Рефлексия о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрения и управления изменениями в процессе преподавания и обучения
Современная школа, современный учитель сейчас становятся не только источником информации, а направляющим, который показывает куда и как надо двигаться, как учиться. Современный учитель должен развивать в детях самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, подготовить их к жизни. Ведь современная жизнь требует от молодого поколения коммуникабельности, креативности, умения сотрудничать.
Многое зависит от школы, учителей, так как урок остается главной формой организации учебного процесса. Президент Н.Назарбаев отмечает: «Учитель новой формации – это духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, стремящийся к постоянному совершенству».
Компетентность нашего тренера помогло мне понять важность обучения на курсах третьего уровня. На первом этапе начались изменения в моих взглядах на преподавание и обучение. На первом этапе мы узнали:
- о качественном преподавании;
- о новых подходах в преподаваниии и обучении;
- о семи модулях Программы;
- об обучении тому, как учиться;
- о планировании серии последовательных уроков. Материал Руководства для учителя казался непонятным, в голове был «туман». В первые дни мы знакомились друг с другом. Тренинги, которые были проведены для сплочения коллектива нам помогли. Занятия у нас начинались с деления на группы, мы пополнили свою копилку идеями деления на группы. Мы осваивали теоретическую часть Программы, и мне понравилось подходы в обучении, а именно групповая работа, «мысль по кругу», кумулятивная, исследовательская типы бесед, с помощью которых мы освоили материал. Хотя я и раньше знала о «Пирамиде обучения», но не обращала внимание, а когда сами работали по данной системе, убедилась, что на самом деле информацию можно запомнить на 90% с помощью передачи знаний. Обучаясь на курсах мы на себе ощутили важность групповой работы, важность диалога в обучении. Побывав на первом этапе курсов, узнала, что Программа, будучи в своей основе конструктивисткой, устанавливает перед компетентным учителем очень четкие обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Данный подход предполагает обязательное активное участие в этом процессе самого ученика, который становится в подобных условиях ответственным за свое обучение. Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях (Руководство для учителя, стр.112). Мне хотелось бы остановиться на тех изменениях, которые я внедрила в свою практику преподавания предмета «История Казахстана». Сначала был разработан план серии последовательных уроков, где я старалась внедрить изменения. Раньше я не обращала внимание на атмосферу в классе и не старалась создать условия для обучения, поэтому при планировании серии последовательных уроков обдумала варианты создания коллаборативной среды. Раньше я не проводила рефлексию собственных уроков, не видела себя со стороны, теперь я старалась анализировать каждый свой урок. На уроках старалась выслушать каждого, стала доверительно, гуманно относиться к детям, создала атмосферу доброжелательности. Также мне понравился проект «lesson study», хочу предложить своим коллегам создать проблемную группу с начала нового учебного года. Учителям необходимо действовать коллективно для обеспечения взаимной поддержки в лидерских группах учителей и в рамках своих сетевых сообществ. Совместная работа помогает учителям не только транслировать практику в свои школы, но также построить основу профессиональных знаний, которым могут доверять другие учителя. Эта основа знаний не является знанием на основе исследований, скорее это живой диалогический процесс, основанный на инновациях, которые вдохновляют других и обеспечивают их ориентирами для дальнейшего действия.(Руководство для учителя, стр.194).
В первую очередь я пересмотрела цели уроков, училась ставить краткие, более точные, достижимые, т.е. «smart» цели. При планировании серии последовательных уроков консультировалась с другим слушателем Программы, так как составление серии последовательных уроков для меня было новым, одобрение с ее стороны помогло мне действовать дальше. Мне хотелось поделиться со всеми моими впечатлениями о курсах, с материалами, которых я получила обучаясь на курсах. Когда я приехала с курсов все отмечали, что что-то изменилось во мне. А я в свою очередь отвечала «я изменилась внутри, теперь я совсем другой человек». На самом деле у меня в корне изменились взгляды, убеждения. У нас в школе должен был пройти в апреле районный семинар по истории, и я была рада, что именно в период моей практики в школе я смогла провести этот семинар. В проведении семинара мне очень помогли идеи нашего тренера и поддержка моей группы.
