхтичами.
2.2 Мог ли Витовт быть в наших краях?
Поскольку наш посёлок Идрица находится на территории Себежского района, я попыталась выяснить, не упоминается ли имя Витовта в летописных источниках нашего края. И такие сведения нашлись.
Историки и краеведы единодушно начинают рассказ о городе Себеже с первого упоминания его под 1414 г. польским хронистом М. Стрийковским. Сам характер упоминания, где говорится о взятии псковского пригорода Себежа войском великого князя Литовского Витовта, свидетельствует о более раннем возникновении городского укрепленного поселения, хотя и не дает оснований для более точных датировок. Умалчивают о собственном пригороде и летописцы Псковской вечевой республики, хотя о других пригородах в связи с псковско-литовскими отношениями (Опочка, Воронин, Коложе и др.) в XIV-XV вв. они сообщают неоднократно. Это косвенное подтверждение тому, что границы Псковской земли в XIII-XIV вв. не распространялись так далеко на юг, а захват Себежского поозерья Литвой связан с экспансией литовских князей на исконно русские земли. До середины XIII в. эти места служили границей владений Полоцка и Псковско-Новгородского государства и, скорее всего, относились к Полоцкому княжеству. С середины XIII в., когда племя литовских князей Миндовгов окончательно захватило Полоцкую землю и село княжить в Полоцке, Себежская земля постепенно становится краем приграничных псковско-литовских междоусобиц. Сначала (до конца XIV в.) Псков, стремившийся к самостоятельности и независимости от Новгорода, искал прочного союза с южным соседом, тем более, что к Полоцку сохранялось отношение как к одной из русских областей.
Еще в середине XIV в. в Полоцке сидел митрополит Феогност, старший по духовному званию для новгородского владыки, и псковичи просили у него об основании собственной архиепископской кафедры (1331 г.). Псковичи также нередко приглашали литовских князей (например, Андрей Ольгердович, сын великого князя Литовского, княжил в Пскове трижды). К концу XIV в., по мере роста могущества великого княжества Литовского, с одной стороны, самостоятельности Псковской земли и начавшегося сплочения русских земель вокруг Москвы - с другой, отношения двух государств становятся все более напряженными. Источником напряженности была, в первую очередь, Литва, стремление которой расширить владения на севере за счет Новгорода и Пскова были очевидны. Соперник был столь опасен, что новгородцы не считали зазорным откупаться большими "окупами" (Порхов, 1341 г., Ольгерд; 1428 г., Витовт). Они даже передали в отчину литовским князьям стратегически важные пограничные крепости Корелу, Ладогу, Ореховец и половину Копорья (1331 г.). Псковичи спешно укрепляют псковскую крепость и южные пригороды, заключают оборонительно-наступательный мир с орденом против Литвы и Лифляндии, который, впрочем, был непрочен, но окончательно обострил отношения с Литвой. Пиком напряженности стал, по-видимому, 1406 г., когда произошло сильное нападение Витовта и полное разорение им крупного псковского пограничного города-крепости Коложе. Ответом был не менее крупный поход псковичей, разорение принадлежавших к тому времени литовцам Великих Лук и Ржевы, а вскоре и строительство новой пограничной крепости в Опочке над Великой рекой "в две недели" (1413 или 1412 г.). Очень характерно примечание псковского летописца об отъезде в том же 1413 г. из новгородской отчины Лугвенея, князя Литовского в Литву: "а все то Псковичем не на добро, хотяху искоренити от основания град Псков".
Что же послужило причиной столь острых предчувствий и нового похода Витовта 1414/1415 г., с которым незадолго до того псковичи заключили сепаратный от Новгорода мирный договор (1410? г.). Не исключено, что в эти годы, незадолго до похода, псковичи выстроили на дальних южных рубежах еще одну крепость - Себежскую, строительство которой и было воспринято литовцами как вызов. Сравнительно мирное завершение похода Витовта в 1414/1415 г. можно объяснить не только откупом, но и тем фактом, что псковичи простили литовскому князю разорение Себежской крепости.
