Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Ярославской области
Бучина Оксана Владимировна
Ярославль, МОУ СОШ №72
Проблемы специального образования сегодня являются одними из наиболее актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
В настоящее время в Ярославской области функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:
- посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;
- путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьное пространство по месту жительства:
- наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья;
- недостаток информации у школьников о различных нарушениях и о возможностях их сверстников;
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников;
- полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Анализируя мнение работников образования, можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы.
1. Регламентация инклюзивного обучения нормативно-правовыми документами.
В настоящее время нет положения об инклюзивном обучении, где мог бы быть определен статус инклюзивного ребенка, права и обязанности образовательного учреждения и родителей (законных представителей).
2. Финансовое обеспечение процесса инклюзии.
Пока финансирование школ, реализующих инклюзивное обучение, осуществляется так же, как и массового обучения, однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению детей с ОВЗ, гораздо выше данного норматива. Необходимо финансировать детей при инклюзивном обучении по той же схеме, как и в специализированной коррекционной школе. Также необходимо в каждом ОУ, реализующем инклюзивное обучение, пересмотреть критерии эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, продумать систему их стимулирования, внести дополнения в положения об оплате труда.
3. Современные практико-ориентированные программы и технологии по обучению детей с ОВЗ. В общеобразовательной школе их недостаточно. Интегрированные уроки требуют серьезного методического осмысления и обобщения имеющегося опыта.
4. Новые подходы к проведению методической работы с учителями, работающими в инклюзивном пространстве. Для изменения их стереотипов, профессиональной позиции необходимы тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ, конференций позволило бы продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Без его организации образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере. Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения – специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одним из решений проблемы является внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям, их учителям и родителям. Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с ОВЗ.
6. Материально-техническое обеспечение и безбарьерная среда. Для создания в массовых общеобразовательных учреждениях надлежащих условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ предстоит внесение существенных изменений. В школах должны быть помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, трудность в ОУ вызывает создание условий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОУ, предприятиями).
7. Принятие человека с ограниченными возможностями. Родители нормально развивающихся детей не хотят, чтобы их дети обучались в интегрированных классах, совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому, приняв ценности инклюзивного обучения, требуется в каждом ОУ, районе выстраивание системы работы с общественностью по подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.
Таким образом, для ОУ проблемы развития инклюзивного обучения достаточно актуальны, особенно для сельских территорий. И в одиночку справиться с этими проблемами школам достаточно тяжело. Поэтому необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения на региональном уровне.
Литература
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31.01.2001 года. - М.: Права человека, 2001. - 152 с.
2. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции / Моск. Гор.психол.-пед. Ун-т.; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
9. Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. – 2008. - №2. – С. 86-94
10. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. - М., 1996. - 81 с.
12. Прудникова В. А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. – 2008. - №6. – С. 77-84