В период практики я провела тренинг с учителями и поделилась впечатлениями о курсах, показала интересные фильмы и видеоролики, а также мы с коллегами обсудили стереотипные определения разных народов, было отмечено то, что мы не зная людей навешиваем на них ярлыки, что приводит к непониманию, в конце провела несколько видов рефлексии, а именно «Телеграмму», «Плюс.Минус.Интересно», «Незаконченное предложение». Всем очень понравилось приветствие разных народов, фильм о Монтессори садах, ролик «солнцезащитный крем» а также «интересные картинки». Коллеги делились своими мнениями и мыслями по выбранным картинкам. Также учителя посетили мои уроки, было отмечено самостоятельность детей. Таким образом я дала понять своим коллегам, что нам надо меняться, что надо применять новые подходы в обучении и преподавании. Коллеги заинтересовались. Мне кажется, удалось провести работу по развитию лидерства. Ведь на курсах мы узнали, что на самом деле означает лидерство учителя. Необходимо освободиться от состояния узко индивидуалистического и сосредоточенного лишь на классе, при котором учитель концентрирует внимание на обучении учащихся действовать в соответствии с установленными стандартами.(Руководство для учителя, стр.192)
На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я узнала о типичных ошибках, которые мы совершаем в своей деятельности и поэтому старалась не допускать эти ошибки. Создавала условия работать самостоятельно, развивать навыки работы в группах, в парах. Стала обращать внимание на формы работы. Стараюсь помочь только тогда, когда действительно необходимо моя помощь. Мне очень понравилось модель обучения Л.Выготского. Модель Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которого могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР.
(Руководство для учителя, стр.144)
До прохождения курсов я проводила уроки по «традиционной» методике обучения, время от времени применяя в своей работе новые технологии, такие как «Биоинформатика и синергетика», применяла элементы критического мышления. Но важность применения технологии критического мышления на уроках я поняла, пройдя первый этап курсов третьего уровня. На первом этапе я уже пересмотрела свою работу, у меня появились убеждения, что надо применить конструктивистскую теорию в обучении. Цель констуктивисткого преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.(Руководство для учителя, стр.110)
На уроках пробовала применить все семь модулей Программы. Использовала ИКТ ресурсы, хотя я и раньше умела пользоваться компьютером, но в основном использовала ИКТ ресурсы на открытых уроках. Разрешила детям использовать сотовые телефоны для того, чтобы найти новые термины, дополнительные материалы по новой теме. Каждый урок начинали с позитивного настроя. А также на одном из уроков использовала «фоторефлексию», что очень понравилось детям. В дальнейшем хочу усовершенствовать работу с интернетом, на курсах познакомились с интересными сайтами, а именно «bubble us», «jmail.com», хочу подключить детей к работе с этими сайтами, думаю это повысит интерес учащихся к моему предмету. В дальнейшем хочу попробовать вовлечь детей к созданию подкаста и заниматься подкастингом. Создание подкаста создает им потенциальную тысячную аудиторию для демонстрации своей работы. Помогает совершенствовать навыки грамотности и позволяет детям практиковать свои навыки разговорной речи и аудирования, а также получать определенные навыки по использованию ИКТ. Подкасты могут быть интерактивными и побуждать аудиторию к комментариям, что создает ценную обратную связь детям об их работе. Создание подкаста является также большим плюсом для развития навыков работы в команде. Дети стараются сотрудничать друг с другом, поскольку всегда стремятся сделать нечто «выдающееся».