СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Игры из подручных материалов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Игры из подручных материалов"»

УДК 159.9


Гахова А.С. 1


ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ «ДАВАЙ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ.


1КГКОУ ШИ 11«Краевое государственное казенное

общеобразовательное учреждение, реализующее

адаптированные основные общеобразовательные

программы «Школа-интернат №11»,

п. Ванино, Россия, gakhova86@mail.ru


Ключевые слова: деятельный подход, игры на сплочение, интеллектуальные нарушения, игровые упражнения, ФГОС, обучающиеся, подвижные игры.

Аннотация. В данной статье представлен блок игровых упражнений к рамках психолого – педагогического сопровождения обучающихся во внеурочной деятельности. Данные игры применяются на базе учреждения на протяжении 2х лет, для сплочения и объединения детского коллектива. Подчеркнута актуальность и важность данного направления работы. Представлены результаты работы с положительной динамикой.

Педагог всегда старается принести интересные идеи в свою работу, так что бы избежать пресыщения материалом и в тоже время выполнить основные задачи психолого – педагогического сопровождения, при этом достаточно большое количество финансовых средств затрачивается на реализацию той или иной идеи.

Вспомним высказывание: «Все гениальное просто!», а почему не взять простые вещи, которые всегда есть под рукой у педагога, и придумать игровые упражнения, отвечающие всем требования, но при этом без особых финансовых вложений. Идея игр из подручных материалов пришла еще в острый период пандемии. На территории школы были размещены куллеры, одноразовые пластмассовые стаканчики, педагоги и дети ходили по территории в масках. Вот и решение, стаканчики, что может быть проще. Конечно это риторический вопрос.

Игры из подручных материалов прекрасное решение во всех педагогических направлениях: правила игр понятны и просты, материалы, используемые при ее реализации, всегда имеются в обиходе. Для подготовки к игре не требуется большого времени, все необходимое оборудование с легкостью помещается в небольшом пластиковом контейнере.

Данные игры, представленные в статье, вошли в рабочую программу по курсу коррекционно – развивающей области «Давайте играть вместе», которая разработано и реализовано для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) [1].

Программа соответствует требованиям ФГОС №1599 от 19 декабря 2014 года «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденный постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2.

Цель: сплочение детского коллектива, по средствам игровых упражнений из подручных материалов.

Задачи игры:

1. Уметь вступать в контакт со сверстниками и педагогом.

2. Формировать навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

3. Уметь задавать вопросы по теме общения.

4. Помочь в выработке  норм и правил в процессе игры.

5.Развивать способность нестандартно и творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания.

6.Уметь удерживать поставленные цели и задачи в ходе игры.

Детям с интеллектуальными нарушениями, легче усваивать информацию через деятельность, поэтому игра, важный элемент гармонизации психоэмоционального состояния и развития коммуникативных навыков. В процессе игры формируются коммуникативные навыки, развитие творческих возможностей и способностей. В данных игровым упражнениях применяются нейропсихологические методы, которые благодаря специальным игровым комплексам, способствуют развитию психических процессов. Такие игры позволяют: развить пространственное представление, улучшить зрительно – моторную координацию, развить зрительное внимание и воображение, обучить последовательному выполнению действий [2].

Предлагаемая игра может быть использована обучающимися с 5 по 9 классы в рамках внеурочной деятельности, для детей с интеллектуальными нарушениями, так же игра может быть вариативна и использоваться в качестве отдельных игровых упражнений среди обучающихся с нормой интеллекта с 1 по 11 классы (использование выборочных игр исходя из возрастным особенностям) [1].

Количество участников: от 4 до 12 (не более трех команд). Продолжительность проведения игрового занятия: 40 минут.

Методический материал:

*бланк фиксации конкурсных испытаний

*бумажные стаканчики в количестве 20 штук

*деревянные палочки в количестве 8 штук

*пластиковые шарики диаметром 4 см в количестве 10 штук

*пластиковые трубочки для питья воды в количестве 4 штук

*игровое поле крестики нолики

*бумажки четыре цветов (красные, зеленые, синий, желтые) разметом 4х4 см в количестве 100 штук

*коробочки для хранения 2 штуки

*секундомер или песочные часы

*один большой стол с ровной поверхностью

*любая книга, резиновая игрушка

*бутылка воды

*малярный скотч

*мячик для пинпонга

*Логопедический тренажер для дыхания (трубочки)

Ход игры. Количество участников делиться на две команды (по равному количествыу участников). Если обучающиеся самостоятельно не могут поделиться, по разным причинам, тогда участник вытягивает лист на котором с другой стороны обозначен цвет, тем самым , путем «слепой жеребьевки» формируется две команды. Можно использовать систему чисел (на бумажках пишутся номер 1 и 2 по количеству участников и так же в слепую дети вытягивают номера) [4].

В ходе игры озвучиваются правила поведения и взаимодействия с окружающими (не перебивать, когда один говорит, обращаться по имени, убирать за собой рабочее место), а так же сами игровые упражнения и знакомство с бланком фиксации результатов (Таблица 1).

  1. Игра «Дуй и толкай»

Материалы: Пластиковый стаканчик

Ход игры: На столе стоит стаканчик. Участнику необходимо с помощью воздуха, дуть на стаканчик и двигать его к противоположной стороне стола. После того, как упражнение выполнено, участник возвращается к команде и следующий делает тоже самое.

  1. Игра «Отгадай где»

Материал: Пластиковые стаканчики (12 штук), цветные листочки (12 штук)

Ход игры: Педагог раскладывает на стаканчики, которые стоят дном вверх, цветные листочки. Все дети запоминают, где листы находятся и отворачиваются. В это время педагог прячет листы под стаканчики, задача детей по очереди определить, где именно находится листочки.