Вернемся к сообщению Стрийковского о том, что в 1414 г. великий князь Витовт из Дриссы двинулся против псковичан и, подойдя к Псковскому пригороду Себежу, взял его и сжег, а сам двинулся далее. Поскольку на Петровой горе следов крепости XIV-XV вв. не обнаружено, первую Себежскую крепость следует поместить на Замковой горе, где находки указанного времени встречаются. Умолчание псковских летописцев сильно затрудняет исследование, но не может быть случайным. Этот факт можно объяснить, например, дипломатическими соображениями. Свод составлялся позднее, когда Себеж был окончательно потерян для псковичей, а опасность со стороны Литвы сохранялась. В этом случае упоминать лишний раз Себеж как бывшую псковскую крепость в Литовской земле недипломатично, да и малоприятно. Исследователи никогда не приводили в связи с Себежем еще один документ, который считается переводом Стрийковского, но менее точным, имеющим свои особенности и серьезные расхождения в датировках (перевод Стрийковского считается более точным). Этот источник - "Хроника Литовская и Жмойтская", датируемая 40-ми гг. XVIII в. Вот ее полный текст: "Року 1427 Витовт, великий князь литовский, постановивши с королем Ягайлом порядок христианский в Жомойти, зобрал войско посполитое рушене, з литвы и а руси, а переправившися чрез Двину реку у Друши облегл напервей Сабож, замок и место Псковское... А так, взявши Сибеж замок през подале, облегл другой замок Псковский, Перхову, под который месяцей стоял шесть".
Данное сообщение необычайно интересно: во-первых, его можно считать не интерпретацией сообщения М. Стрийковского 1414 г. с иной датировкой, а вполне самостоятельным; во-вторых, события, о которых в нем повествуется, имели место, хотя и изложены схематично и не совсем точно. Например, Порхов назван "псковским замком", а не Новгородским, но ошибку автора XVIII в. можно понять: к тому времени Порхов тяготел к Пскову и вскоре стал псковским. Речь идет о двух разных походах Витовта - на псковские пригороды по призыву дерптского епископа Дидриха (1426 ? г.) и походе 1427-1428 гг. на новгородский пригород Порхов. Разногласия псковичей с новгородцами создали для Витовта прекрасную возможность разбираться с ними по отдельности.
Первый поход на псковичей был очень серьезным: "Первого августа (1426 г.) с Литвою, Богемцами, Волохами и Татарами учинил нападение на город Опочку и Воронечь,... но опочане и вороничане отбили, а под Котельном разбил он Псковский отряд". Псковичи обращались за помощью к новгородцам, но не получили ее. После заключения 25 августа перемирия с псковичами Витовт обратился к Новгороду. В эти августовские события Себеж как будто не вписывается, но если попытаться реконструировать события с учетом умолчания псковских летописцев, то можно предположить, что основная часть мощного войска Витовта была занята осадой Себежа, набеги совершали отдельные отряды, а разбитый псковский отряд шел на помощь Себежу. Борьба за город велась с неким сознанием правоты со стороны литовцев, и псковичи это право (сильного?) косвенно подтвердили умолчанием. Иначе трудно себе представить, чтобы они ни единым словом не обмолвились не только о завоевании, но и о строительстве себежской крепости, других, связанных с ней событиях. Повторимся, что о других пригородах заинтересованные сообщения встречаются в те годы довольно часто. Из всего сказанного следует предположение о том, что себежская крепость была выстроена на Замковой горе, скорее всего, в начале XV в. (около 1406 г.) как военный форпост Пскова. Население ее составлял военный гарнизон. И если верить сообщению Литовской "Жмойтской хроники" 1427 г., городское поселение ("место Псковское") выходило за пределы Детинца на верхней площадке полуострова. Крепость была восстановлена после пожара 1414 г. (как мы знаем, это делалось псковичами скоро, "в две недели", как в Опочке).
Вполне вероятно, что Себеж окончательно перешел к литовцам по мирному договору августа 1426 г. Чтобы прекратить вражду, которая началась с заключения мирного договора 1417 г. с рыцарями, направленного против Витовта (непрестанные с 1421 г. набеги на псковские земли), нужны были серьезные аргументы. Возвращение Себежа - как раз один из таких аргументов. Под 1432 г. сообщается о "Полотской границе", на которой псковичи искали мира с Литвой, а несколько позднее появилось сообщение о мире. Вскоре псковско-литовские события вообще уходят со страниц псковских летописей.
Приведем еще один интересный источник - русские былины, в которых описываемые события обычно восходят к древним временам. В этих былинах, записанных в XVII в., любимый народный герой Илья Муромец ведет борьбу с неверными, которые "хотят Себеж град за щитом взять". То, о чем умолчали летописцы, поведала былина.
Таким образом, первое летописное упоминание о Себеже датировано 1414 годом в связи с нападением на русские пределы литовского короля Витовта. В том году город был взят и сожжен. С 1414 года Себеж был под властью Речи Посполитой.
