ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает проблему формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования в процессе самостоятельной работы. Выявляется и обосновывается возможность повышения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся колледжа в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Предлагается комплекс методических материалов, направленный на повышение уровня формирования профессиональных компетенций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование, профессиональные компетенции, самостоятельная работа, методика профессионального обучения.
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в системе среднего профессионального образования были поставлены серьезные задачи подготовки компетентностного специалиста. В основе новых стандартов предложена модель с инновационно-творческим типом мышления, где главной задачей является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Несмотря на обширное исследование учеными, данная проблема остается актуальной. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций традиционными формами обучения происходит очень медленно и менее эффективно, так как вся информация выдается в готовом виде. Одной из форм обучения в профессиональном образовании является самостоятельная работа обучающихся, которую можно использовать как средство формирования профессиональных компетенций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методический материал для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжа могут использовать преподаватели в процессе формирования профессиональных компетенций междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства».
Цель исследования: разработать методический материал для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжа при изучении декоративной композиции в графике.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, методическую, специальную литературу (по проблеме исследования) и нормативные документы среднего профессионального образования.
Выявить особенности внеаудиторной самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций обучающихся колледжа по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Провести и обработать результаты констатирующего эксперимента.
Объект исследования: процесс внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся среднего профессионального образования.
Предмет исследования: внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся колледжа при освоении декоративной композиции в графике.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы и интернет-ресурсов), эмпирические (тестирование) и констатирующий эксперимент.
Среди множества определений «формирование» выбрано следующее: формирование – процесс, в котором придается законченность чему-либо, развитие и приобретение устойчивости под влиянием окружающей среды [5].
Е.В. Захарова профессиональную компетенцию определяет, как готовность и способность целесообразно действовать, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, самостоятельно анализировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности [2].
Формирование профессиональных компетенций – приобретение результатов обучения, которые выражаются в способности использовать полученные знания и умения для успешной трудовой деятельности, то есть способность работать самостоятельно, брать на себя всю ответственность, готовность самостоятельно решать выявленные проблемы, умение анализировать ситуации и применять знания для их рассмотрения [4].
П.И. Пидкасистый рассматривает самостоятельную учебную работу как любую организованную преподавателем деятельность обучающихся, ориентированную на самостоятельное выполнение поставленной задачи в специально отведенное на это время. Понимает ее как метод и как средство обучения, как вид учебной и познавательной деятельности, и как систему мероприятий по развитию самостоятельности и активности [3]. Она может применяться как в процессе аудиторных занятий, так и внеаудиторных.
Самостоятельная внеаудиторная работа – форма обучения, при которой обучающийся усваивает определенные знания, овладевает умениями и навыками, учится работать систематически, мыслить планомерно. Она определяется по времени проведения занятий и ограничению в нем, месте ее проведения, по продуктивности занятий, проявлению собственной инициативы и творческих способностей и по роли в ней преподавателя (рисунок 1) [1].
Самостоятельная работа
Внеаудиторная
Аудиторная
проведение во внеурочное время;
нет строгого ограничения во времени;
проведение занятий вне аудитории;
занятия более продуктивные;
обучающиеся более инициативны;
развитие творческих способностей;
преподаватель – помощник.
проведение занятий по расписанию;
ограничение во времени на занятии;
место проведения – учебное заведение;
занятия менее продуктивные;
обучающиеся менее инициативны;
слабое проявление творческих способностей;
преподаватель – лидер.
Рисунок 1 – Виды и свойства самостоятельной работы
Из рисунка следует, что внеаудиторная самостоятельная работа имеет ряд преимуществ перед аудиторной работой и дает новые возможности для самообразования и самосовершенствования обучающихся. При ее выполнении происходит более успешное овладение материалом, усовершенствование познавательных навыков, практического опыта и творческой инициативы, высокого профессионального роста.
Областью профессиональной деятельности выпускников среднего звена по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» является самостоятельное проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и художественное образование [6].
В процессе изучения междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями, в том числе ПК 1.5: самостоятельно выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов [6]. Компетенции формируются на каждом этапе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Для определения уровня сформированности ПК 1.5 был проведен констатирующий эксперимент, основанный на выполнении тестовых теоретических и практических заданий по декоративной композиции в графике. Эксперимент показал, что уровень сформированности данной компетенции средний, у обучающихся отсутствует четкое представление о законах построения композиции, о приемах и средствах ее выполнения. Следовательно, обучающимся необходимо повышать свои знания и совершенствовать практические умения дополнительно в процессе внеаудиторной самостоятельной работы, в результате которой уровень сформированности профессиональных компетенций значительно повысится.
Главными условиями формирования профессиональных компетенций являются правильно подобранные методы и средства обучения. Внеаудиторная работа так же должна сопровождаться методическим обеспечением. Это учебно-методические материалы, которые включают в себя средства обучения и средства контроля с целью повышения результативности внеаудиторной самостоятельной работы. Рационально использовать учебно-методические и технические средства обучения (рисунок 2).
Средства обучения


Технические
Учебно-методические
компьютерные обучающие программы (мастер-классы и т.п.);
электронные научные библиотеки;
локальные и глобальные компьютерные сети;
Web-сайты.
учебники;
учебные пособия;
методические пособия;
информационный наглядный материал;
записи аудиторных занятий;
научная и дополнительная литература.
Рисунок 2 – Средства обучения внеаудиторной самостоятельной работы
Организация самостоятельной внеаудиторной работы осуществляется по трем этапам: планирование, выполнение и контроль. Все ее виды и формы пересекаются, во многом дополняя друг друга. Следовательно, самостоятельная работа является специально организованной учебно-творческой деятельностью преподавателя и обучающегося.
Методика профессионального обучения – педагогический аппарат, предназначенный для управления процессом усвоения профессиональных знаний и умений в области определенной деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и обучающихся. Она отражает воспитательную, образовательную и развивающую функции образования [7].
Разработанные методические материалы для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжа при изучении декоративной композиции в графике содержат теоретический и иллюстративный информационный материал, а также методические указания к ним. Это позволит выполнить значительно больший объем работы, лучше освоить изучаемый материал и применить знания и умения в ходе практической самостоятельной деятельности.
Таким образом, использование методического материала, существенно улучшит качество и эффективность самостоятельной деятельности обучающихся, а уровень сформированности профессиональных компетенций в процессе внеаудиторной самостоятельной работы повысится.
Список литературы и источников
Борисова О.А. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников [Электронный ресурс] // ОГБОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» [Официальный сайт]. URL : http://docplayer.ru/37430625 (дата обращения: 13.08.2017).
Захарова Е.В. Понятие профессиональных компетенций и условия их формирования на уроках учебной практики / Е.В. Захарова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). – СибАК. – 2015. – С. 23 – 27.
Педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических вузов и педагогических колледжей / сост. П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Теория и практика воспитательной работы в колледже: уч.-метод. пособие / сост. О.Е. Саенко, О.Н. Айдунова; ред. О.Е. Саенко. – М. : Дашков и К, 2009. – 348 с.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 1 / сост. Д.Н. Ушаков и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935. – 1562 с.
ФГОС СПО 54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)». – Зарег. 2014-11-24. – М. : МИНОБРНАУКИ РФ, 2014. – 74 с.
Эрганова Н.Е. Методика проф. обучения: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Н.Е. Эрганова; Министерство образования РФ, Академия профессионального образования, Рос. гос. проф-пед. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 150 с.