  1. Игра «Трубочки и листочки»

Материалы: трубочки для питья по кол-ву детей, разрезанные цветные листочки, 2 тарелочки.

Ход игры: Игра проводится за столом. Стол разделяется строительным скотчем на две равные части. На одной стороне стола стоять дети (разделить на две команды), на другой стороне стола тарелочки. Детям необходимо взять трубочки и по очереди захватить бумажку, лежащую на столе по средствам вдувания воздуха в трубочку, таким образом, листочек приклеивается к трубочке и участнику необходимо в таком положении перенести ее до тарелочки. Участник возвращается на свое место и передает эстафету другому ребенку.

  1. Игра «Башня из стаканчиков»

Материал: Бумажные стаканчики, палочки для суши.

Ход игры: Игра проходил за столом. На столе уже стоят два стаканчика. Задача игроков, один берет деревянную палочку в правую руки и другой игрок тоже берет в правую (или ту руку, которой удобно работать). Необходимо третий стаканчик поставить поверх двух, тем самым получиться башня из стаканчиков.

  1. На финал* Игра «Футбольный переполох»

Материал: Шарик для тенниса трубочки для дня рождения (логопедический тренажер для дыхания).

Ход игры: Игроки стоят по обе стороны стола, друг на против друга, в руках у них логопедический тренажер. По команде ведущего, на стол ставиться мячик для пинпонга. Задача участников «задуть» гол команде соперников.

Таблица 1 - Бланк результатов за каждую игру

Название игры

Название команды

Название команды

Кол-во баллов набранных за каждый этап

1

Игра «Дуй и толкай»



2

Игра «Отгадай где»



3

Игра «Трубочки и листочки»



4

Игра «Башня из стаканчиков»



5

Игра «Футбольный переполох»



Подведение итогов





Максимальное количество баллов за раунды получает та команда, которая справиться с задание быстрее всех. В случае с игровым упражнение «Угадай где», максимальное количество баллов получит та команда, которая угадает максимальное количество спрятанных шариков (1 шарик = 5 баллов) [4].

За каждый раунд команда победителей получает 5 баллов, команда идущая на втором месте получает три балла. Игровое упражнение «Футбольный переполох» оценивается по количество «забитых» голов, 1 гол = 10 баллам. Обязательное условие, наличие штрафных балов за нарушение правил (минус 5 баллов). Каждая команда получает памятные призы и дипломы «За участие» и «За победу».

Победителем считается та команда, которая по итоговым баллам набирает максимальное количество. По итогом прохождения игры и проведения диагностики отмечается положительная динамика развития навыков коммуникации обучающихся с нарушением интеллекта на примере двух классов 8А (4 обучающихся).

Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения коррекционного курса оценивались по следующим показателям:

5 – Выполнение доступно, самостоятельно.

4 – Выполнение доступно после побуждения взрослого к деятельности.

3 – Действие, навык доступен с незначительной помощью взрослого; совместно.

2 – Действие, навык доступен только с помощью взрослого; совместно.

1 – Действие выполняется взрослым, обучающийся полностью пассивен.

0 – Обучающийся отказывается выполнять действие.

Динамика развития обучающихся оценивалась результатов относительно себя:

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;

3 балла ― значительная динамика.

На основе анализа достижений планированных результатов оценена динамика развития обучающихся. Перечень планируемых результатов освоения обучающихся (БУД): 1. Умение выстраивать толерантные отношения 2. Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы 3. Умение вступать в контакт со сверстниками 4. Умение вступать в контакт с педагогом 5. Умение поддерживать коммуникацию 6. Умение задавать вопросы по теме общения 7. Умение отвечать на вопросы 8. Умение обращаться за помощью к окружающим 9. Умение слушать собеседника 10. Умение вступать в диалог 11. Умение соблюдать субординацию 12. Умение принимать чужое мнение 13. Умение принимать разную точку зрения 14. Умение работать в группе, сотрудничать 15. Умение принимать простую инструкцию 16. Умение использовать логические действия самостоятельно [3]


Таблица 2 - Сводная таблица

«Динамика развития обучающихся 8 А класса по результатам прохождения курса коррекционно – развивающей области «Давайте играть вместе» 2023 – 2024 учебный год

Планируемые результаты

Отсутствие фиксированной динамики

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

4(100%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

2 (50%)

1 (25%)

1 (25%)

0 (0%)

0 (0%)

2 (50%)

2 (50%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

2 (50%)

1 (25%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

4 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

1 (25%)

3 (75%)

0 (0%)

0 (0%)

Итого

15,6 %

78,1 %

6,3 %

0 %


В 2024-2025 учебном году данный курс коррекционо – развивающей области (КРО) проходит с обучающимися 9А и 9Б классов, так как показала положительный эффект и динамику при работке с детьми с интеллектуальными нарушениями.




Рисунок 1 - Общие результаты динамики развития обучающихся 8 А класса при прохождении курса коррекционно – развивающей области «Давайте играть вместе»

Доля положительной динамики составляет 84,3 %, что свидетельствует об эффективности прохождения коррекционного курса и проведенной работы в целом.





Список источников

  1. Гахова А.С. Рабочая программа по курсу коррекционно – развивающей области «Давайте играть вместе» / КГКОУ ШИ 11 п. 2020 – 73с. Ванино

  2. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми» Практическое пособие часть 1 – М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 416с.

  3. Федеральный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 – 88с.

  4. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Психолог в средней школ. Справочные материал». – ООО «Феникс» г. Ростов – на – Дону, 2014 – 335с.