На сайте trucker.narod.ru я также нашла сведения о тех временах.
«Когда на Руси образовались удельные княжества, Себеж оказался на стыке Полоцкого княжества и владений Пскова. В тринадцатом веке Литва присоединила к себе Полоцкое княжество и стала посягать на псковские земли. К этому времени относится первое упоминание о Себеже в Польской хронике Стрыйковского:
"В 1414 году великий князь литовский Витовт из Дриссы двинулся с войском против псковитян и, подойдя к Псковскому пригороду Себежу, взял его и сжег, а сам двинулся далее"».
На сайте starye-karty.litero-ru мне удалось обнаружить карты с направлениями походов Витовта. Нам этих картах прослеживается путь Витовта по Себежским землям по направлению к Опочке.
Одна из научных экспедиций подтверждает, что имя Витовта связано с Себежским краем. Основной задачей исследований в Себежском районе было изучение демографической, этнокультурной и социально-экономической ситуации и основных тенденций развития территории в связи, прежде всего, с ее пограничным положением. В качестве источников использовались интервью с жителями города и деревень, руководителями предприятий и представителями администрации, материалы районного архива, документы местных органов власти, статистические данные.
Экспедиция также выяснила , что первое упоминание о городе Себеже относится к 1414 г.: в одной из польских хроник говорится о взятии псковского пригорода Себежа войском великого князя Литовского Витовта. В 1535 г., в правление Елены Глинской, на берегу Себежского озера было начато сооружение крепости — Иван-города на Себеже. Город рассматривался как один из опорных пунктов на западных границах Русского государства. В течение двух столетий город менял государственную принадлежность, переходя от России к Польско-Литовскому государству и обратно.
Вывод 1:
Таким образом, Витовт действительно мог быть на том месте, где сейчас расположен родник, так как есть документальные подтверждения того, что Литовский князь Витовт со своим войском неоднократно проходил по территории Себежского края по направлению к Опочке. А родник расположен около старинной дороги, выложенной булыжником, которая соединяется с дорогой на Ночлегово и Опочку.
2.3. Название «Витов Ключ» в летописных источниках и краеведческих материалах.
Проведя беседы с местными жителями, я выяснила, что существует некая легенда о появлении этого родника:
«Недалеко от поселка Идрица, имеется ключ с названием Витов. Легенда гласит, что шел литовский князь Витовт со своими воинами, долго шел. Все измучились и хотели пить, а кругом один лес и никаких признаков воды. Остановились на привал, и тогда Витовт ударил со злости мечом в землю, и забил оттуда родник».
В одном из вариантов легенды говорится так же о том, что Витовт был ранен, но после того как он омыл раны водой из этого родника, они быстро зажили.
На сайте seblegend.edapskov.narod.ru и я нашла ещё одну легенду о пребывании Витовта в наших краях. Эта же легенда есть и в книге В.В.Васильева «Легенды и предания Себежского края».
Витовтов ключок.
Было это в те времена, когда стонала псковская земля от частых набегов
чужеземцев. Много горя приносили русским людям литовские воины князя Витовта.
Как-то вел Витовт свое войско в очередной набег на Русь. Вел тайно, глухими
тропами, чтобы неожиданно, в спину ударить русской армии. Долго шли литовские
воины. Устали, измучились, но приказа о привале все не было и не было. И лишь
когда вышли на берег реки, спокойно несшей свои воды среди шумного соснового
бора, велел Витовт разбить лагерь.
Местом для своего отдыха избрал князь высокий холм, откуда открывался чудесный
вид на русские просторы. Принесли князю воды из реки, отхлебнул Витовт из ковша,
поморщился. Приказал он воинам вырыть колодец на холме, чтобы была вода рядом с
княжеским шатром. Нелегко было выполнить его приказ. Долго копали уставшие
воины, колодец, прежде чем смогли добраться до воды.
Так объясняют старожилы появление небольшого родника возле деревни Речки,
расположенной в десятке километров от поселки Идрица. И называют его Витовтов
ключок.
Деревня Речки находится недалеко от Идрицы, если ехать по дороге на Ночлегово, эта дорога выходит на трассу Санкт-Петербург – Киев и проходит через Опочку, куда когда-то и направлялся Витовт.
Оба источника с названием Витов ключ находятся на одном и том же направлении.
Есть и ещё одна легенда, связанная с прохождением Витовта по территории Себежского края. Правда она о другом месте, но оно также находится недалеко от посёлка Идрица. Это Синовницкая гряда.