(Руководство для учителя, стр.172) Использовала стратегии критического мышления такие как «мудрые совы», «сюжетная таблица», утверждения «да-нет». Данные стратегии помогли детям самостоятельно найти необходимую информацию, ученики учились выделять в тексте главное, анализировать. На уроке «Социально – экономическое развитие Казахстана в начале 20 в.» было дано задание найти в тексте основные понятия, выбрать из текста новую информацию, которая является неожиданной, так как противоречит их ожиданиям и первоначальным представлениям. Я переживала справятся ли они с этим заданием, но ученики смогли ответить на поставленные вопросы. Первая группа выделила основные понятия по экономическому положению, а вторая выбрала новые информации по особенностям аграрного развития. Хотелось бы использовать «Шесть шляп мышления», но к сожалению детей в классе мало, думаю ограничимся двумя цветами. В дальнейшем буду применять разные стратегии критического мышления для того, чтобы развивать умение анализировать, сравнивать, оценивать. В серии последовательных уроков большое внимание уделяла групповой, парной работе. Мне очень понравился модуль «новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение». Раньше на моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик», больше всех говорила я, на поставленные вопросы хотела получить сразу ответы. Теперь стала уделять внимание на паузу, стала уделять больше времени на обдумывания ответа, а также изменились мои реакции на ответы учеников. Включила в серии последовательных уроков вопросы «высокого порядка», что хорошо развивает логическое мышление. В перечне подходов, обсуждение и диалог являются наиболее предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу. В ходе диалога ученикам предоставляется альтернативные перспективы и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания. (Руководство для учителя, стр.156)
Хочу также поделиться мыслями об оценивании для обучения. Если бы у меня до курсов спросили в чем отличается суммативное оценивание от формативного, я бы не ответила. А теперь я понимаю, что формативное оценивание это текущее оценивание обучения, которое используется для усовершенствования обучения, а суммативное это оценивание, целью которого является подведение итогов обучения. На своих уроках тоже использовала формативное оценивание с помощью жестов, «диалога на стикерах»,«Две звезды и одно пожелание». Ученики после защиты постера давали формативное оценивание и этот процесс стало для них интересным. Думая, что системное использование формативного оценивания поможет детям стать ответственными, уверенными. Для меня стало важным проведение рефлексии в конце урока, потому что понимаешь как ученики освоили материал, над чем еще надо работать. В рефлексии «Плюс.Минус.Интересно» ученики писали, что интресно было работать в группе, оформлять флипчарт. Таким образом, дети учились размышлять над своей деятельностью, что на мой» взгляд улучшило их работу в группе.
Использовала модуль «Обучение одаренных и талантливых детей», давала детям опережающие задания, подготовить блиц-опрос по домашнему заданию, составить глоссарий, подготовить презентацию. Они с ответственностью выполняли данные задания. Но в то же время обращала внимание на творчески одаренных детей, помнила что у детей разные способности. На самом деле убедилась в том, что содержательный компетент категорий «талантливый» и «одаренный» может быть различным. Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах: артистические, спортивные, музыкальные и другие таланты. При этом они могут быть одаренными на одной стадии развития, но не проявлять способностей на более поздних стадиях (Руководство для учителя, стр.177). Мне помогло то, что на курсах я узнала о социально-ситуативном подходе к обучению. Я согласно с мнением А.Бандуры о том, что на формирование самоэффективности влияют четыре фактора. Один из них «опыт освоения». Достигнутый успех повышает самоэффективность, неудача понижает их (Руководство для учителя, стр.131). Я на себе испытала то, что социальные убеждения поощрение или неодобрение повышает успех, либо понижает его, поэтому старалась поддержать, поощрять учеников. Еще предстоит большая работа по развитию самостоятельности учеников.
Использованная литература
Интернет ресурсы:sc0018.kokshetau.akmoedu.kz
И.Логвина, Л.Рождественская «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника» Пособие для учителя.
5_L3W2D3_TrHW2_D3_FU_З_«Практика в школе»
Руководство для учителя. Третий(базовый) уровень, ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012