Синовницкая легенда
Целый день шел дождь. Порывистый ветер бросал в литовских воинов одну за другой пригоршни жестких холодных капель. Уставшие, промокшие до последней нитки, брели чужеземцы, проклиная эту варварскую страну. Пройден большой путь, но на нем не повстречалось ни одной деревни, где можно было бы обсушиться и обогреться.
Но что такое? Расступился лес, и воины увидели церковь, стоящую на холме. Наконец-то им повезло, есть где укрыться от непогоды, отдохнуть. Весело перекликаясь, бросились воины вперед. Недолго раздумывая, ворвались они в церковь и стали располагаться на отдых. Сюда же вводили и лошадей.
И когда последняя лошадь переступила храм Божий, задрожали купола, затрещали стены и церковь, переполненная чужеземцами, провалилась сквозь землю.
Это - легенда. Но, играя возле холма, деревенские мальчишки нередко находили подковы, монеты, части боевого снаряжения литовских воинов.
Местечко Синовнице находится в двух километрах от деревни Курилово, что в Себежском районе.
Вывод 2
Народные сказания и легенды подтверждают то, что Витовт со своим войском действительно проходил по землям около пос. Идрица Себежского района. А значит, и название родника Витов Ключ может быть связано с его именем.
2.4 Артефакты из школьного музея
В школьном музее МБОУ «Идрицкой СОШ» хранится ядро от пушки тех времён, что зафиксировано документально. Это ядро было найдено в окрестностях посёлка Идрица Себежского района Псковской области.
Вывод 3
Данная находка (ядро) прямо свидетельствует о том, что на этой территории велись боевые действия литовскими войсками.
2.5. Является ли вода из родника «Витов клюю» целебной и полезной?
Для выяснения этого вопроса я провела эксперимент.
Вода, взятая из родника, действительно хранится очень долго и не портится, но срок её хранения всё же не так велик. Она хранится не более месяца. Через месяц в воде появляется осадок, и вода начинает цвести. При проверке при помощи РН-тестера выяснилось, что из трёх образцов воды вода из источника самая чистая.
Жители посёлка любят брать воду из этого родника. Жители говорят, что маринады и компоты на этой воде гораздо вкуснее, чем на обычной. Это может быть связано с тем, что вода не проходит по железным водопроводным трубам, не застаивается и получает достаточное количество кислорода. Вода из этого родника у местного населения считается целебной, хотя официального подтверждения этому я нигде не нашла. Официальный научный анализ воды никто не делал. Но вполне вероятно, что в воде из родника содержится больше полезных минералов и веществ, чем в водопроводной воде.
В Православный праздник Крещение Господне воду из ключа берут и для церкви, чтобы освятить.
Вывод 4
Воду из источника пока нельзя считать целебной, так как она не исследована учёными.
3. Заключение.
Таким образом, мною была выдвинута гипотеза о том, что название родника Витов ключ связано с именем польского князя Витовта.
В ходе исследования выявлено:
1. Литовский князь Витовт, действительно, мог бывать в наших местах. Это подтверждается историческим летописным и краеведческим материалом, а так же артефактом из школьного музея.
2. Родник расположен у подножия холма. Недалеко от дороги, которая проходила по этому месту с незапамятных времён. Этот путь вполне мог пройти Витовт, идя на Опочку, и место у родника могло служить отличным местом отдыха: и дорога рядом, и холм, с которого можно вести наблюдение, и вода.
3. Вода из источника не обследована учёными, поэтому нельзя говорить в полной мере о её лечебных свойствах, хотя, наверное, вода из родников всё же действительно полезнее водопроводной.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
seblegend.edapskov.narod.ru Васильев В.В Легенды и предания Себежского края
starye-karty.litero-ru
trucker.narod.ru Предания и легенды Себежского края
www.allmonarchs.net/lithuania
www.culture.pskov.ru Наследие земли Псковской
www.seblegend.edapskov.narod.ru
www.sovremennik.ws
www.sebezh.ruetno.php Наш Себеж И.И. Лагутин Историко-градостроительный очерк г. Себежа и его окрестностей
www.svyato.infopskoskaja...kljuchi Родники, ключи, колодцы, святые источники Себежского района
Вестник Российского Гуманитарного научного фонда 2007 № 4 (49)
Карамзин Н.М. 1 том История государства Российского www.dado.msk.ru
www.runivers.ru
www.readr.ruv-vasilev-legedi
www.gramotey.com
www.luved.rumorozkina.2.htm РусАрх Морозкина Е.Н.
5. Приложение - презентация